Сборник конспектов по теме ЗОЖ

1.Акции по здоровому образу жизни.
1.1.Акция «День добрых улыбок» .
Цель: задать весёлое настроение в школе.
Содержание:
В этот день правилом в школе становится улыбка, тон задают ученики 7 классов. У всех детей заготовлены заранее «мешочки со смайликами» и они выдают их, например, тем, кого, увидели нахмурившимися или просто – тому, кто им нравится. Можно сделать заранее значки со смайликами для каждого учителя. Акцию обязательно должны подхватить учителя: настройтесь прожить день с улыбкой – жить станет лучше!. Для учащихся начальной школы заранее изготавливают море улыбок, где каждый ученик может поместить свою улыбку. Коридоры школы украшаются различными пословицами и поговорками о смехе и юморе:

За весельем горесть ходит по пятам. За хлебом-солью всякая шутка хороша. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. Затеял шутку: потерял лисью шубку. В чем живет смех, в том и грех. В шутках правды не бывает. В шутках правды нет. Веселого нрава не купишь. Веселому жить хочется, помирать не можется! Веселье лучше богатства. Все со смеху покатились. Со смеху не лопнуть стать. Встарь люди бывали умней, а ныне веселей.






1.2.Акция «Витаминка».
Цель: закрепить знания учащихся о различных витаминах и овощах , фруктах, содержащих их.
Содержание.
Учениками заранее изготавливаются загадки и пословицы о витаминах, все они помещаются в мешочек. На переменах ученик 7 класса в костюме «витаминки» ходит и раздаёт загадки про витамины, кто отвечает правильно , получает витамину. Заранее по школе развешивают информационные листы про витамины.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Ну а это угадать Очень даже просто: Апельсин, ни дать, ни взять, Только меньше ростом. ******* И еще один я знаю Удивительнейший фрукт, Апельсин напоминает, Называется - ...
******* Ужин этот лучший самый, Рада я и Миша рад, Ведь сегодня наша мама Нам купила ...
******* Огурцы они как будто, Только связками растут, И на завтрак эти фрукты Обезьянам подают.
********* Отгадать не очень просто - Вот такой я фруктик знаю - Речь идет не о кокосе, Не о груше, не о сливе, - Птица есть еще такая, Называют так же - ... ********* Очень крепкий этот малый, Зубу непослушный, Расколи его сначала, А потом и кушай.
********* Ни в полях и ни в садах, Ни у вас и ни у нас, А в тропических лесах Вырастает ...
********* Из растительных продуктов, Из известных ягод, фруктов, Из всего, что сладко, сочно, Что съедобно и не очень, Детям всем на объеденье, Можем мы сварить ...



1.3.Акция-обращение «Послушай»
Цель: профилактика асоциального поведения учащихся.
Содержание.
Предложить ребятам 9-11 классов написать на уроке русского языка письмо сверстнику, который решил попробовать алкоголь или наркотик, начиная письмо с фразы: «послушай». Затем из наиболее удачных писем делается стенд, и оставляют висеть в классе или коридоре .



1.4.Акция-смотр «самый здоровый класс»
Цель: выявить самый здоровый класс за месяц по количеству заболеваемости.
Подсчитывается количество справок за месяц и выделяется самый здоровый класс.











2.Информационные пятиминутки и викторины.

2.1.Викторина «Я - правильный юзер» (от английского user, потребитель, пользователь).
Цель: закрепить знания учащихся о гигиене работы за компьютером.
Содержание.
Ученики 7 класса и учитель информатики готовят вопросы для викторины. Рисуют плакат с вопросами. Рядом устанавливается ящик для ответов. Участвуют все желающие – учащиеся 2-11 классов. В конце подводятся итоги . и победителем становится класс, сделавший наименьшее количество ошибок. Затем – на следующей неделе в течение недели висит в коридоре плакат с ответами на вопросы: ребятам интересно узнать правильные вопросы и, кроме того, они ненавязчиво получают информацию о том, как правильно работать с компьютером.


Гигиена и охрана труда при работе за компьютером.
Каково минимальное расстояние от глаз до экрана монитора?
20 см 40 см 60 см 80 см
Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?
системный блок принтер монитор модем
Как надо смотреть на монитор?
слева-направо снизу-вверх сверху-вниз справа-налево
В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны?
от экрана вниз от экрана вперед от экрана вверх от экрана назад
Как часто надо делать перерывы в работе при интенсивной работе за компьютером?
не делать вовсе каждый час каждые 3 часа каждые 5 часов
Какова минимальная продолжительность перерывов?
5 - 10 минут 20 - 25 минут 25 - 30 минут 35 - 40 минут
Что необходимо делать в перерывах при работе за компьютером?
почитать книгу посмотреть телевидение гимнастику для стоп гимнастику для глаз
Какие витамины необходимо употреблять с пищей во время интенсивной работы за компьютером?
А, В6, F А, В2, С А, В12, D А, В, С, D
2.2 .Пятиминутки «Инфекция не пройдет!»
Цель: информирование учащихся начальной школы о здоровом образе жизни.
Содержание: каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации фельдшера о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть.
1 день-Закаливание.
2 день- Правильное питание.
3день-Личная гигиена.
4 день-Профилактика гриппа.
5 день-Режим дня.




