Рабочая (адаптированная) программа по изобразительному искусству ФГОС в 5 классе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области
«Специальная школа-интернат для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья с. Дмитряшевка»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол № 1от г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»
_____________ А.Н. Родионов
Приказ № 83 от г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 5 класса
(адаптированная)
2015-2016 учебный год
Срок реализации 1 год
Составила: Гомозова Л.А.,
учитель ИЗО2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями;
- Учебный план в соответствии с ФГОС основного общего образования в 2015-2016 учебном году общеобразовательных организаций Липецкой области;
- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
- Приказ N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (в редакции от 19 октября 2009 № 427);
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).
- Локальные акты школы-интерната.
Основная цель школьного предмета «Изобразительного искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач: развитие звуковой культуры речи, формирование словаря, сенсорных способностей, общей и тонкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
Обоснование выбора программы обучения
Выбор системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационного обучения, а также:
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
-соответствие УМК государственному стандарту;
-соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
-завершенность учебной линии.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.

Место учебного предмета в учебном плане
ФГОС основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (34 часа в год).
Информация о количестве часов
Рабочая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю, как наиболее распространенного.
Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
На изучение предмета «Изобразительного искусства» по учебному плану для общеобразовательных учреждений Липецкой области 34 часа в год.
В связи с тем, что 2 часа выпадает в 2015-2016 учебном году в 5 классе на 23.02.16 г. и 8.03.16 г (праздничные дни) программа по ИЗО будет пройдена не за 34 часа, а за 32 учебных часа.
Технологии обучения
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся.
для продолжения образования:
-владеть простейшими навыками планирования, проектирования, исследовательской, творческой деятельностью, личной и предметной рефлексии.
необходимые для адаптации к жизни в обществе:-владеть умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другой точки зрения, погашения конфликтов;
-владеть способами эмоционально-волевой регуляции и социального взаимодействия с семьей, друзьями, партнерами и коллективом, обществом;
-знать и применять, установленные нормы и правила поведения в социуме;
-осознавать собственную индивидуальность и свою ответственность за поступки;
формирующие культуру личности человека:
-освоить культуру внешнего вида, одежды, оформления жилища, рабочего места;
-воспринимать ценность живописи, искусства, народного творчества;
ответственное отношение к своему здоровью:
-знать и соблюдать нормы здорового образа жизни и личной гигиены;
-знать опасности вредных привычек.
Виды и формы контроля
Определяются локальными актами образовательного учреждения. Предусматривает проведение практических, самостоятельных работ, уроков обобщения знаний, самоконтроль, взаимоконтроль. Преобладающим видом контроля знаний, умений и навыков является текущий контроль. В процессе обучения используется итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные практические работы. Формы контроля: текущий, итоговый.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласия позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по изобразительному искусству в 5-м классе
знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко - культурном пространстве;
об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т.д.), специфике их образного языка;
об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художников реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторства;
уметь:
использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Рабочей программе соответствуют учебники:
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; по ред. Б.М.Неменского. – 2 –е изд. М.: Просвещение, 2013 год
Содержание предмета «Изобразительное искусство»
Примерный тематический план
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 ч.)
Разделы программ, темы Количество часов
Древние корни народного искусства 8
Связь времен в народном искусстве 8
Декор – человек, общество, время 12
Декоративное искусство в современном мире 6
ИТОГО: 34
Содержание программы
«Древние корни народного искусства» (8 ч)
        Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом и народно-праздничными обрядами.
 1 тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
 2 тема. Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
 3 тема. Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
 4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
  5 тема. Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
 6 тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
7-8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
  
 «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
    Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
 9-10 тема. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
11 тема. Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
 12 тема. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
13 тема. Хохлома.
Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
 14  тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. 
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
 15-16 тема  Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
 Краткие сведения из истории возникновения Мезенской росписи. Знакомство с берестой, с берестяными изделиями
Задание: Изготовление берестяного туеска.
Материалы: Кусок бересты, ножницы, клей ПВА.
 17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
  
Декор – человек, общество, время. (12ч)
  Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
     Ознакомление с гербами и эмблемами Кемеровской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
 18-19 тема.  Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
20 -21тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы XVII века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. 24-25 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов. История создания герба Кемеровской области. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов XVII века и современности.
Задания: Создание по образцу гербов ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка» (коллективная работа).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
26-27  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
 
 Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)
   Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
 28-29 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии. 30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
 32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим  кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,.34 тема. Ты сам мастер декоративно- прикладного искусства (Ваза).
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции. Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного.  Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
 Оформление  выставки по итогам года
Задание: Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
Материалы: материалы для вазы: стеклянная банка, веревка-шпагат, клей, краски, цветные нитки, бантики, бусины.
Учебно-тематический план
с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ урока ТЕМА
УРОКА Характеристика видов
деятельности учащихся Планируемые результаты
(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)
Древние корни народного искусства (8 часов)
1.
  Древние образы в народном искусстве. Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.
Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
 
2 Убранство русской избы.
  Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Познавательные:  рассуждать о характерных признаках  народного жилища.Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
ЛР:
ценностное отношение к культуре своего края.
 
