Роль опорных символов при описании сюжетных картин на занятиях по развитию речи.


Роль опорных символов при описании сюжетных картин на занятиях по развитию речи.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием не только для успешной учебы в школе, но и в целом, как показатель развития ребенка и как основной механизм адаптации к окружающему миру.
Активный ответ – первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на занятиях. Этому и помогают опорные символы. Когда ребенок отвечает на вопрос воспитателя, пользуясь схемой, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение услышанного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила.
Опоры на занятиях по развитию речи являются помощниками ребят, а так же непременным условием бесконфликтного, непринужденного, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях, импульсом к активному, заинтересованному труду. У детей формируются коммуникативная и технологическая компетентности.

Идея использования опорных символов в образовательном процессе не нова. Еще в 1970 году была опубликована статья о своем опыте
С.Н. Лысенковой: “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе”. Однажды мне попала в руки книга С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться», и мне запомнилась такая фраза: «включать каждого ребенка в активную деятельность на уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот цель каждого педагога. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы». Меня заинтересовал этот метод. Позже изучая материал по ТРИЗ технологии, а именно «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине» и познакомившись с некоторыми наработками экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ технологии я решила объединить все эти идеи в одну и пришла к выводу, что при наличии опорных символов, а так же алгоритма действий детям будет гораздо легче и интереснее строить предложения, высказывать свое мнение, а так же составлять описательные рассказы по картинам.

Подрастающий человек осваивает различные виды речи. Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Порой воспитатели на занятиях по развитию речи хотят многого: связной речи полными предложениями, образности, подробного, полного описания ситуации, передачи в рассказе личного отношения ребенка, но при этом проводят стандартные занятия, используется вопросно–ответная система, затем дети выслушивают рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), затем, своих товарищей. Содержание рассказов практически одинаковое. Словарный запас детей беден. Рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного занятия в детском саду, чем составление рассказа по картине нет.

Ситуацию можно исправить, воспользовавшись опорными символами и пошаговой системой в работе с сюжетной картиной. Суть этой идеи в том, что каждый шаг простой и легко выполнимый для любого ребенка, а опорные символы как волшебный клубочек, ведут к намеченной цели.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В ходе использования опорных символов дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью, что дает возможность:
выработать у ребенка способность к преобразованиям;
умение обнаруживать скрытые зависимости и связи;
способствовать анализу ситуации или объекта;
развитие децентрации.
Алгоритм описательного рассказа по картине необходимо составлять вместе с детьми. С ними обсуждается схематическое изображение того, о чем будет рассказываться и устанавливается последовательность каждого шага. Вся работа по картине предполагает пять шагов. Но каждый шаг условно можно разделить еще на несколько подшагов. Но это не придел, их может быть как больше, так и меньше, в зависимости от возраста и знаний детей.


Шаг первый: «Охота за подробностями». Опорный символ:


Он позволяет обучить детей мыслительным
действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине. Дети старательно перечисляют все, что могут обнаружить. Суть этого шага – добиться полноты перечисления. Все детали важны. При наличии однородных объектов можно осуществить группировку. (рукотворный, природный мир и т. д.).




Шаг второй: «Объединяй». Опорный символ:


Для составления осмысленного рассказа, необходимо научить детей устанавливать различные взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. Связи между объектами могут быть установлены на уровне:
физических связей;
эмоциональных связей;
родственных связей.
Соединяя два предмета действием, дети образуют полные предложения.



Шаг третий: «Определяем время». Опорный символ:


Этот шаг нацелен на закрепление навыков ориентировки
во времени. По изображенному на картине дети определяют время года, части суток.
Дети с удовольствием объясняют, по каким признакам
они поняли, что событие происходит в то или иной отрезок времени.


Шаг четвертый: «Войдем в картину». Опорный символ:


«Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?» Здесь, конечно нужно на полную мощность включить воображение, войти в мир ощущений. Детям предлагается обратить внимание на каждый объект и уловить исходящие от него звуки, запахи, ощущения. Этот шаг придает рассказу образность. Он включает все каналы восприятия


Шаг пятый: « Кинематограф». Опорный символ:

Картина рассматривается как остановившийся миг. Дети выстраивают последовательность событий, предшествующих картине. Перематывают в перед, представляют, что могло бы произойти в будущем. В рассказе употребляются словесные обороты, такие как было - будет, раньше - позже, до того - после того

Теперь рассказ имеет начало и конец. Он приобрел стройность и завершенность. Детям предлагается придумать свое название картины и рассказать всю историю целиком – от начала и до конца, с образным и подробным описанием места действий и событий.
«И ничего не получится», - скажет озадаченный воспитатель. Она будет права. Действительно, не получится, если эту работу полностью провести на одном занятии. Ее стоит разделить на части. И только когда части по отдельности уже отработаны, можно двигаться к «целому» результату.
Через некоторое время детям не нужны будут ни шаги, ни опорные символы. Тренированным глазом они будут находить все детали в самой картине, связывать их, передавать ощущения. Способ работы перейдет во внутренний план, и затраченное время будет оправдано результатами.
Опорные символы могут быть использованы в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
пересказ;
Если я раньше ощущала недостаток обратной связи, когда на мой вопрос следовало молчание большинства детей, то теперь резко возросла активность ребят, интерес к занятию. Ни один даже самый слабый ребенок не
чувствует себя беспомощным.


Так же эффективно проводить с детьми дидактические игры и игровые приемы на закрепление умений образно высказывать свои суждения. Проводятся они как на самом занятии, так и в свободной деятельности.
Например:
«Найди друзей» - группировка объектов по заданному признаку (рукотворности, природности, функциональности и т. д.);
«Оживлялки» - наделение объектов человеческими чувствами, мыслями, поступками, составление речевой зарисовки на основе полученных ощущений.
«Что сначала, что потом?» - преобразование объектов во времени.
«Угадай-ка», «Узнай по описанию» - определение объектов по разным признакам.
«Да-нетка» - закрепление умений работать по алгоритму, определение предмета, сужая поле поиска.
«Кто задаст самый интересный вопрос по картине» - тренинг на формулировку вопросов.
«Найди самое удачное название картины» - ребенку предлагается несколько пословиц и поговорок, он должен выбрать самую подходящую на его взгляд.

Таким образом, в процессе работы по картине дети учатся последовательно составлять рассказ, выражая свое отношение к изображенному, используя в речи прилагательные, образные сравнения. У детей появится умение строить сложноподчиненые предложения, высказывать свое мнение, его обсуждать и доказывать.
Очень важное условие в работе с опорными символами – то, что они должны постоянно подключаться к работе во всех видах деятельности, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут педагогу лучше учить, а детям легче учиться.













































15