3.Конкурсы рисунков, выставки книг и кулинарные конкурсы-выставки.

3.1.Конкурс рисунков «Быть здоровым – здорово!»
Цель: вовлечение школьников в осмысление темы здоровья.
Содержание:
Рисунки можно разместить в классных комнатах или коридорах. Лучшие работы отбираются на общешкольную выставку. Организуется общешкольное голосование, в котором принимает участие вся школа. Выигрывает тот класс, рисунки которого набрали наибольшее количество голосов.

3.2.Информационный стенд в библиотеке «Здоровье как стиль жизни» .
Цель: создание постоянно действующей информационной составляющей через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяющей компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.
Содержание.
Подбор книг по тематике здорового образа жизни:
Будницкая, А. З. Вкусные воспоминания. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004. 192 с.: ил.
Макдональд, Ф. Еда/ Ф. Макдональд; Пер. С англ. И. А. Чугуновой. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 32.: ил. - (Все обо всем).
Коростелев Н.Б.От А до Я.-2-е изд., перераб. И доп, М.: Медицина, 1987,-288 с.: ил. «Науч.-попул . Мед. Литература. Детям о здоровье.»
Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребенка.-М.:Вентана-Граф,2004.-56с- «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития».
Гурвич М. М. Диетологи для всех.- М.: Медицина,1992.-160 с., ил. (Науч.-попул. Мед. Литература).
Бабенкова, Е. А. Здоров ли ваш ребенок? - М.: Вентана-Граф, 2004. -32 с. – (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития).
Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся.- 3-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1983. – 224 с.: ил.
Травинка, . (Петрова ) Главная книга о здоровье. – СПб.: Питер, 2005. – 608 с.: ил.
Путинцева, Л. Ф. Энциклопедия здоровья. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 543 с.
Шалаева, Г. П. , Журавлёва, О. М. , Сазанова, О. Г. Как вести себя у врача. Правила поведения для воспитанных детей/ Шалаева . Г. П., Журавлёва О. М. , Сазанова О. Г. -:Филол. О-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2004. – 47 с.
Бабкин, А. М., Баранова, В. В. Кулинария и здоровья. Теория и практика рационального питания: Учебное пособие для учреждений общего и начального профессионального образования. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006. – с., 16 с. ил.
Леонова, Л. А., Макарова, Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 16 с. – (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития).
Зайцева, В. В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Граф, 2004 с.: ил. – (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития).









3.3.Кулинарный конкурс «Еда без вреда»
Цель: обобщение знаний учащихся о витаминах и их содержании в овощах и фруктах . Обучение методике карвинга.
Содержание:
Предлагается в каждом классе(6 а и 7а) приготовить 2-3 блюда из системы «здоровое питание» группе учащихся на уроке труда. Каждое блюдо приготовлено по методике карвинга. Дополнительно к каждому блюду готовится информационная карточка , включающая состав поделки( овощи и фрукты) , все витамины, содержащиеся в блюде. После чего, устраивается выставка блюд и голосование, лучшая поделка награждается исходя из эстетических качеств и оформления информационной карты.

















4.Спортивные мероприятия и физкультминутки до учебных занятий.

4.1.Акция «Доброе утро» .
Цель: активизация организма перед началом учебных занятий в школе.
Содержание:
5 мин в начале первого урока - некоторые упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание -вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой ,массаж пальцев и т.д. Проводят ученики 7 класса или учителя начальной школы.


Комплекс для расслабления кистей рук и мышц туловища.
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд) Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью) Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.
1-2-3-4-5 будем пальчики считать. Крепкие, дружные. Все такие нужные. На другой руке опять 1-2-3-4-5. Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
4.2.Спортивные соревнования и эстафеты.
Тема занятия: «Веселая эстафета»
Цель: способствовать формированию коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости и развития интереса к спорту.
Задачи:
*Развивающая: развивать взаимопомощь, дисциплинированность, смелость, настойчивость и интерес к спорту;
*Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, сплоченность.
Форма занятия: занятие - соревнование
Место проведения: спортивный зал
Длительность мероприятия: 40 минут
Контингент участников: дети в возрасте 7 – 10 лет,
Материалы и оборудование: скакалки, шары, обручи, ракетки и воланчики, воздушные шары, мешки, кубики.
Ход занятия
Учитель: Работать мы будем в 2-3х командах. За нашими спортивными достижениями будет следить строгое жюри, которое в конце эстафеты определит победителей. В конце занятия вас ждут вкусные подарки. Для того, чтобы соревнования прошли успешно, необходимо соблюдать правила эстафет, быть дисциплинированными, “болеть” за своих товарищей.
Представление команд (название, девиз).
Ученики 7б класса:
Если хочешь стать умелым, Сильным, ловким, смелым, Научись любить скакалки, Обручи и палки. Никогда не унывай, В цель мячами попадай. Вот здоровья в чём секрет – Всем друзьям – физкульт-привет!
Спорт, ребята, очень нужен, Мы со спортом очень дружим. Спорт – помощник! Спорт – здоровье! Спорт – игра! Физкульт-ура!
Чтоб расти и закаляться, Надо спортом заниматься, Закаляйтесь детвора, В добрый путь Физкульт- УРА!!!