3 Внутренний мир русской избы Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.
 
4
 
  Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Познавательные: использовать общие приемы задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: ценностное отношение к природному миру.
 
5 Русская народная вышивка Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
 
6 Народный праздничный костюм. Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР:
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
 
7-8 Народные праздничные обряды. Обобщение темы. Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
 
Связь времен в народном искусстве (8 часов).
9-10 Древние образы в современных народных игрушках. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы;
вести устный диалог
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Адекватно использовать речь;
Составлять план работы по достижению планируемого результата.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
11 Искусство Гжели. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельскогокистевого мазка - «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традициям.
12 Городецкая роспись Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям.
13 Хохлома. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда
Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: ценностное отношение к природному миру.
14 Жостово. Роспись по металлу.
  Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР:
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
15-16 Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям меземской росписи.
Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России.
Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях. Создавать туесок из бересты. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.
 
 
 
17 Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.
 
Декор – человек, общество, время (12 ч)
18-19 Зачем людям украшения.
  Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
  Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
20-21 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.
  Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности;
Коммуникативные:
проявлять активность,
выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;
вносить необходимые изменения в действие.
ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.
22-23 Одежда «говорит» о человеке. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
  Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
24-25 О чём рассказывают нам гербы области.
  Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
26-27 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
 
Декоративное искусство в современном мире (7 ч)
28 Современное выставочное искусство. Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
  Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.
ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.
29-30 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению
 
31-32 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться  языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению
 
33,34- Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ЛР: эстетические чувства
 
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Задачи художественного развития обучающихся в 5 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:- дальнейшее формирование художественного вкуса обучающихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что
Обучающиеся должны понимать:
значение древних корней народного искусства;
связь времён в народном искусстве;
место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
особенности народного (крестьянского) искусства;
знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Литература и средства обучения.
1. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2.Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. История русского искусства: Краткий справочник школьника/В.Н.Александров. – Мн.: Харвест, 2004.
4. Традиционная тряпичная кукла: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО Изд.ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011.
5.Чудеса света: Энциклопедия стран и загадок/В.И.Калашников, С.А. Лавров. – М.: изд. Белый город, 2008
6. Чудесная мастерская: учеб. Пособие художественному труду. М.Н.Конышева. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.
Образовательные ресурсы
http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
http://www.1 september.ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Средства обучения
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- Раздаточный и дидактический материал.
- Печатные пособия.
- Таблицы и раздаточный материал для учащихся.
- Мультимедийные пособия.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
просторный оборудованный кабинет;
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
оборудование: ножницы.
шкаф для хранения изделий, материалов;
коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
Учебно-практическое оборудование
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы.

Календарно-тематический план
5 класс
№ п/пТема Количество
часов Сроки Примечание
планируемые фактические 1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
Раздел «Древние корни народного искусства»
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Праздничные народные гулянья.
9 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
01.09.15
08.09.15
15.09.15
22.09.15
29.09.15
06.10.15
13.10.15
20.10.15
27.10.15
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Раздел «Связь времен в народном искусстве»
Древние образы в современных народных игрушках.
Единая форма и декора в народной игрушке.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
8 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
10.11.15
17.11.15
24.11.15
01.12.15
08.12.15
15.12.12
22.12.15
12.01.16
3.
3.1-3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
Раздел «Декор – человек, общество, время»
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Герб Липецкой области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение).
12 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
19.01.16
26.01.16
02.02.16
09.02.16
16.02.16
01.03.16
15.03.16
29.03.16
05.04.16
12.04.16
4.
4.1
4.2-4.3
4.4-4.5
4.6
Раздел «Декоративное искусство в современном мире»
Современное выставочное искусство
Ты сам – мастер ДПИ. Витраж.
Ты сам – мастер ДПИ. Мозаичное панно.
Ты сам – мастер ДПИ. Ваза.
6 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
19.04.16
26.04.16
03.05.16
10.05.16
17.05.16
24.05.16