Эффективная практика как ключевой элемент профессионального образования


ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил.
Исследования ученых во всем мире показывают, что в скором времени наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологий в производство примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.
Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для промышленности страны становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи.
Одним из важнейших условий, оказывающих влияние на всестороннюю подготовку будущего работника, является организация полноценной учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на всестороннее усвоение совокупности знаний, умений, навыков, а также на овладение опытом творческой деятельности. Говоря языком федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, – на формирование ключевых профессиональных компетенций выпускников. Поскольку среднее профессиональное образование является практико-ориентированным, в процессе обучения учащиеся сразу приобретают конкретные трудовые навыки и имеют много возможностей для практики непосредственно на производстве. Практика является решающим, ключевым звеном в системе профессионального обучения.
Практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Адаптационная функция практики заключается в том, что обучающегося знакомят с основами его будущей профессии или специальности, с различными видами работ, в результате чего он учится ориентироваться в системе социально-производственных отношений и связей.
Обучающая функция практики выражается в практической проверке полученных студентом в процессе теоретической подготовки знаний, а также в выработке им основных профессиональных навыков и умений, в формировании профессионального менталитета.
Воспитательная функция практики способствует формированию у будущего специалиста таких качеств, как инициатива, толерантность, выдержка, усердие, персональная ответственность за разрабатываемые решения.
Наконец, развивающая функция предполагает формирование и развитие у студента-практиканта в процессе прохождения практики организаторских способностей. Во время практики обучающийся развивается как в личностном, так и профессиональном плане, учится мыслить и действовать как профессионал.
Таким образом, общей задачей становится знакомство с основами будущей профессиональной деятельности, получение сведений о специфике работы, а также овладение профессиональными компетенциями.
Для нормального хода процесса производственного обучения особую, зачастую решающую роль играют средства обучения, прежде всего материально-техническое оснащение, а также объекты учебно-производственной деятельности обучающихся. В нашем колледже для проведения учебной и производственной практики создаются условия для всех специальностей и профессий, имеется необходимое профессиональное оборудование, инструменты, технические средства обучения. обеспечены учебно-программной документацией, разработанной с учетом федерального и регионального компонентов.
С целью организации производственной практики для обучающихся и студентов по всем профессиям и специальностям заключаются договора с акционерными и частными предприятиями (приложение 1). Это позволяет обучающимся проходить производственную практику на предприятиях г. Элисты и республики по всем получаемым профессиям и специальностям. А так же заключенные договора позволяют выпускникам закрепиться на рабочем месте в период прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства. Пример – Калмэнерго, Элиста-Ла и т.п.
Преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения регулярно совершенствуют свое педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации, участвуют в работе ПЦК, конкурсах профессионального мастерства. Но жизнь не стоит на месте, промышленность развивается, появляются новые технологии, разработки, что требует профессиональной переподготовки, поэтому преподаватели и мастеров проходят стажировку на реальных рабочих местах, что также регулярно практикуется в колледже.
В процессе практического обучения в колледже осуществляется систематический контроль умений и навыков. Умения и навыки контролируются по каждому модулю, преподаватель имеет информацию о результатах освоения модуля (по аттестационным листам, результатам текущего и промежуточного контроля, производственных характеристик). Формой отчетности о прохождении практики являются отчеты и характеристики. Приобретенные профессиональные компетенции оцениваются на квалификационном экзамене.
Показателями качественной профессиональной подготовки современного специалиста могут служить два критерия. Первый – это количество времени, необходимое выпускнику для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью или профессией. Вторым критерием считается количество родственных специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение. В случае успешного прохождения производственной практики наш студент имеет возможность приобрести не одну, а две и даже три рабочих профессии. Все это позволяет нашим ребятам успешно конкурировать на рынке труда. Так, из 126 выпускников 2015 г. были трудоустроены по полученной специальности или профессии – 28 чел., 36 чел. – служат в армии, 41 – продолжили обучение (около 90%).