Программа кружковой работы для учащихся 5 классов « Азбука здоровья»


ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
___________Калина Надежда Геннадьевна (вторая категория)___________
Ф.И.О. учителя, категория
по__ для учащихся 5 классов
« Азбука здоровья»
предмет, класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__________ от« _____ » __________20__ г.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность данного курса обусловлена следующими причинами.
Ухудшение социального положения и здоровья детей и подростков с каждым годом проявляется все более отчетливо. Можно без всякого преувеличения сказать, что к концу ХХ века в России началась эпидемия профессионального заболевания школьника – гастрита и сколиоза. По данным авторских экспертов менее 10 % выпускников школ практически здоровы.
Курс «Твое здоровье» знакомит школьника с ним самим, его внутренними возможностями, парадоксами, конфликтами, тайнами и является продолжением курса «Азбука здоровья ( программа «Педагогика Здоровья» под ред. В.Н. Касаткина).
Цель курса – сформировать у школьника потребность в здоровье, повысить мотивацию на его действенное укрепление, обеспечить их необходимой для этого информацией.
Задачи курса:
Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира.
Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного, от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного.
Научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.
Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.
Программа рассчитана на учащихся 5 классов, составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Первый раздел « Человек и окружающая среда» направлен на то, чтобы школьник научился понимать и познавать себя, свои возможности, видеть взаимосвязь человека с окружающим миром. Познать собственное «Я». Данный раздел специальной целью ставит осознание ребенком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления личности и включает изучение следующих тем : « Быть здоровым», «Движение для здоровья».
Второй раздел программы «Как устроен человек» является одним из основных для развития познавательной деятельности учащихся. Они должны знать себя, видеть необходимость в занятии спортом, развитии и укреплении мышц спины, шеи. Приобретая знания, умения ребенок пропускает их через себя, воспринимая их «изнутри».
Третий раздел «Школа здорового питания» очень важен, так как пищу человек ежедневно делает «частью себя», поэтому детям необходимо культуру питания. Правильное питание – эффективный способ профилактики и предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно-сосудистых заболеваний. Цель данного раздела: сформировать у школьников представление о влиянии питания на здоровье. Они должны научиться разделять продукты питания по их пищевой и энергетической ценности, соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употреблении пищи. У школьников необходимо развивать чувство собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания.
Четвертый раздел « Ослепительная улыбка на всю жизнь». Здоровье полости рта имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протяжении всей жизни. В тоже время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространенных в современном обществе. Основным содержанием данного раздела является правильный уход за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, формирование у детей знаний и здоровых привычек , которые помогут им сохранить зубы здоровыми и красивыми на протяжении всей жизни.
Как человек воспринимает окружающий мир, умение видеть, слышать, чувствовать, различать многообразие окружающей среды поможет учащимся изучение тем в пятом разделе «Самопознание». Дети должны научиться беречь зрение, слух, уважительно относиться к людям, которые имеют различные функциональные нарушения органов чувств.
На протяжении всей жизни человек сталкивается с растительным и
животным миром. В шестом разделе «Мир вокруг нас» учащиеся познакомятся с растениями, которые являются нашими полезными спутниками и помогают в борьбе с некоторыми заболеваниями, способствуют укреплению здоровья. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями родного края.
Человек вынужден жить в современных искусственных и потенциально опасных внешних средах. Одна из них – транспортный мир, среда дорожного движения. Экстремальные ситуации возникают вдруг, внезапно. Они требуют от нас оперативного сосредоточения, анализа сложившихся обстоятельств и принятия решения, от которого может зависеть жизнь и здоровье. Цель седьмого раздела «Будь осторожен!» - помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла.
Восьмой раздел «Профилактика аддиктивного поведения» направлен на формирование у детей, прежде всего навыков самосохранения (не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком), дети должны осознать возможность очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости, иметь собственную жизненную позицию, формировать круг интересов, уметь отстаивать свою точку зрения.
Как вести себя дома и в гостях, в общественных местах , изучить особенности своего мышления, памяти, видеть индивидуальные особенности своего организма, уметь управлять своими эмоциями, настроением научатся учащиеся при изучении девятого раздела
« Я и другие».
