Программа индивидуальной работы со слабо успевающими учащимися


ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа – интернат
для одарённых детей»
Программа индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися
Программу подготовила: Бузунова Елизавета Васильевна
Учитель начальных классов
2013-2014 учебный год
План работы со слабоуспевающими учащимися
Цели:
1. Выполнение Закона об образовании
2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
1.Создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.
2.Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
3.Обеспечить реализацию разноуровнего обучения
4.Изучить особенности слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
5.Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду
Основополагающие направления и виды деятельности:
1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2014-2015 уч. год
учителя начальных классов Бузуновой Е. В.
 
Мероприятия Срок
1. Составить список слабоуспевающих учащихся . Информацию сдать завучу Август
2.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Сентябрь
3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, Сентябрь
4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися В течение учебного года.
5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, МО) В течение учебного года.
6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Сентябрь, обновлять по мере необходимости.
7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
В течение учебного года.
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.
В течение учебного года.
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. В течение учебного года.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Программа деятельности классного руководителя
со слабоуспевающими учащимися
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК.
Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2014-2015 уч. год
Мероприятия Срок
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся 3- класса по итогам предыдущего года обучения Август
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса Сентябрь
3. Провести собеседование с учителями-предметниками 3 «Б» класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. Предложить учителям представленный план работы. Сентябрь
4. Собеседования с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с ребенком. По итогам четверти.
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. Согласно графику контрольных работ.
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. Выборочно, по ситуации.
7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся В течение всего учебного года.
Сводная ведомость успеваемости
Индивидуальная карта учащегося.
Характеристика на ученика классным руководителем.
Характеристика преподавателя (предметника) на учащегося.
Отслеживание работы учащегося на уроке.
Лист самоконтроля.
Анкета для родителей (начальное звено).
Анкета для родителей «Комфортность ребёнка в школе».
Методика проведения педсовета.
Методика проведения семинара.
Система индивидуальной поддержки.
1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.
Ф.И. _____________________________________год рождения_____________
№ Предметы оценки
1 четверть оценки
2
четверть оценки
3 четверть оценки
4
четверть год
Казахский язык Русский язык Литература Иностранный язык Математика Познание мира Физкультура Изо Труд Беседы:
1 четверть _________________________________________________________
__________________________________________________________________
2 четверть _________________________________________________________
3 четверть _________________________________________________________
__________________________________________________________________
4 четверть
Классный руководитель:__________________________ / ________________ /
2. ХАРАКТЕРИСТИКА
на ученика ________________________________________________________
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося
1.1. Мотивация к учебной деятельности:
сформирована;
сформирована недостаточно;
не сформирована.
1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая.
1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала:
быстро запоминает медленно запоминает
быстро забывает медленно забывает 1.4. Трудности в усвоении учебного материала нет / есть.
1.4.1. Если есть, то какие ____________________________________________
Успешность в усвоении различных форм обучения:
более успешен в письменных работах;
более успешен в устных ответах;
успешен в обеих формах;
не успешен в обеих формах.
2. Характеристика личности учащегося
взаимоотношения доброжелательные напряжённые враждебные
со сверстниками с учителями с родственниками с матерью с отцом 2.1. Какие черты характера ученика нравятся учителю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:
2.3. Наличие отклонений в поведении: ___________________ (есть / нет)
2.3.1. Если есть, то какие ____________________________________________
3 Сведения о семье учащегося
3.1. Семья полная / неполная. Кто из родителей отсутствует_______________
3.2. Количество детей в семье ________________________________________
3.3. Национальность _______________________________________
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПРЕДМЕТНИКА)
НА УЧАЩЕГОСЯ.
Ф.И. учащегося _____________________________ класс ________________
Ф.И. преподавателя _________________________предмет _______________
Дата _______________________________________
Просим отметить замеченные Вами у ребёнка качества из предложенного набора и подчеркнуть нужное или отдельно указать замеченное Вами. При отсутствии наблюдений в отдельных сферах, информацию можно не представлять.
Сложности в общении
Особенности внимания:
часто «отсутствует на уроке, не слышит вопроса»
кратковременный характер
периодически включается
стабильно удерживает внимание
другое ________________________________________________
Учебная активность:
пассивен;
отвечает, если спрашивают,
активно участвует в работе,
чрезмерная активность, переключает внимание на себя,
часто неправильные ответы,
другое _________________________________________________
Заинтересованность в учебной деятельности:
большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и т. д.,
общается с другими, отвлекает их;
переключает на себя внимание;
включается в обучение на отдельных темах;
постоянно активно и творчески работает с материалом урока;
другое __________________________________________________
Темп деятельности:
медленный;
средний;
быстрый;
неравномерный;
другое ___________________________________________________
Степень усвоения материала:
усваивает не с первого раза и с трудом;
сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия;
быстро входит в материал и легко формирует навык;
другое _____________________________________________________
Для учителя русского языка
типичные ошибки на письме __________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка уровня подготовки
Навыки письма:
пишет медленно, с трудом;
средний темп;
пишет быстро и легко;
почерк корявый и неровный;
почерк разборчивый;
почерк каллиграфический;
пишет буквы слитно, не отрывая руки;
пишет буквы отдельно (может быть «печатает» некоторые буквы);
наличие своеобразного написания некоторых букв;
другое ______________________________________________________

4. РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ.
Ф.И. учащегося __________________________________________________
Ф.И. учителя (предметника) _______________________________________
Дата ______________________________класс ________________________
Тип урока:
лекция
семинар
практическая работа
контрольная работа
другой тип урока 1. Проверка домашнего задания: 1.1. Письменное домашнее задание учащийся выполнил (да/нет) 1.2. Оценка за ответ с места 1.3. Оценка за устный ответ у доски 1.4. Оценка за письменный ответ с места 1.5. Оценка за письменный ответ у доски 1.6. Учащийся просил спросить его по материалу домашнего задания (да/нет) 2. Проведение лекции: 2.1. Объяснение нового материала (проводилось / не проводилось) 2.1.1. Учащийся слушал объяснения нового материала (внимательно / отвлекался) 2.1.2. Учащийся записывает конспект лекции (да / нет) 2.1.3. Учащийся записывает конспект лекции (аккуратно/неаккуратно) 2.1.4. В каком темпе работал учащийся (высокий / средний / низкий) 2.1.5. Каким образом учащийся отвлекался во время лекции:
играл
выполнял задания по другим предметам
читал
смотрел в окно
не отвлекался 2.1.6. Как учащийся отвечал на вопросы учителя по ходу урока (сам просил спросить его / отвечал только по вызову учителя) 2.2. Закрепление нового материала (проводилось / не проводилось) 2.2.1. При закреплении нового материала (работал на своём рабочем месте / просил вызвать его к доске / отвлекался) 2.2.2. На каком уровне учащийся усваивает новый материал:
может воспроизвести материал урока
может выполнить аналогичное задание
может обобщить материал и сделать вывод
не может ответить на вопрос учителя 2.2.3. Какие оценки получает при закреплении нового материала 2.2.4. Допускает нарушения техники безопасности (однократно /повторно) 2.3. Домашнее задание (есть / нет) 2.3.1. Учащийся записывал домашнее задание (да / нет) 2.3.2. Куда записывает домашнее задание учащийся (в тетрадь / в дневник / куда-нибудь) 2.3.3. Во время прощания с учителем учащийся (спокоен / возбужден) 5. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
№ Вопросы
1. Отягчающие обстоятельства в дошкольном периоде развития ребёнка:
тяжёлые роды,
травмы,
частые заболевания.
2. Сколько раз и чем болел Ваш ребёнок в прошлом году? (укажите конкретно)………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
3. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (укажите конкретно) …………………………….
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
4. Признаки детской нервности:
двигательная расторможенность (часто/иногда)
заторможенность (часто/иногда)
склонность к беспокойству, волнениям (часто/иногда)
повышенная раздражительность (часто/иногда)
непереносимость шума, духоты (часто/иногда)
необоснованные страхи (часто/иногда)
беспокойный сон (часто/иногда)
слезливость (часто/иногда)
другие признаки (укажи если есть) ……………………………………
……………………………………………………………………………….
5. Умеет ли ребёнок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит телевизор?
да,
скорее да, чем нет,
скорее нет, чем да,
нет.
не обращал внимание
не знаю.
6. - Хорошо ли развита у него рука? (да / нет / не очень)
- Может ли рисовать, лепить? (да / нет / не очень)
- Может ли рисовать, лепить, работать ножницами? (да / нет / не очень)
- Может ли работать ножницами, зашивать? (да / нет / не очень)
- Может ли писать печатными буквами? (да / нет / не очень)
- Может ли рисовать узоры? (да / нет / не очень)
- Может ли сам завязывать шнурки, застёгивать пуговицы? (да / нет / не очень)
7. Как быстро устаёт ребёнок в процессе работы, усидчив ли?
может работать долго (более 30 минут), даже если не очень нравится;
может долго заниматься только тем, что нравится;
даже если дело нравится, заниматься долго не может, не усидчив.
8. - Владеет ли ребёнок навыками самообслуживания?
может сам одеваться, раздеваться (да / нет / не очень)
может сохранять опрятный вид (да / нет / не очень)
- Приучен убирать игрушки, вещи?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
9. Можно ли сказать, что он достаточно ответственный? (не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнять их)
да;
скорее да, чем нет;
скорее нет, чем да.
10. - Умеет ли ребёнок себя вести?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
- Усвоил ли правила поведения в общественных местах?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
11. - Умеет кататься:
на коньках;
на лыжах;
на велосипеде.
- Можете ли Вы назвать его ловким?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
12. - Хочет ли идти в школу?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
13. - Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению?
да;
скорее да, чем, нет;
скорее нет, чем да.
Как помочь ребенку в кризисных ситуациях
* Культивируй в себе спокойное, доброжелательное, непредвзятое отношение к ребенку.
Используй позитивную оценку: замечай в ребенке положительныекачества, обращай внимание на малейшие изменения в лучшуюсторону.
Ставь перед ребенком реальные задачи, учитывая его
возможности.

