Психологические игры Ролевые игры


Схема "ролевой игры." КТД 3 основных этапа:подготовка, организация дела;проведение дела;анализ, рефлексия дела. ПЕДАГОГ ОБСУЖДАЕТ С ДЕТЬМИ ВОПРОСЫ: "ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ?"; "КОГДА?"; "ДЛЯ КОГО?"; "ГДЕ ПРОВОДИТЬ?"; "КТО БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ?"И Т.Д. 1э. Проведение стартовой беседы. 2Э.СОЗДАНИЕ МИКРОГРУПП (ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП). ЦЕЛИ КТД;ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ (ВОЗРАСТНЫХ И Т.Д.);СПЕЦИФИКИ КТД. . Микрогруппы создаются по разным основаниям в зависимости от: КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗУЕТСЯ ПО КРУГУ (ПО ЦЕПОЧКЕ). 3. Обсуждение дела в микрогруппах. 3. ЭТ. ПОДСКАЗКИ (СПРОСИТЕ У ТОГО-ТО, ПОСМОТРИТЕ ТАКУЮ-ТОКНИГУ, ВСПОМНИТЕ О ТОМ-ТО И Т.Д.);ПОДСКАЗКИ (СПРОСИТЕ У ТОГО-ТО, ПОСМОТРИТЕ ТАКУЮ-ТОКНИГУ, ВСПОМНИТЕ О ТОМ-ТО И Т.Д.);"ЗАГОВОРЫ" С ОТДЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ;АНОНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЛА);ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫБОРА ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ;ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ ПЕДАГОГАСЮРПРИЗЫ (ВЫПОЛНЕНИЕ МИКРОГРУППОЙ ЧАСТИ ОБЩЕГО ДЕЛА ПО СЕКРЕТУ ОТ ДРУГИХ);ПОМОЩЬ СОВЕТОМ;ДОВЕРИЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ ПОРУЧЕНИЕМ ("ТОЛЬКО ВЫ МОЖЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ОЧЕНЬ ХОРОШО");ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ О ПОМОЩИ;ТРЕБОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА;КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА И ДР. 3э. "ЗАГОВОРЫ"АНОНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЛА);ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫБОРА ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ;ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ МИКРОГРУППЫ;СЮРПРИЗЫ (ДЕЛА ПО СЕКРЕТУ ОТ ДРУГИХ);ПОМОЩЬ СОВЕТОМ;ДОВЕРИЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ ПОРУЧЕНИЕМОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ О ПОМОЩИ;ТРЕБОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА;КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА И ДР. 3э. 4э.Проведение сбора-старта.5э.Создание совета дела. 6э. Выполнение заданий микрогруппами. Порядок реализации технологии игры-путешествия.Примерные этапы (станции), определяющие содержание игр-путешествийИгра-путешествие По тропе Берендея"Викторина деда-природоведа" (народные приметы природных явлений, фенологические наблюдения)."С природой на Вы" (о правилах поведения на природе)."Природа задает загадки" или "Поляна чудес" (природные явления, закономерности)."На лесной опушке" (песни о природе и ее охране). "Что растет в лесу?" (видовые названия растений)."Красная книга - крик природы о помощи" (информация о международной и национальной Красной книге)."Лужайка-поиграйка" (подвижные игры с экологическим содержанием). Игра-путешествие "В мир театра""Театр уж полон, ложи блещут..." (о правилах этикета в театре)."Знаменитые театры мира" (информация о ведущихтеатрах мира)."Балет" "Оперетта""Драма" Игра-путешествие"Давайте говорить друг другу комплименты" (культура общения, составление "словарика приятных слов")."Я к Вам пишу" (этикет письма)."Алло? Алло?" (этикет разговора по телефону)."Дарю тебе" (этикет выбора и преподнесения подарка)."Гости в доме" (этикет приема Игра-путешествие "В Страну этикета""Здравствуйте" (о культуре приветствия)."Приятного аппетита" (этикет за столом)."У всех на виду" (этикет в общественных местах)."Разрешите пригласить" (этикет на вечере, дискотеке). Описание отдельных технологий рефлексии в педагогическом процессе Технология "Рефлексивный круг"Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.что нового вы узнали, чему научились;каковы причины этого;-как вы оцениваетезавершает рефлексив­ный круг. Технология "Рефлексивная мишень"На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. Технология "Мини-сочинение"Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании на темы:"Я - в уроке, урок - во мне" ("Я – в…., ….- во мне" (мое участие, мой вклад, самооценка деятельности; значение…, для развития учащегося - самооценка);"Мои мысли о своем участии в деле";"Как я оцениваю результаты дела";-"Что мне дал … (дело)".Познакомившись с сочинениями, педагог проводит иханализ. Технология "Ключевое слово"Участникам педагогического взаимодействия Для выполнения этой работы дается 2-3 мин. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Технология "Зарядка"Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.. Могут быть предложены следующие движения:присесть на корточки - очень низкая оценка, нега­тивное отношение;присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться нацыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение. В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением Технология "Анкета-газета"На большом листе бумаги.) предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п. Технология "Цепочка пожеланий"Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Технология "Заверши фразу"Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результат "Природа - это...";"Обращение с природой для меня - это...";"Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился...";"Во время игры я приобрел...";"Игра заставила меня задуматься о...";"По отношению человека к природе можно судить о..." Технология "Острова"На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др 4 ТЕХНОЛОГИИ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Технология "Мастерская будущего"Общая характеристика технологии. "Мастерская будущего" - одна из интерактивных ("интеракция" - взаимодействие), продуктивных педагогических технологий, которая строится на следующих принципах:-взаимодействие - обмен деятельностями -мысле деятельность - организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся по решению проблемы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и-смыслотворчество - обмен -полилог - уважение к чужой точке зрения, любой смысл имеет право на существование;-моделирование, конструирование деятельности Условия реализации технологии:- до 30 человек;оборудование:листы ватмана (по 2—3 листа на каждую творч. группу);листы бумагимаркеры (по 1-2 на каждую творческую группу "Мастерская будущего", могут быть следующие:"Взаимодействие человека и природы";"Общение человека с искусством";Например, предлагается зафиксировать "+" и "-" взаимодействия человека и природы Второй этап. Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью 5-7 человек и в течение 30-40 мин (можно до 2-3 ч) разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы. Например, идеальную модель взаимодействия человека и природы Второй этап. Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью 5-7 человек и в течение 30-40 мин (можно до 2-3 ч) разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы. Например, идеальную модель взаимодействия человека и природы Третий этап. Реальные действия. Тем же творческим группам (прежний состав) предлагается в течение 20-30 мин определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. Технология "Алфавит«1 этап. Смыслотворчество. На этом этапе педа­гог предлагает раскрыть смысл изучаемого понятия (в нашем примере - это "окружающая среда"), за­полнив технологическую карту (вписать маркером в каждую строку с соответствующей буквы алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл изучаемого понятия). Второй этап. Аналитический. На этом этапе учащимс предлагается из всех записанных на технологической кар те слов выделить три, которые наиболее отражают сущность изучаемого понятия. Третий этап. Рефлексивный. Заканчивается реализация технологии анализом деятельности участников, их взаимодействия