Методика проведения занятий предполагает выполнение практических работ, проведение игр, тестированных работ. Обучение строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
Класс Раздел Основные требования
5класс 1. Человек и окружающая среда.
2. Как устроен человек.
3.Школа здорового питания.
4.Ослепительная улыбка на всю жизнь.
5.Самопознание.
6.Мир вокруг нас.
7.Будь осторожен!
8.Профилактика аддиктивного поведения.
9. Я и другие.
Учащиеся должны уметь составлять режим дня, знать и оценивать значение свежего воздух, уметь чередовать умственную и физическую деятельность, иметь представление о моде и здоровье, иметь представление о влиянии и взаимодействии окружающей среды и человека.
Учащиеся должны знать части своего тела, иметь представление о группах мышц, как осуществляется движение, значение физических упражнений на здоровье человека, как происходит дыхание, дыхательная гимнастика.
Учащиеся должны, знать на какие группы, и по каким признакам делятся продукты питания, иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных «опасностях» на каждом из них. Иметь представление о роли основных питательных веществ для здорового развития организма. Знать традиции русской кухни, иметь навыки соблюдения режима питания, знать правила хранения продуктов питания, иметь представление о сроке годности продукта, о приготовлении пищи.
Дети должны знать строение полости рта, зубов их функции, иметь представление о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, владеть основными правилами гигиены полости рта.
Учащиеся должны знать о значении органов зрения, слуха, обоняния в жизни человека, должны уметь различать свои ощущения, соблюдать правила гигиены, нормы поведения в обществе. Уметь проводить офтальмологическую зарядку, оценивать её значение.
Иметь представление о многообразии растений, какое место они занимают в жизни человека, знать о лекарственных растениях, об опасности ядовитых представителей растительного мира. Знать и понимать важность правил поведения в природе.
Должны знать о сложности движения транспорта и пешеходов, учиться контролировать свои действия при экстремальных ситуациях. Иметь представление о навыках поведения.
Дети должны знать, что такое активное и пассивное курение, уметь видеть отрицательное воздействие вредных привычек на здоровье человека.
Знать правила вежливости, необходимость их соблюдения в школе и дома, учиться контролировать свои эмоции, знать особенности своей памяти, внимания, мышления, иметь представление о психическом здоровье.
раздел Тематическое планирование 5 класс Количество часов
1 Быть здоровым 12ч
2 Строение организма 8ч
3 Питание и эмоциональное состояние 10ч
4 Правила ухода за зубами 4ч
5 Самопознание через ощуще-ние,чувство,образ 6ч
6 Растительный мир. Поведение в незнакомой природной среде 8ч
7 Правила дорожного движения. Предупреждение травматизма. 6ч
8 Привычки «вредные» и «полезные» 7ч
9 Межличностные отношения. 8ч

Учащиеся должны знать:
понятие «здоровый образ жизни»,
значение свежего воздуха и закаливания для организма,
о влиянии факторах окружающей среды на организм человека,
о роли движений для человека,
знать части тела их функции, отделы скелета,
понятие правильной осанки,
знать где и как хранить продукты питания,
о витаминах и их значении для роста и развития организма,
знать о гигиене полости рта,
о восприятии мира через органы чувств,
многообразии растений и использовании их человеком,
правила поведения в природе,
правила дорожного движения,
знать о правилах поведения в общественных местах, при встрече с незнакомыми людьми.
Учащиеся должны уметь:
вести дневник здоровья,
составлять режим дня,
проводить утреннюю зарядку,
определять качество продуктов,
уметь составлять меню,
соблюдать гигиену полости рта,
выбирать зубную пасту,
распознавать ядовитые растения, грибы,
уметь сказать «нет» вредным привычкам,
уметь правильно себя вести при встрече с незнакомым людям,
уметь вежливо себя вести в школе и дома,
преодолевать стрессовые ситуации.
Список используемой литературы
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: учеб,пособие для 9-10 кл. сред, шк.: Факультатив, курс - М:просвещение, 1998 - 192стр.