Будь последовательным и систематичным в своих требованиях.
Оценивай действия, а не личность.

Сравнивай человека, его успехи только с самим собой, а не сдругими.
Критикуя давай возможность реабилитации: показывай вариантыжелательного поведения.
Критикуя не вспоминай прошлые ошибки (их можно толькоанализировать, а не осуждать).
Помни: наказывать - не значит ругать (воздерживайся ототрицательных эмоций).
Умей признавать свои ошибки перед ребенком, не заглаживая вину поблажками и уступками.
Методические аспекты компенсирующего обучения.
1. В совершенстве владеть психологическими особенностями детей группы риска.
2. Диагностировать и прогнозировать результаты учебной деятельности
школьников.
3. Использовать такие приёмы коррекционной работы как:
проговаривание;
комментирование;
систематическое повторение.
4. Использовать схемы - опоры, алгоритмы, памятки, таблицы, наглядность, разнообразные тренировочные упражнения, дидактические игры, игровые приёмы.5. Отрабатывать навык чтения на каждом уроке.
6. Учитывать затруднения учащихся в усвоении знаний в ходе текущей работы.
Индивидуально дозировать темп и объём работы, постепенно увеличивать и усложнять нагрузку.
7. Учитывая состояние здоровья детей:
а)проводить динамические паузы, физминутки, релаксацию;
б)чередовать умственное напряжение и физическую нагрузку для предупреждения переутомления;
в)соблюдать санитарно-гигиенические требования к уроку.
8. Во время работы с детьми необходимо проявлять особый педагогический такт,
исходя из особенностей личности.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ
НА УРОКЕ.
ПРОФИЛАКТИКА НЕУСПЕВАЕМОСТИ.
Этапы_урокаАкценты в обучении
В процессе
контроля знаний
учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.
Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой
В процессе контроля за усвоением
знаний учащимися 1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у учащихся затруднения. 2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки, допускаемые учащимися в устных ответах, письменных работах, концентрировать внимание на их устранение.
3. Контролировать усвоение материала учениками. пропустившими предыдущие уроки.
4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги
усвоения основных понятий, законов, правил, умений,
навыков учащихся, выявлять причины отставания.

При изложении
нового материала Поддерживать интерес к усвоению темы.
Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебногоматериала.
Привлечение к высказыванию предложений припроблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Обязательно проверять в ходе урока степеньпонимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
В ходе самостоятельной
работы
учащихся науроке. 1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных
заданий ряда простых.
2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,
напоминание приема и способа выполнения. Указание на
необходимость актуализировать то или иное правило.
3. Инструктирование о рациональных путях выполнения
заданий, требованиях к их оформлению.
4. Стимулирование самостоятельных действий. Более
тщательный контроль за их деятельностью, указание на
ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.
5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее
Существенным разделам материала, стремясь меньшим
числом упражнений, но поданных в определенной системе
достичь большего эффекта. Включать в содержание
самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок,
допущенных при ответах и письменных работах.
6. Инструктировать о порядке выполнения работы.
7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при
затруднениях в самостоятельной заботе.
8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно
развивать их самостоятельность.
9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном
темпе и осуществлять контроль.
При
организации
самостоятельной
работы внекласса. Выбор для групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками.
Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.