Внеклассное мероприятие по музыкальной литературе «Жанр-Опера».Для ДМШ.


Внеклассное мероприятие: «Опера».Автор: Захарченко Лариса Егоровна.
Цель: Рассмотреть жанр оперы, с помощью наглядных примеров на слайдах и с музыкальными фрагментами на интерактивной доске.
Задача: Разобрать жанр оперы, познакомит учащихся с понятием - увертюра, интродукция, ария, речитатив и другое. Познакомить с историей становления оперы, как самостоятельного жанра.
Ход урока:
Погас свет в зрительном зале. К дирижёрскому пульту прошёл дирижёр. Взмах дирижёрской палочки и в зрительный зал полились звуки увертюры или интродукции, которые создают настроение всего музыкального произведения.
Звучит увертюра к опере «Кармен» Ж.Бизе.
Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет и изобразительное искусство. Началась опера. Опера – жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (с итальянского opera – труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера, и всё это время не утихают споры о том, что в ней главное: музыка или текст? Был в истории оперы период, когда её автором считался поэт, либретист, а композитор был лицом второстепенным. Настало то время и для другой крайности, когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в концерт в костюмах. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем сейчас. Главное в опере всё-таки музыка, ради неё мы идём в оперный театр.
Звучит ария Снегурочки, из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
Вот герой поёт арию, в это время ничего занимательного не происходит, действие останавливается. Все слушают музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывается характер. Ария - одна из важнейших частей оперы, ей посвящается отдельный рассказ. Её также, как и другие сольные номера – ариозо, каватину, балладу можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поёт Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии.
Звучит речитатив и ария «Ты взойди моя заря…», М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин».
Звучат медленные, короткие, разделённые фразы. Это пение, но очень похоже на декламацию. Называется оно речитатив (с латинского recitare – читать вслух, громко произносить). Значение речитатива очень велико, он основной инструмент развития действия. Оперы без речитатива не существуют, но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе. Особое внимание речитативу уделял А.С.Даргомыжский, опера «Каменный гость» написана в речитативном стиле. М.П.Мусоргский создал речитативную оперу «Женитьба». Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. Например, в операх М.П.Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.
Звучит хор «На кого ты нас покидаешь…» из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
Ещё один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр. Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создаёт яркие картины, раскрывает чувства героев.
Звучит танец «Краковяк» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Возникло оперное искусство почти четыреста семнадцать лет назад, в конце 16 века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа «о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном» и был поставлен в городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой сложный путь, в результате чего в разных странах сложились свои национальные оперные школы. Самые яркие представители в Италии – Россини, Верди, Пуччини, во Франции – Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии – Вебер, Вагнер, в конце 18 века опера получает расцвет в Австрии – в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева.
В Казахстане оперное творчество получило своё развитие после октябрьской революции. Первые оперные произведения написаны в форме музыкальной пьесы и драмы на основе казахской народной музыки. В 1934 году Е.Г.Брусиловский написал первую казахскую оперу «Кыз Жибек», позже были написаны оперы «Абай», «Биржан и Сара» и другие.
В большинстве случаев опреы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. Например: «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжскокго, «Риголетто» Верди, «Кармен» Бизе – их можно перечислять до бесконечности. Мног опер, в основе которых лежат хорошо известные сказки, романы, повести драматические пьесы, исторические события.
В процессе исторического развития оперы, определились разновидности её жанра: героико-эпическая, историко-героическая, сказочно-лирическая, комедийная, сатирическая и другие жанры. Например: «Князь Игорь» опреа А.П.Бородина будет героико-эпического жанра, опера «Снегурочка» А.Н.Римского-Корсакова будет сказочно-лирического жанра, а опера «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта – комедийного жанра.
Широк круг выразительных средств, которыми располагает композитор в опере – союз музыки и драмы. Это один из самых популярных музыкальных жанров. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помогают слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами.
Итог урока, задание ученикам, разгадать кроссворд по данной теме:
1 2 3 4 5 6 7 8
РУ С Л А Н * И * Л ЮД М И Л А
Оркестровое вступление к опере.
Литературный текст оперы.
Один из основных разделов оперного спектакля.
Родина жанра оперы.
«Ведущий мотив» в опере.
Художественное оформление сцены и спектакля.
Начальная сцена в опере, своеобразное предисловие к основному действию.