2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучениежизненно авжным навыкам в школе: Пособие для классныхруководителей \Под ред Н.П. Майоровой. - СПб.:Издательство «Образование-Культура», 2002 - 288стр.
3. Ольгин О. От абрикоса до яблока.- М.: Текст, 1994г
4. Родионов В.А. Я и другие. Ярославль: Академия развития,2001г.
5. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Дляучащихся 5-7 классов. Санкт-Петербург, изд. «Петроградскийи К°» 1998г.
6. Титов С.В. Здравствуй лето! Волгоград: Учитель, 2003г.
7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.-М.: Просвещение, 1988 - 191стр.


Учебно-тематическое планирование
Раздел
программы Кол-во
часов Номер урока Тема урока Тип урока (урок объяснения нового, закрепления, обобщения, контроля) Дата проведения
План Факт
1.Вводное занятие. 1 1 Введение. Объяснения нового 1нед. Сентября 2.Человек и окружающая среда. 1 2 Оформление дневника здоровья. Возникновение и развитие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Объяснения нового 1нед. Сентября Быть здоровым.
(12часов) 1 3 Режим дня. Значение свежего воздуха для организма, температурный режим. Объяснения нового 2нед. Сентября 1 4 Значение закаливания для организма. Воздушные, водные, солнечные процедуры. Загар. Объяснения нового 2нед. Сентября 1 5 Защитные силы организма. Объяснения нового 3нед. Сентября. 1 6 Сон и его значение. Объяснения нового 3нед. Сентября.
1 7 Факторы окружающей среды, воздействующие на организм. Объяснения нового 4нед. Сентября. 1 8 Терморегуляция. Объяснения нового 4нед. Сентября. 1 9 Чередование умственной и физической деятельности в учебном процессе. Объяснения нового 1нед. Октября 1 10 Мода и здоровье. Мир моего дома. Экология помещения. Объяснения нового 1нед. Октября 1 11 Народная медицина. Объяснения нового 2нед. Октября
1 12 Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомляемость. Движение для здоровья. Объяснения нового 2нед. Октября 1 13 Проведение зарядки. Разработка компле-кса упражнений. Двигательная активно-сть и здоровье человека. Гиподинамия. Влияние зарядки на различные группы мышц. Элементы двигательного режима. Мой любимый вид спорта.
Объяснения нового 3нед. Октября. 3. Строение организма 1 14 Строение организма. Объяснения нового 3нед. Октября Как устроен человек 1 15 Части тела их функции, скелетные мышцы, кожа. Объяснения нового 4нед. Октября (8часов) 1 16 Система органов человека. Отделы скелета. Комбинированный 4нед. Октября 1 17 Значение мышц шеи, спины, туловища. Объяснения нового 1нед. Ноября 1 18 Строение позвоночника. Правильная осанка. Объяснения нового 1нед. Ноября 1 19 Как мы дышим. Дыхательная гимнастика. Объяснения нового 2нед. Ноября 1 20 Нарушение органов дыхания. Объяснения нового 2нед. Ноября
1 21 Кожа- зеркало здоровья, как орган выделения и дыхания. Комбинированный 3нед. Ноября. 4. Питание и эмоциональное состояние 1 22 Питание и эмоциональное состояние. Комбинированный 3нед. Ноября. Школа здорового 1 23 Как мы едим, что мы едим. Объяснения нового 4нед. Ноября. питания.
(10часов) 1 24 Режим питания. Комбинированный 4нед. Ноября 1 25 Как и где хранить продукты питания. Объяснения нового 1нед. Декабря 1 26 Определение качества продуктов. Комбинированный 1нед. Декабря 1 27 Белки. Жиры. Углеводы их значение для роста и развития организма.. Объяснения нового 2нед. Декабря 1 28 Витамины, их значение для роста и развития организма. Объяснения нового 2нед. Декабря 1 29 Питание и индивидуальное здоровье. Авитаминоз. Объяснения нового 3нед. Декабря 1 30 Приготовление пищи. Составление меню. Комбинированный 3нед. Декабря 1 31 Норма питания. Комбинированный 4нед. Декабря 5.Правила ухода за зубами Ослепительная улыбка на всю жизнь. 1 32 Правила ухода за зубами. Здоровое питание- здоровые зубы – здоровый организм. Комбиниро-ванный 4нед. Декабря (4часов) 1 33 Строение зубов. Объяснения нового 2нед Января 1 34 Заболевание зубов и десен, их предупреждения. Выбор зубной пасты. Комбинированный 2нед Января 1 35 Посещение стоматолога. Понятие о молочных и постоянных зубах. Комбинированный 3нед Января 6.Самопознание через ощущение,чувство,
образ 1 36 Самопознание через ощущение, чувство , образ. Объяснения нового 3нед Января Самопознание.