Итак, с командами познакомились, жюри есть, напутствие услышали – пора начинать соревнование! Объявляю веселую эстафету открытой!!!
1 эстафета «Сороконожка»
Впереди стоящий участник команды приседает, следующий участник перепрыгивает через него и тоже приседает. Третий участник перепрыгивает уже через первого и второго. Четвертый перепрыгивает через первого, второго, третьего. И так далее до ограничительного знака. Обратно к старту вся команда бежит, взявшись за руки. Побеждает та команда, которая дружнее и быстрее остальных прибежит обратно.
“Спасибо за весёлые сценки. Жюри, выставляй оценки”.
Жюри выставляет оценки.
Победившая команда получает 3 очка, вторая – 2 очка, последняя – 1 очко
2 эстафета «Не дадим шару взлететь!»
На этап становятся первые два участника. Лбами удерживая воздушный шар, взявшись за руки, участникам необходимо пронести его до ограничительного знака так, чтобы шар не упал, не взлетел. Обратно оба участника бегут вместе, взявшись за руки. Передают шар второй паре участников. Таким образом, пока не прибежит последняя пара участников.
“Да, весело было у нас, спасайте судьи нас”.
Жюри выставляет оценки.
Победившая команда получает 3 очка, вторая – 2 очка, последняя – 1 очко
3 эстафета «Во славу скакалки!»
Один участник команды бежит, перепрыгивая через скакалку до ограничительного знака. Обратно бежит уже со скакалкой в руках. Передает ее следующему участнику. Побеждает та команда, последний участник которой прибежит быстрее остальных команд.
Победившая команда получает 3 очка, вторая – 2 очка, последняя – 1 очко
Жюри выставляет оценки.
4 эстафета «Бег в мешках»
Один участник команды залезает в мешок и прыгает до ограничительного знака. Обратно бежит не в мешке. Побеждает та команда, последний участник которой прибежит быстрее остальных команд.
Победившая команда получает 3 очка, вторая – 2 очка, последняя – 1 очко
Жюри выставляет оценки.
5 эстафета «Удержи воланчик на ракетке»
Один участник команды держит одной рукой ракетку, на которой лежит воланчик. Необходимо пробежать в таком положении до ограничительного знака, огибая кубики, не уронив воланчик. Если же воланчик все-таки упал, участник останавливается, кладет воланчик на ракетку и только потом продолжает бег. Побеждает та команда, последний участник которой прибежит быстрее остальных команд.
Победившая команда получает 3 очка, вторая – 2 очка, последняя – 1 очко
Жюри выставляет оценки.
Завершающая 6 эстафета «Бег с шарами»
У каждой команды есть пакеты с шарами одного цвета. Один участник команды бежит с пакетом шаров до обруча, выкладывает один шар, кладет его в обруч и бежит обратно с пакетом шаров, передает его следующему участнику. И так, пока не закончатся шары. Пустой пакет должен быть возвращен последнему участнику, который бежит с пустым пакетом до обруча и собирает все шары в пакет. Собрав все шары, он возвращается к команде. Побеждает та команда, последний участник которой прибежит быстрее остальных команд с полным пакетом шаров.
Победившая команда получает 3 очка, вторая – 2 очка, последняя – 1 очко
Молодцы! А теперь наше многоуважаемое жюри подсчитает баллы, просуммировав их.
А мы тем временем немного отдохнем. Кто знает какие – либо стихи или высказывания о спорте?
Дети:
1. Будет на нашей улице жарко,
Сложат о нас песни,
В спорте надо жит ярко,
Надо побеждать честно!
2. Физкультуру не любить – под собою сук рубить!
3. Здоровым будешь – все добудешь!
4. Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?
Гармония нужна – здесь нет сомнений!
От умственных нагрузок – под крыло
Физически активных упражнений!
5. Главное упражнение в жизни – бег!
6. Движение – это жизнь!
7. Не бойтесь, дети, дождя и стужи,
Почаще приходите на стадион!
Кто с детских лет со спортом дружит
Всегда здоров, красив, ловок и умен!
8. Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,
Зеленое поле и солнечный свет!
Да здравствует отдых, борьба и походы!
Да здравствует радость спортивных побед!
Уважаемое жюри! Огласите, пожалуйста, результаты этой веселой эстафеты. Слово предоставляется председателю жюри. Жюри оглашает результаты эстафеты.
Итак, победила команда
Награждение победителей, Команды награждаются шоколадными медалями.
Вот и закончилась наша веселая эстафета. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций!





