Роль опорных символов при описании сюжетных картин на занятиях по развитию речи.


«Роль опорных символов при описании сюжетных картин на занятиях по развитию речи» Педагог дополнительного образования Гришина С.В. С. Н. Лысенкова: «Включать каждого ребенка в активную деятельность на уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот цель каждого педагога». Концептуальное основание идеи: Опорные символы предполагают активный ответ, а это первостепенное условие обратной связи, доброго делового контакта на занятиях, основа уверенности детей в своих способностях. Схема становится алгоритмом рассуждения, импульсом к активному, заинтересованному труду.Опорные символы способствуют формированию у детей коммуникативной и технологической компетентности. Значимость: Работа с опорными символами способствует расширению словарного запаса детей, обеспечивает самостоятельность в высказываниях и выборе словесной формы для передачи содержания картины, определяет последовательность и связность в составлении рассказа.Опорные символы делают речь детей активной, способствуют снятию скованности и страха ошибки. Опорные символы позволяют воспитателям отойти от стандартного проведения занятия, разнообразить формы работы с детьми, привлечь их к активному заинтересованному труду. Шаг первый: «Охота за подробностями» Перечисление объектов на картине (в том числе их частей);Группировка по заданному признаку (рукотворный мир, природный мир, свойства, родственные отношения и т.д.);Обобщение перечисленных объектов. Шаг второй: «Объединяй» Выделение двух объектов на картине;Установление и обоснование связей между ними;Выбор наиболее существенных связей, исходя из картины. Шаг третий: «Определяем время» Определение времени года;Определение частей суток. Шаг четвертый: «Войдем в картину» Обследование с помощью слухового анализатора;Обследование с помощью обонятельного анализатораОбследование с помощью вкусового анализатора;Обследование с помощью органов осязания. Шаг пятый: «Кинематограф» Обозначить прошлое изображенного на картине;Обозначить будущее изображенного на картине; Дать название картине. «?»