Конспект урока по русскому языку на тему Развитие речи. Изложение по серии сюжетных картинок Случай на реке


Конспект урока по русскому языку.
2 класс
УМК «Гармония»
Тема: «Развитие речи. Изложение по серии сюжетных картинок
«Случай на реке».
Цель:
Образовательные:
- обучение связному последовательному изложению событий по серии
сюжетных картинок.
- упражнять в построении и оформлении на письме предложений.
- действовать по плану, осознанно выполняя инструкцию;
Развивающие:
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- развивать творческие способности учащихся.
- участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении;
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, стремление совершенствовать свою речь.
- соблюдать правила культуры общения.
Задачи:
понимать тему и главную мысль текста;
строить предложения для решения речевой задачи;
- обогащать словарный запас детей выразительными средствами
русского языка (эпитетами, синонимами),
- развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание,
- развивать долговременную память,
- стимулировать положительные эмоции детей,
Деятельность учащихся: анализируют текст, выявляют недостатки, оценивают текст с точки зрения сформулированных требований к тексту, осознают назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста, исправляют «чужие» тексты, наблюдают за развитием мысли в тексте, выявляют роль первого и последнего предложения в тексте, осуществляют взаимо и самоконтроль.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа на уроке.
1. Разминка
а). Интонационная разминка.
- Прочитайте с выражением, учитывая знаки препинания и интонацию
АБВ? ГДЕ! Ё, Ж ,З ,И… КЛМН. О! ПРСТ? У!
б). Подбери синонимы.
Морозный – ледяной, холодный
Смелый – храбрый, отважный
Спешить – торопиться
Страх – испуг, ужас
в). Составьте из слов предложения. Давайте побудем редакторами.
пошли в лес на лыжах каникулы мы с друзьями В зимние
Постановка задачи. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по серии сюжетных картинок.
Что такое изложение? (Письменный пересказ текста называют изложением, потому что в нём излагают мысли автора).
Работа по серии картинок.
Какое время года изображено на картинке?
Кого вы видите на картинке?
Что делают девочки?
Чем занимаются мальчики?
Куда выбежал один из мальчиков?
Давайте дадим имя мальчику.
Что случилось на речке?
Кто помог ему?



Y. Подготовительная работа с текстом.
1. Первичное знакомство с текстом изложения «Случай на реке».
Случай на реке.
Стоял морозный солнечный денёк. На речке девочки катались на коньках. Мальчики лепили снеговика.
Коля выбежал на тонкий лёд. Лёд затрещал. Коля провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Егор. Он бросил мальчику доску. Коля ухватился за неё и вылез из воды.
2. Вопросы к тексту.
1. Какой стоял денёк?
2. Что делали мальчики?
3. Что делали девочки?
4. Куда выбежал Коля?
5. Что произошло с тонким льдом?
6. Что случилось с Колей?
7. Кто прибежал на крик?
8. Что он бросил мальчику?
9. Как Коля вылез из воды?
3. Орфографическая подготовка.
а). Проверь по словарю
Морозный, девочки, коньках
б). Выпиши из текста имена собственные
Коля, дядя Егор
в). Выпиши из текста слова с сочетанием ЧК, ЧН
солнечный, речка, девочки
г). Раскрой скобки
(На ) речке – на речке
(на) коньках – на коньках
(в) воду – в воду
(при)бежал – прибежал
г). Прочитайте трудные слова по слогам. Обратите на них внимание, когда будете писать изложение.
солнечный, снеговика, выбежал, ухватился, за неё
YI . Физкультминутка.
4. Составление плана.
План
Какой стоял денёк?
морозный, солнечный
Где играли дети?
на речке
Чем они были заняты?
катались на коньках, лепили снеговика
4. Что случилось с Колей?
выбежал на тонкий лёд, затрещал, провалился в воду и закричал
Кто спас Колю?
прибежал, бросил доску, ухватился за неё
Самостоятельная работа.
а). Запись текста в тетради.
Письменно перескажите текст. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами.
б). Проверка.
В связи с проверкой написанного помните три совета.
1) Первое чтение проводится с точки зрения содержания и языковых средств: не пропущена ли какая-нибудь мысль, не нарушен ли их порядок, не пропущены ли важные слова и т. п.; второе чтение – с точки зрения правильности написанного. При этом важно, чтобы дети, во-первых, отмечали орфограммы и при появлении сомнения в написанной букве ставили над ней знак вопроса. А на месте «окошка» вставляли букву, если вспомнили её, узнали у учителя, посмотрели в записи на доске и т. п. Во-вторых, проверяли, нет ли неоправданных пропусков букв. Можно при проверке написанного советовать пользоваться не ручкой, а карандашом, что позволит ребёнку более спокойно вносить
правку, ставить знаки вопроса и т. д., избавит его от грязи в тетради, Вам же даст возможность увидеть процесс выполнения работы каждым учеником.
2) Два перечитывания при проверке написанного – это
выполнение школьником совершенно иных функций, чем при письме: не автора, а редактора и корректора. Поэтому данный этап так и советуем обозначить: теперь поработайте редакторами и корректорами.
3) Обнаружить свои ошибки, да ещё сразу после написания, трудная для детей задача. Поэтому можно вместо самопроверки использовать приём взаимопроверки. Ребятам следует объяснить, что партнёр – это лишь помощник. Он может только карандашом поставить в нужном месте «галочку», подчеркнуть букву и т. п., а автор окончательно решает, принять предложение или отвергнуть. Если он его принимает, то, не стирая карандаша, чернилами осуществляет правку. Понятно, что в этом случае второклассники одновременно проверяют работы друг друга, а при необходимости вступают в обсуждение. Использование этого приёма предлагаем на Ваше усмотрение, но помните, что обучение ему – это шаг на пути формирования коммуникативных УУД.
YI . Подведение итогов.
YII. Рефлексия.