5.Анкета для учащихся на тему : «Моё отношение к здоровому образу жизни».(1-4 класс).
Цель: выявить отношение учащихся к своему здоровью и соблюдению здорового образа жизни.
АНКЕТА. (для учащихся начальной школы).
Моё отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Заботишься ли ты о своем здоровье? (выбери и подчеркни вариант ответа.)
1. У тебя есть постоянный режим дня? – да, нет.
2. Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку ? - да, нет.
3. Ты ежедневно 1,5-2 часа проводишь на свежем воздухе? – да, нет.
4. Ты 2-3 раза в день ешь фрукты и овощи? – да, нет.
5. Ты уважаешь окружающих людей? – да, нет.
6. Ты регулярно закаливаешься? – да, нет.
7. Ты всегда одеваешься по погоде? – да, нет.
8. Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день? – да, нет.
9. У тебя дома есть книги о здоровье и о здоровом образе жизни? – да, нет.
10. Придерживаются твои родители здорового образа жизни? – да, нет.












6.Классные часы и игры .
6.1.Классный час «Советы Доктора Пилюлькина».(1-4 классы)
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «режим дня», «вредные привычки», «правильное питание»;
- убедить детей в необходимости беречь здоровье, соблюдать режим дня, правильно организовывать своё питание;
- воспитывать любовь к спорту.
Ход мероприятия.
Ученик 7б читает стихотворение о режиме дня.
Мир устроен не случайно. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Вместе с солнышком мы встанем,

