Каникулярий для сельских школьников как площадка для обретения педагогами опыта деятельности в условиях ФГОС


Каникулярий для сельских школьников как площадка для обретения педагогами опыта деятельности в условиях ФГОС
Новый стандарт побуждает нас всех искать нестандартные решения. Приходится проводить «ревизию» уже имеющихся эффективных средств, а также апробировать новые, причем в деятельностном режиме. Такой «лабораторией творчества» стал каникулярий для сельских школьников.
Идея проведения мероприятия возникла сразу в двух школах. Мы с Н.М.Карповой, завучем МБОУ «Моховлянская СОШ», выступили организаторами праздника - именно так называли его дети во время проведения итоговой рефлексии. Нас поддержали коллеги из наших и соседних школ – п. Невидимка, д. Аитково. Активно включились в деятельность Кокшарова Л.Е. (Кыновская ООШ) и С.А.Гринкевич (СОШ №65), а также педагоги Кормовищенскго дома детского творчества.
В качестве площадки было решено использовать Кормовищенскую школу: новое здание (школа открыта в 2008 году), просторные кабинеты; сюда удобно подъезжать из всех сельских школ района. Кроме того школа является базовой, она хорошо оснащена современной техникой: практически в каждом кабинете есть мультимедийный проектор, имеются интерактивные доски, есть документ-камеры. Огромная заслуга в этом директора школы – Т.Ф.Русиновой. Все это позволяет осуществлять в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к организации учебного процесса.
Первый каникулярий состоялся в ноябре 2012 года. В нем приняло участие 52 ученика из двух сельских школ – МБОУ «Кормовищенская СОШ» и МБОУ «Моховлянская СОШ».
Основной темой каникулярия стала апробация различных форм внеурочной деятельности: дебаты, математический КВН, мастер-классы и т.д. Учителями из 4 школ района (Кормовищенской, Моховлянской, Кыновской и Лицей№1) было проведено 38 внеурочных занятий. Тогда же появился и девиз каникулярия: «Не развлекательно, а увлекательно и познавательно!» (автор Шишкина Н.Н.) Завершился каникулярий веселыми творческими конкурсами, организованными педагогом Кормовищенского дома детского творчества. Судя по откликам, мероприятие стало настоящим СО-БЫТИЕМ для его участников.
Подводя итоги, было решено провести 2-ой каникулярий в весной 2013 года. Определились с темой: решили, что он будет посвящен проектной и исследовательской деятельности. Поскольку именно эти технологии должны стать ведущими в деятельности учителя.
Во 2-ом каникулярии приняли участие уже 4 школы: к учащимся Кормовищенской и Моховлянской школ, присоединились ребята из Новорождественской и Невидимковской школ. Увеличилось и количество участников – 66 человек.
Подвести итоги этого каникулярия можно словами одной из коллег, которая сказала: «До этого я ужасно боялась самого слова «исследовательская деятельность». Здесь я наконец-то поняла, что это такое».
В июне 2013 года мы побывали в п. Кын-заводе. Эта встреча была посвящена краеведению: С.А.Гринкевич провел для нас интереснейшую экскурсию, мы побывали сразу в двух музеях. Традиционно были проведены и учебные занятия развивающего характера. В сентябре мы встретились на базе СОШ №65 и приняли участие в поисково-исследовательской экспедиции, во время которой в деятельностном режиме осваивали методику проведения раскопок (спасибо С.А.Гринкевичу). История Гражданской войны буквально оживала на наших глазах. А сколько идей было выдвинуто ребятами в качестве тем для возможных исследований – просто удивительно!
Третий каникулярий вновь прошел на базе Кормовищенской школы. Часть занятий, как обычно, прошло в «свободном плавании»: педагоги брали те темы, которые им интересны, ограничение одно – направленность на формирование метапредметных умений.
Весной 2014 года мы апробируем занятия краткосрочных курсов, проводить которые педагоги будут в Летнем сельском лагере. Планируется расширить пространство выбора, отработать вариант работы в смешанных возрастных группах, выбора курса учащимися и ряд других рабочих моментов, с которыми мы столкнемся при организации урочной и внеурочной деятельности в условиях работы по новым стандартам.
Таким образом, можно говорить том, что каникулярий действительно стал апробационной площадкой, где учителя пробуют, осваивают новое, а также шлифуют то, что получается особенно хорошо.
Естественно, вся работа направлена, прежде всего, на развитие учащихся. В частности, каникулярий решает одну из достаточно острых проблем, существующих в сельской школе, особенно - в школе с малой наполняемостью, удаленной от центра. Это проблема социализации учащихся, развития коммуникативных навыков. Участие в каникулярии и других межшкольных мероприятиях позволяет – хотя бы отчасти – решить эти проблемы.
На данный момент каникулярий стал частью крупного проекта сетевого взаимодействия сельских школ, который позволит нам объединить имеющиеся кадровые и материальные ресурсы, более эффективно решать задачи, обозначенные в новом стандарте.