(6часов) 1 37 Зрение и забота о нем. Зрительные ощущения. Объяснения нового 4нед Января 1 38 Понятие о нарушении зрения. Объяснения нового 4нед Января 1 39 Строение органа слуха , особенности слуховых ощущений. Объяснения нового 1нед Февраля 1 40 Осязание , обоняние Значение органов чувств. Объяснения нового 1нед Февраля 1 41 Офтальмологическая зарядка. Комбинированный 2нед Февраля 7.Растительный мир. Поведение в незнакомой природной среде 1 42 Растительный мир. 2нед Февраля Мир вокруг нас.
1 43 Поведение в незнакомой природной среде. Комбиниро-ванный 3нед Февраля (8часов) 1 44 Лекарственные растения. Их значение и использование человеком. Объяснения нового 3нед Февраля 1 45 Ядовитые грибы, растения, животные. Объяснения нового 4нед Февраля 1 46 Укусы животных и насекомых. Защита от насекомых.. Объяснения нового 4нед Февраля 1 47 Оказание первой медицинской помощи. Объяснения нового 1нед. Марта 1 48 Оказание первой медицинской помощи. Комбинированный 1нед. Марта 1 49 Правила поведения на природе. Комбинированный 2нед. Марта 8. Правила дорожного движения. 1 50 Безопасность на улице при любой погоде. Объяснения нового 2нед. Марта Предупреждение травматизма. 1 51 Правила дорожного движения. Комбинированный 3нед. Марта
Будь осторожен!
(6часов) 1 52 Предупреждение травматизма. Комбинированный 3нед. Марта
1 53 Первая помощь при травмах. Комбинированный 4нед. Марта
1 54 Первая помощь при травмах. Комбинированный 4нед. Марта 1 55 Поведение при возникновении экстремальной ситуации. Комбинированный 1нед. Апреля. 9. Привычки «вредные» и «полезные» 1 56 Привычки « вредные» и «полезные». Объяснения нового 1нед. Апреля. Профилактика аддиктивного поведения. 1 57 Вредная привычка. Грызи ногти. Объяснения нового 2нед. Апреля.
(7часов) 1 58 Курить – здоровью вредить. Вредные привычки человека. Курение. Объяснения нового 2нед. Апреля.
1 59 Влияние табака на организм. Объяснения нового 3нед. Апреля. 1 60 Вредные привычки человека. Алкоголь. Объяснения нового 3нед. Апреля. 1 61 Вредные привычки человека. Наркотики. Объяснения нового 4нед. Апреля. 1 62 Как бороться с вредными привычками. Объяснения нового 4нед. Апреля.
10.Межличностные отношения. 1 63 Межличностные отношения. Объяснения нового 1нед. Мая.
Я и другие.
(8часов) 1 64 Правила вежливости. Объяснения нового 1нед. Мая..
1 65 Вежливые слова и обращения. Вежливость в школе и дома. Объяснения нового 2нед. Мая.
1 66 Переживания, настроение, эмоции. Внимание, наблюдательность, память, мышление. Объяснения нового 2нед. Мая..
1 67 Мир фантазий. Объяснения нового 3нед. Мая.
1 68 Отношение с окружающими. Объяснения нового 3нед. Мая.
1 69 Поведение в общественных местах. Объяснения нового 4нед. мая.
1 70 Психическое здоровье. Стресс как фактор, влияющий на здоровье.
Комбинированный 4нед. мая..
Итого: 70