Пенье птиц зовет нас в школу,
И обед подарит полдень.
Дождь прошел, умчались тучки,
Мы выходим на прогулку.
Ветерок и свежий воздух
Уроки выучить помогут.
Звезды вечер зажигает, Вкусный ужин поджидает, Сказки, душ и сладкий сон, Новый день откроет он.
Но представим на минутку, Жизнь сыграет с нами шутку: Солнце всходит, мы в кровать, Поутру ложимся спать.
Птицы весело щебечут, Нам от этого не легче, Час обеда, мы с постели. Только встали еле-еле!
Дождь стеной, как из ведра, Нам гулять пришла пора. Что уроки, что работа?! Поскорее съесть чего-то.
Поучиться, попытаться, С телефоном пообщаться. Тихий вечер наступает. Тут работа закипает!
Ждут компьютер, телевизор, Ровно в полночь ужин сытный. А потом тревожный сон... Пусть не станет былью он!
Учитель:Ребята, о чем говорится в первой части стихотворения? Во второй части?
Ученики отвечают, что в первом случае все происходит согласно рациональному режиму дня, а во втором не соблюдается.
Учитель:Что такое режим дня? (ответы детей).
Обратить внимание на запись на доске: «Режим – установленный распорядок жизни (дел, действий). »
Учитель: Ребята, а для чего нужен режим дня? Зачем нужно соблюдать такой распорядок дня? (ответы)
Действительно, ребята, когда взрослые и дети не соблюдают простейший режим дня, появляется много неприятностей. Они не успевают, опаздывают, забывают в спешке что–то сделать, быстро устают, начинают нервничать, ругаться с окружающими и т.п. И устают то люди не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организовывают свою работу, не соблюдают режим дня. Дело в том, что все физиологические процессы в нашем организме совершаются в определённом ритме. И если приучиться к строгому чередованию бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи, то можно быть всегда здоровым и добиться успехов в любых занятиях.
Давайте вспомним основные моменты из режима, которые совпадают почти у всех.
На доске табличка «Режим дня».
На доске запись:
6.50- 1.Подъём
6.55– 7.15 - 2.Зарядка, умывание, одевание
7.15 -7.30 -3. Завтрак
7.35-8.00-4. Дорога в школу
8.10-13.35- 5.Занятия в школе
13.35 –14.00- 6.Дорога домой
14.00– 14.20 -7. Обед
14.30 - 16.00 - 8. Прогулка, игры на свежем воздухе, активный отдых
16.00 – 18.30 - 9.Приготовление уроков, подготовка к школе.
18.30-19.00-.10.Ужин
19.00 – 21.00 - 11.Свободное время.
21.00– 21.30 - 12.Подготовка ко сну, водные процедуры
21.30-13.Сон
На доске перепутаны время и таблички-рисунки .Дети подходят к доске и прикрепляют правильные рисунки ко времени во время путешествия!
Учитель: Теперь мы продолжим путешествие по некоторым пунктам режима дня.
Начнём, как и в режиме с подъёма.
Учитель: После пробуждения в организме ощущаются остаточные явления заторможенности: вялость, сонливость. Для того чтобы помочь организму быстрее обрести бодрость, восстановить работоспособность и необходимо выполнить гимнастику. Под влиянием физических упражнений сердце быстрее разгоняет кровь по сосудам, усиливается дыхание, улучшается работа мозга.
Физкультминутка.«Ёлки».(ученики 7б класса)
После зарядки необходимы водные процедуры.
Учитель: Слово «гигиена» обозначает в переводе с греческого «здоровый». Гигиена – это наука, которая занимается охраной здоровья, предупреждением заболеваний и т.д.
И вот первое задание на этой странице: прочтите девиз человека, который стремиться быть здоровым.
1.)12 6 10 11 8 11 1 - 5 1 7 8 3 5 4 8 9 8 2 13 14!
Ключ к разгадке:
А В Г Д З И Л О Р С Т Ч Ь Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ОТВЕТ. Чистота – залог здоровья!
2)Ученики 7 б класса: А теперь отгадайте загадки и скажите, что нужно иметь для соблюдения правил гигиены.
**** ***
Намочи меня водой, Вроде ёжика на вид,
Да потри рукой. Но не просит пищи.
Как начну гулять по шее, По одёжке пробежит -
Сразу ты похорошеешь. Она станет чище.
(мыло) (одёжная щётка)
*** ***
Целых 25 зубков. Лёг в карман и караулю
Для кудрей и хохолков. Рёву, плаксу и грязнулю.
И под каждым под зубком Им утру потоки слёз,
Лягут волосы рядком. Не забуду и про нос.
(расчёска) (носовой платок)
*** ***
Костяная спинка, Вафельное, олосатое,
На брюшке щетинка. Гладкое, лохматое.
По частоколу попрыгала, Всегда под рукой –
Всю грязь повыгнала. Ч то это такое?
(зубная щётка) (полотенце)
3).«ЭТО ТОЛЬКО ДЛЯ МЕНЯ»
Назвать предметы личной гигиены. Из них нужно назвать те, которые нельзя передавать другим, которые предназначены только для личного пользования.(например, зубная щётка, мочалка, полотенце, расчёска и т.п.).
Учитель: Чтобы быть здоровым, правил гигиены человек должен придерживаться не только утром, но и днём, и вечером, и перед едой, и перед сном. Не забывайте о правилах гигиены, ребята.
Учитель: Питание в режиме дня занимает важное место, и встречается запись о приёме пищи не раз: завтрак, обед, ужин.
Человек непрерывно затрачивает энергию на выполнение своих действий. Эта энергия поступает к нам в организм в результате обмена веществ: белков, жиров и углеводов. Эти вещества к нам приходят вместе с пищей.
Что же полезно есть?
1).Назвать полезные и вредные продукты! Работа с таблицей.
( полезные-1, вредные-2).
Учитель: Очень важно, чтобы человек питался не только тем, что любит, но и другими продуктами питания. Ведь в каждом из них свой набор витаминов, так нужных для нашего организма.
Учитель: А теперь давайте послушаем спор овощей
Витамины А,В,С
Примостились на крыльце,
И кричат они, и спорят:
Кто важнее для здоровья?
- Я, - промолвил важно А,-
Не росли бы без меня.
- Я, - перебивает С,-
Без меня болеют все.
- Нет, - надулся важно В, -
Я нужнее на Земле.
Кто меня не уважает –
Плохо спит и слаб бывает.
Так и спорили б они,
В ссоре проводя все дни,
Если б Петя – ученик
Не сказал им напрямик:
- Все вы, братцы, хороши
Для здоровья и души.
Если б вас я всех не ел,
Всё болел бы да болел.
С вами всеми я дружу.
Я здоровьем дорожу!
Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, правила питания, которые вы знаете.
ПРАВИЛА ПИТАНИЯ
Есть необходимо каждый день в одно и то же время.
Перед едой надо вымыть руки с мылом.
Есть надо, продукты полезные и необходимые для здоровья.
Есть необходимо не очень быстро и не очень медленно.
Каждый кусочек надо тщательно пережёвывать.
Не объедайтесь.
Сладости можно есть только после еды.
После приёма пищи надо немного отдохнуть.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Учитель: Мы сегодня не успеваем поговорить о других пунктах режима дня: о закаливании, дороге в школу и обратно, о занятиях в школе и подготовке домашнего задания, о прогулке и играх на свежем воздухе после занятий в школе, об организации помощи по дому и о вашем свободном времени. Правильное планирование этих пунктов в режиме дня тоже играет огромную роль в сохранении нашего здоровья.
Но вот закончим беседу о режиме дня беседой о сне.
страница «Сон».
Учитель: В организации здорового образа жизни сон занимает важное место. Только во время сна нервная система получает полный отдых и восстанавливает работоспособность организма. Давайте познакомимся с правилами здорового сна.
Учитель: И тогда вы хорошо отдохнёте за ночь. Вам приснятся красивые и добрые сны.
Я думаю, что именно про вас написал С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах». Читает ученик 7 б класса:
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт,
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать
- Хороший был денёк!
Подарок «Режим дня».


6.2. Классный час на тему: «Путешествие в страну госпожи Каши!» (1-4 классы).

