Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс


Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена для учащейся с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) на основе федерального государственного стандарта. Обучение ведется по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В.- М.:Просвещение,2010 г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю,34 часа в год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Цель - использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Содержание программы учебного курса
Разделы Кол-во час Темы Краткое содержание раздела
I четверть (8 ч)
Рисование с натуры. 4 Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, расположенных ниже уровня зрения (кружка).
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.
Рисование с натуры листа дерева
Рисование с натуры ветки рябины.  Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2 Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы).
Составление узора в квадрате из растительных форм. Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 1 Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об
изобразительномискусстве. 1 Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.
Узнавание и правильное название изображенных предметов.
II четверть (8ч)
Рисование с натуры. 2 Рисование с натуры игрушки – автобуса.
Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).
 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2 Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 3 Рисование на тему «Моя любимая игрушка».
Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование на тему «Зимние забавы детей» Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном
искусстве. 1 Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла. Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.
III четверть (10ч)
Рисование с натуры. 5 Рисование с натуры доми ков для птиц (скворечник).
Рисование с натуры игруш ки сложной конструкции (подъемный кран).
Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумаж ного стаканчика . Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2
Декоративное рисование панно «Снежинки»
Декоративное рисование открытки к 8 Марта.
Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 2 Рисование на тему: «День защитника Отечества».
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Рассматривание репродукций художественных произведений. 
Беседы об
изобразительномискусстве.
1 Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».
(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»). Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.
Узнавание и правильное название изображенных предметов.
IV четверть (8ч)
Рисование с натуры. 4 Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные)  Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2 Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 2 Рисование на тему «Космические корабли в полете»
Рисование на тему «Здравствуй, лето!» Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.


Ожидаемые результаты к концу 4 класса

Учащиеся научатся:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);  
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов     
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

Календарно-тематическое планирование по ИЗО в 4 классе

п/п Тема урока Кол-во час Планируемые результаты Дата
знанияуменияОбщие учебные умения, навыки и способы 1 Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. 1 Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. 2 Рисование с натуры листа дерева. 1 Знать названия листьев различных деревьев. Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте. 3 Рисование с натуры ветки рябины.
1 Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Уметь правильно держать карандаш. 4 Составление узора в квадрате из растительных форм. 1 Знать правила построения узора в квадрате. Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. 5 Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» 1 Знать отличие картины от репродукции. Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства. Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге. 6 Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). 1 Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя. 7 Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля) 1 Знать понятие цилиндра. Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету 8 Рисование на тему «Сказочная избушка». 1
Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды). Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. 9 Беседа на тему «Золотая хохлома».
1 Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды). Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы. Грамотно и логич. правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на заданную тему. 10 Рисование на тему «Моя любимая игрушка». 1 Знать названия игрушек, их предназначение. Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы. Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д. 11 Рисование с натуры игрушки – автобуса. 1 Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса). Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.
Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности. 12 Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). 1 Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика). Распознавать формы простейших плоских фигур 13 Рисование на тему «Городской транспорт». 1 Знать виды транспорта, правила уличного движения. Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности. 14 Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
1 Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. 15 Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). 1 Знать правила построения узора в круге. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.
Чётко и правильно осознавать цель своей работы. 16 Рисование на тему «Зимние забавы детей» 1 Знать признаки зимы, зимние забавы детей. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. 17 Декоративное рисование панно «Снежинки». 1 Знать последовательность изображения снежинки. Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. 18 Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» 1 Знать отличие картины от репродукции.
Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства. Уметь выражать свои мысли.Элементарно обосновывать высказанное суждение. 19 Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) 1 Знать понятие «осевая линия». Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное. 20 Рисование с натуры раскладной пирамидки. 1 Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус». Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. 21 Рисование с натуры бумажного стаканчика 1 Знать понятие «осевая линия». Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени. Распознавать формы простейших плоских фигур 22 Рисование на тему: «День защитника Отечества». 1 Знать значение праздника. Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.
Распознавать формы простейших плоских фигур 23 Рисование с натуры игрушки сложной конструкции 1 Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора). Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы. 24 Декоративное рисование открытки к 8 Марта. 1 Знать правила построения узора на листе бумаги. Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. 25 Рисование с натуры домиков для птиц. 1 Знать понятие «осевая линия». Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Распознавать формы простейших плоских фигур 26 Рисование на тему «Пришла весна».
1 Знать признаки весны. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности. 27 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. 1 Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму. Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей. Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.
Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. 28 Рисование на тему «Космические корабли в полете» 1 Знать значение Дня космонавтики. Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. 29 Рисование с натуры предметов конструктивной формы
1 Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека. Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.
Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. 30 Рисование с натуры в виде набросков столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). 1 Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету 31 Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) 1 Знать понятие «осевая линия».
Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму. Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.
Устно описывать объекты наблюдения.
32 Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). 1 Знать правила построения узора в круге. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.
Элементарно обосновывать высказанное суждение. 33 Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. 1 Знать понятия «симметрия», «ритм».
Знать правила построения узора в квадрате. Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.
Слушать объяснение учителя и ответы товарищей. 34 Рисование на тему «Здравствуй, лето!» 1 Знать признаки лета. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. Учебно-методические средства обучения
1.Библиотечный фонд:
Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 20062.Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор
Музыкальный центр
3.Печатные пособия:
Таблицы
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой определённой в программе.
4. Демонстрационные пособия:
Муляжи фруктов и овощей.
Гербарии
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.