Информ-дайджест как эффективная культурная практика в воспитательном пространстве педагогического колледжа


Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Рахманина Н.И.,
зам. зав. филиалом по УВР
Информ-дайджест
как эффективная культурная практика
в воспитательном пространстве педагогического колледжа

Воспитательная деятельность нашего образовательного учреждения богата культурными традициями, направленными на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
Профессиональная компетентность включает в себя формирование ценностных ориентаций, мотивов деятельности, интегративных показателей культуры, таких как речь будущего специалиста, манера общения, отношение к себе, своей деятельности, к смежным областям деятельности [3]. Практическое воплощение данного компонента профессиональной компетентности осуществляется в процессе воспитательной деятельности образовательного учреждения через реализацию определенных культурных практик.
Культурные практики – это основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для студента виды его самостоятельной творческой деятельности [5]. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как Н. Б. Крылова, В. В. Игнатова, Л. А. Барановская, Т. Б. Алексеева [1, 2, 3, 4, 5].
Одной из традиционных культурных практик является подготовка и проведение получасового информ-дайджеста, призванного формировать у студентов не только перечисленные выше составляющие профессиональной компетентности, но и информационную культуру будущих специалистов. Информационная культура – это возможность получить и использовать качественную информацию, которая позволит студенту войти в информационное общество и стать его активным членом [6]. Интересную мысль высказал академик С.И. Вавилов, говоря об информации: «...современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка» [4]. Результативность работы по формированию информационной культуры личности зависит от эффективности взаимодействия людей и четкого распределения ролей [6]. Именно в процессе подготовки информ-дайджеста появляется возможность формирования и этих качеств.
Данная форма организации воспитательной деятельности не нова. Она практикуется в воспитательном пространстве колледжа уже многие десятилетия. Ранее она носила название информационно-публицистической программы, которая включала в себя информационный блок по определенной тематике, подборку цитат и изречений известных людей, иллюстрировалась стихотворениями и песнями, оформлялась выставкой литературы, газет и журналов.
С развитием технологий эта форма воспитательной работы стала называться информационной программой. Содержание таких программ обогатилось ярким оформлением, изготавливаемым руками студенческой группы, осуществляющей подготовку и проведение. В неё были добавлены сценки, инсценировки, короткие танцевальные композиции, в соответствии с тематикой программы. Переломным моментом стало включение видеофрагментов, демонстрируемых с телевизора и записанных на видеокассеты.
Естественный ход времени продиктовал необходимость преобразования информационной программы в информ-дайджест. Причиной стало развитие информационно-коммуникационных технологий, позволивших развернуть изображение на большой экран, готовить и показывать мультимедийные презентации, выходить в интернет, делать собственные видеосъемки и тематические ролики.
Информ-дайджест нашел свое место среди информационных культурных практик колледжа, которые нацелены на расширение кругозора студентов, ознакомление их с новыми понятиями, явлениями, событиями, лицами. Он может быть приурочен к знаменательным датам истории и культуры разных стран, повествовать о выдающихся людях, интересных событиях и явлениях. В нём может содержаться оценка каких-либо мнений или поступков.
В процессе подготовки информ-дайджеста у студентов также формируется и гражданская компетентность, то есть интегративное качество личности, позволяющее осознанно, ответственно и эффективно пользоваться гражданскими правами и свободами, выполнять обязанности гражданина, занимать активную гражданскую позицию, разделять ценности демократического общества, быть патриотом своей Родины, уважительно относиться к народам и культурам других стран. Гражданская компетентность подразумевает формирование ценностно-смысловых компетенций, таких как умение ориентироваться на гуманистические ценности в своих действиях и поступках, умение дать нравственную оценку происходящим событиям, действиям, поступкам, умение принимать гуманистические ценности, умение согласовывать ценности и цели с другими людьми.
Информ-дайджест носит различную направленность:
краеведческий повествует о родном крае, его истории, интересных событиях, выдающихся людях, природе, географии и т.д.;
исторический приурочен к знаменательным датам отечественной и мировой истории, представляет современную оценку событиям, анализирует последствия. Представляемый материал имеет цитаты исторических документов, кинохронику;
нравственно-эстетический рассматривает проблемы нравственности, морали, этики. Он иллюстрируется литературными и музыкальными произведениями, танцевальными и вокальными композициями, инсценировками, изобилует цитатами, афоризмами и крылатыми выражениями;
патриотический несёт на себе мощное воспитательное воздействие на студентов, формирует гражданско-патриотический стержень личности россиянина, ответственного за судьбу своего Отечества;
профилактический направлен на профилактику алкоголизма, табакокурения, употребления психоактивных веществ, суицидальных настроений, терроризма и экстремизма в молодежной среде, а также на пропаганду здорового образа жизни.
Подготовка и проведение информ-дайджеста осуществляется по определенной уже отработанной технологии. В начале учебного года каждая учебная группа колледжа получает тему и сроки или только сроки проведения информ-дайджеста. Во втором случае тематика выбирается студентами самостоятельно под руководством классного руководителя. Далее осуществляется поиск и подбор ценных и интересных материалов по теме, пишется сценарий, распределяются слова, проводится первичное считывание. На втором этапе проводятся репетиции, оттачиваются детали (речь, произношение и интонация, смена ведущих и т.д.), подготавливается оформление, мультимедийное сопровождение, костюмы. Итогом работы является генеральная репетиция. Результат – презентация информ-дайджеста зрительской аудитории, состоящей из всех студентов и преподавателей колледжа. Частота проведения информ-дайджеста: 1 – 2 раза в месяц. Основной принцип в работе над выпуском информ-дайджеста – участие всех студентов группы в его подготовке и проведении. За период обучения в колледже каждая учебная группа делает от 4 до 6 выпусков информ-дайджеста, что позволяет каждому студенту проявить свои творческие способности, попробовать себя в роли ведущего.
Анализируя итоги ежегодного социологического опроса, проводимого среди студентов колледжа, интерес к посещению информ-дайджеста не ослабевает. Студенты активно включаются в его подготовку и проведение, а полученный в процессе этой деятельности опыт очень ценен с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов.
Литература
Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/79-sotsializatsiya-sub-ektov-obrazovaniya-v-informatsionnomobshchestve/459-2-31
Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве [Текст]: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Барановская Лариса Альбертовна. – Чита: 2012.
Игнатова В.В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности [Текст]: монография / В. В. Игнатова, Л.А. Барановская. – Красноярск: СибГТУ, 2010.
Келер В.Р. Сергей Вавилов. Биографическая повесть. — М.: Дет. лит., 1984, электронный вариант.
Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/krylova_nb/krylova-000001.html
Муромцев В.В., Муромцева А.В. Формирование информационной культуры в условиях доминирующей роли виртуальных коммуникаций // Труды XIII Чаяновских чтений. Социальное государство: Вызовы XXI века: Москва, 14 марта / отв. ред. Н. И. Архипова. М.: Изд-во РГГУ, 2013.