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Цель: закрепить знания детей о завтраке как о обязательном компоненте ежедневного меню, о происхождении каш.
Задачи:
1.расширить знания детей о кашах как полезном блюде,
2.способствовать развитию творческих способностей детей
Ребята, среди ваших блюд нет традиционного продукта питания, которое любили употреблять в пищу наши предки – это КАША. И сегодня мы о каше разговор свой поведём, чтобы доказать себе, вам и тем, кто не понимает, что каша – эта пища наша.
(Из горшочка дети достают пословицы: )
Что за обед, коли каши нет.
Горе наше гречневая каша: есть неохота, а покинуть жаль.
Каша - мать наша.
Кашу ешь, а ножом не режь.
Кашу маслом не испортишь.
Где блины, там и мы, где с маслом каша, там и место наше.
Горе наше, что без масла каша.
Кашу есть - зубов не надо.
Хороша кашка, да мала чашка.
Начинаем путешествовать по сказкам, где встречаются каши.
А теперь в путь-дорогу. А вот и первая встреча. Кто же нас встречает?(показывать сюжеты-картинки из сказки)
Читается отрывок из сказки “Лиса и журавль”:
“Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе кашу, так всё сама и съела”.
Остановка в сказке «Каша из топора».
- Из чего солдат варил кашу? А зачем солдат положил топор? Можно ли из топора кашу сварить?
«Горшочек каши»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Мишкина каша»
История каши. (демонстрация слайдов).
Игра по кашам. (работа по карточкам).
Итог внеклассного мероприятия.
Что же лучше кушать на завтрак? Какую кашу любите вы?
А на следующем занятии мы продолжим открывать секреты правильного завтрака.



6.3. Игра «Мы едим для того, чтобы жить!».(5-6 классы).
Мы едим для того, чтобы жить а не живем для того, чтобы есть
Цели и задачи: Павлов.
1.Повторить и обобщить имеющиеся знания о пищеварительной системе.
2.Сформулировать представления о продуктах питания и питательных веществах.
3.Обосновать правила гигиены питания.
Оборудование: таблицы, плакаты, схемы, муляжи.
Ход мероприятия.
Добрый день, уважаемые жюри, коллеги, ребята!
Ребята как вы думаете: сколько продуктов может съесть один человек за свою жизнь? Среднестатистически это выглядит так:
1000 кг жиров;
7000 кг хлеба;
2000 кг мяса;
4000 кг рыбы;
5000 штук яиц;
5000 кг картофеля;
500 кг соли и т.д.
И все это нужно запить 10 000 литрами воды!
Цифры впечатляют, правда? Что мы понимаем под словами «правильное питание»? Каждому человеку нужно знать, что полезно для организма, а что - нет, и уметь претворять знания в жизнь, то есть приобрести правильные, здоровые привычки, ведь привычка, как известно, вторая натура.
1 конкурс – выход команд.
2 конкурс – Историк (обсуждение).
Историческая справка-рассказ 7б класса.
Обратимся к истории. Вспомните, чем в основном питались наши предки. Да, мясом убитых животных, рыбой, пойманной в реке или озере, съедобными корешками, медом диких пчел, ягодами... Желудки нужны были крепкие, зубы острые - иначе не выжить. Гораздо позже возникло искусство изощренной, изысканной кулинарии, а родиной его считают Азию. Потом оно стало складываться в Древней Греции, в Древнем Риме. О пирах римской знати легенды живы до сих пор. А как объяснить выражение «спартанский образ жизни»?В Древней Спарте царили совсем иные нравы и порядки, нежели в избалованном мире римской знати. Здесь молодых мужчин вес которых превышал принятые стандарты, подвергали телесным наказаниям или изгоняли из города. А кулинаров, поимевших приготовить вкусную пищу, сбрасывали со скалы. В Спарте была принята суровая система воспитания, С раннего детства детей закаливали, приучали не быть разборчивыми в еде, переносить голод, жажду, холод, боль. Юноши постоянно занимались спортом, чтобы стать здоровыми, красивыми. Это уже другая крайность - ведь все хорошо в меру, в том числе и в еде. А теперь обратимся к истории и культуре питания на Руси. В письменных памятниках Древней Руси отводится немало места правилам разумного потребления пищи. В «Сборнике Святослава», например, есть немало советов по диетическому питанию. И больным, и здоровым людям рекомендовалось больше есть овощей, к которым отнесены также травы, ягоды, фрукты и даже грибы. Уже тогда люди понимали, что «силы в овоще велики» и овощи вполне могут удовлетворить потребности организма. К XVII веку на Руси появляются специальные виды медицинской литературы. Назывались они «вертоградами», «лечебниками», «травниками». На их страницах подробно описывались целебные свойства некоторых пищевых продуктов, диет для лечения и предупреждения самых разных болезней. Вообще, что касается овощей и фруктов, можно смело сказать: всегда они полезны для здоровья, если помнить золотое правило: все хорошо в меру. Конечно, главные из них - хлеб да картофель. Нам сейчас трудно представить свою жизнь без картошки. Количество блюд, которые можно из нее приготовить, поистине безгранично. В России картошку приняли не сразу, вспыхивали даже « картофельные бунты», но постепенно ее освоили, и она стала одним из любимейших блюд. А прародитель хлеба совсем не был похож на наш современный выпеченный хлеб и представлял собой кашу из размолотых зерен, смешанных с водой. Иногда каша засыхала, и эти-то куски люди использовали как хлеб... А какой хлеб вы больше любите - мягкий, свежий? Ну конечно, горячий хлеб вкуснее, но по выводам врачей черствый гораздо полезнее. Так что решайте сами.
3-й конкурс. Национальные блюда.
Как вы знаете, в каждой национальной кухне многие знакомые всем блюда, продукты имеют свое название. Тот из вас, кто угадает больше таких названий получит больше балов.
1. Ботвинья - это:
тушенная в сливочном масле ботва;
холодный зеленый суп с квасом (+);
яблочный пирог.
2. Брынза:
крепкий армянский коньяк;
сыр из овечьего молока (+);
верблюжье молоко.
3. Сай:
салат из редьки с маслом (+);
чай с пряной зеленью;
суп из сладкого перца и тыквы.
4. Каурмо шурбо:
- шашлык из баранины; - селедка «под шубой»;
- суп мясной (+). 5.Самбусавараки:
- моченые яблоки;
пирожки слоеные (+);
печеные ядра грецких орехов.
. 6.Этли борек-гатыклы:
вареники с капустой;
пончики по-казахски;
пельмени (+).
7.Ритчи:
пирог с мясом (+);
маленький жареный пирожок с рыбой;
салат с креветками.
8. Лагман:
лапша с мясом (+);
поджаренный кусочек говядины;
напиток из дыни.
9, Катлама:
тушеный рис с бобами;
лепешки слоеные (+);
запеченное филе рыбы.
4-й конкурс. Что это?
Я называю продукты. Ваша задачав течение одной минуты угадать (как можно больше), что это.
1-я команда
Артишок - овощ.
Сазан - рыба.
Фисташки - орехи
Хурма - фрукт.
Баклажан - овощ.
Буженина - мясо.
Виноград ягода.
'Гвоздика-пряность,
Рис-крупа,
2-я команда
Голубика - ягода Пастернак - овощ. Палтус - рыба.
Дыня - овощ.
Кокос - орех.
Сулугуни - сыр.
Индейка - мясо птицы.
Ребята, а какая система нашего организма участвует в переваривании пищи?
5-ый конкурс- Знаете ли вы?
Команды по очереди подходят, смотрят на плакат пищ.системы, затем составляют последовательность органов пищ. системы.
А)пищевод б)тонкая кишка в)глотка г) толстая кишка д)прямая кишка е)ротовая полость ж)желудок
Скажите, что важнее- продукты, которые мы потребляем или питательные вещества, которые в них содержатся.?
Давайте проведём небольшую пресс-конференцию. К нам приехали врачи-диетологи, которые расскажут о пирамиде правильного питания, о значении питательных веществ для организма.
6-ой конкурс. Диалог между командами.
1-й журналист (журнал «Здоровье»). Наших читателей интересует: какую функцию выполняют в организме углеводы?
1 -й врач. Для работы всех органов нужна энергия. Самым легким источником энергии являются углеводы. Они могут откладываться до 600 г в печени и мышцах. Этого запаса хватает на сутки.
2-й журналист
2-й врач. Углеводов много в таких продуктах, как картофель, изюм, шоколад, мед, гречневая и овсяная крупы, мучные и макаронные изделия.
3-й журналист (журнал «Молодежные вести»). Наши читатели просят объяснить такой факт: почему нормальное развитие человека невозможно без витаминов?
3-й врач. Известно около тридцати витаминов, каждый выполняет в организме определенную задачу. Большинство из них там не вырабатываются и попадают в организм только вместе с пищей. Недостаток витаминов вызывает у человека нарушение обмена веществ. Поскольку много витаминов содержится в овощах, всем нам необходимо включать в дневной рацион хотя бы два вида овощей. Один должен снабжать нас витамином А, другой - витамином С. Витамин А улучшает зрение, способствует образованию здоровой кожной ткани, росту организма и помогает противостоять инфекциям. Витамин С также активно участвует в борьбе с инфекциями, укрепляет десны, зубы и кости. Если это желтый или оранжевый овощ, он богат витамином А; витамин содержится также в печени, яйцах, сливочном масле, молоке. Витамином С насытят нас зеленый перец, белокочанная и цветная капуста, апельсины, зеленый лук, шиповник, абрикос, клюква.
4-й журналист (журнал «Семья»). Читатели задают вопрос, какую функцию выполняют белки в организме, и просят перечислить белковые продукты.
4-й врач. Поскольку клетки тела постоянно обновляются - строятся и перестраиваются, они нуждаются в строительном материале. Основными кирпичиками служат аминокислоты, которые получаются в результате расщепления белков. Для строительных работ растущему организму в сутки необходимо около 100 г белка (для сравнения: в одном курином яйце содержится 13 г белка). Продукты, богатые белками, - это мясо, рыба, творог, яйца, горох, фасоль, хлеб, орех.
5-й журналист (газета «Вести с опушки»),Читатели спрашивают: какова функция жиров в организме?
5-й врач. Жиры, как и углеводы, - источник энергии. Но жиры расходуются тогда, когда это человеку требуется.
7-ой конкурс-.« Пирамида питания»
.Выдаются ватман., краски, фломастеры.
А теперь предлагаю составить, пирамиды своего питания, На доске перечислены продукты, которые должны использоваться: молоко, мороженое, сладкое, фрукты,, соки, жиры, мясо, рыба, каши, яйца, сыры, творог, йогурт, овощи, хлеб, макароны, рис, сухие завтраки.
(Идет работа в группах над пирамидами.)
А теперь давайте проанализируем пирамиды питания групп и сравним с пирамидой правильного питания, которую предлагают врачи. Не существует ни одного идеального продукта - это значит: в каком бы количестве мы ни поглощали любимый полезный продукт, не употребляя ничего другого, мы заболеем. Необходимо питаться разнообразной пищей, для того чтобы жить, расти, оставаться здоровым.
Учитель. На этом занятии мы с вами говорили о здоровом питании, и я надеюсь: все, что вы сегодня узнали, поможет вам вести здоровый образ жизни.

6.4.Арттерапевтическая игра «Маршруты здоровья». 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель: знакомство с различными видами арттерапии и применением их на практике.
Содержание:
Игра начинается с деления школы на 6 станций. Учащиеся (1-4 классов) во главе учениками 7 класса начинают путешествовать по школе. У каждой группы – путевой лист, который заполняется на каждой станции .Каждая станция – отдельная тема арттерапии. В начале игры сборные команды представляют свое название и девиз. На каждой станции учащиеся должны собирать капли здоровья.
1.станция-Маскотерапия.
Ребята изготавливают маски из пластилина и картона , изображая определённую эмоцию.
2 станция.- Изотерапия.
Ребятам представлена возможность поработать с различными канцелярскими принадлежностями для создания рисунка по кругу. Каждому выдаётся лист бумаги и все начинают рисовать, звучит сигнал, и все передают рисунок соседу, так до тех пор, пока рисунок не вернётся к хозяину. Затем все анализируют, получилось ли другому реализовать его идею.
3 станция-Музыкотерапия.
Школьники делают весёлую зарядку и массаж друг другу в команде.
4 станция- Игротерапия. (физическая)
Учащиеся проходят совместные испытания весёлыми спортивными играми, которые показывают, дружна ли команда.
5 станция- Игротерапия.(интеллектуальная)
Где учащиеся решают весёлый тест по гигиене на огромном экране.
6 станция- Сказкотерапия.
На данной станции учащиеся составляли полезное меня для любимого животного.
В заключение мероприятия подсчитывается количество капель здоровья и победители награждаются грамотами и призами.
6.5.Тренинг «Сделай свою жизнь счастливой»(9-11класс).
Цель: создание поведенческой установки на неприятие употребления психоактивных средств, формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака.
Содержание.
1.Просмотр ролика про счастье. Обсуждение, каким бывает счастье? Игра в ассоциации со словом счастье.
2.Просмотр ролика про наркотики. Дискуссия на тему: «Приносят ли наркотики счастье?»
3.Создание коллажа и оформление стенда на тему: «Послушай, не разрушай своё счастье» из писем акции «Послушай»!










СБОРНИК КОНСПЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Работа выполнена в рамках проекта «Здоровая нация».


Исполнители: творческая группа 7 «Б»класса
Руководители: Васильева О.А.
Яхина Е.В.

2011г.

Список используемых источников:
1.Электронные источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Литература:
1.Грязнева О.Ю Профилактика вредных привычек у школьников.- Липецк, 2000.-С.83
2.Заготова Ю.А.Будь здоров!-М.,1999.-С.167.
3.Захаров С.Н. Валеология. Справочник школьника.- Р/Д:Баро-ПРЕСС, 2002.-С.123.
4.Здоровье детей. Научно-методическая газета для учителей.2010- №16-24.
5.Мир детства :подросток/Под ред. А.Г. Хрипковой. -М., 1989.-С.277.
6.Методические материалы проекта «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» , программы «Наши дети – будущее планеты»Международного общественного движения «ДОБРЫЕ ДЕТИ МИРА».,г.Москва.
7.Соковня-Семёнова И.И.Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.- М.:ИЦ «Академия», 2000-С.114
8.Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие по курсу. «Валеология» для учащихся 5-7 классов. -СПб.: Петроградский и Ко, 1998.-С.258.
9.Хрипкова А.Г., Колесова Д.В.Гигиена и здоровье школьника. - М., 1988.-С.127
10.Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие 2-е изд.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-С.153.
11.Энциклопедия для детей «Аванта плюс»том 18, Здоровье., М.: Аванта плюс, 2005


Содержание.
1.Акции по здоровому образу жизни..3

2.Информационные пятиминутки и викторины..7


3.Конкурсы рисунков, выставки книг и кулинарные конкурсы-выставки.........10

4.Спортивные мероприятия и физкультминутки
до учебных занятий13

5.Анкета для учащихся 1-4 классов на тему : «Моё отношение к здоровому образу жизни». 18

6.Классные часы и игры .19

7.Список литературы31







Рисунок 3C:\Users\Оля\Desktop\конференция Оле\ноябрь 2011г\море смеха\Изображение 008.jpgРисунок 139Рисунок 139Рисунок 139Root EntryРисунок 133Рисунок 145Рисунок 205Рисунок 7