Картотека развивающих игр Развитие эмоциональной сферы дошкольников 3-5 лет


Основная задача Литературные произведения
Работа с эмоцией печали М. Пляцковский "Однажды утром "; Р.н.с. "Петушок и бобовое зернышко", р. и. с. "Гуси-лебеди"; С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке" К. И. Чуковский "Краденое солнце"Работа с эмоцией удивления М. Пляцковский "Разноцветные зверята" Л. Толстой "Три медведя", Р.Н.С. "Репка", В. Сутеев "Под грибком"
Работа с эмоцией гнева К. Чуковский "Мойдодыр", Р.н.с. "Кочеток и курочка"
Работа с эмоцией радости А. Барто "Кораблик, "Козленок", "Воробей", "Лошадка" К. Ушинский "Четыре желания" Е. Благинина "Вот, какая мама". К. И. Чуковский "Краденое солнце"
Развитие интонационной выразительности Потешки: "Ежик", "Кисонька", "Котик", "Больная кукла", И. Токмакова "Медведь", С.Я. Маршак "Разговор клоунов", "Был сапожник", "Маленькая девочка"КАРТОТЕКА ИГР
НА РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ 6.Игры на основе
нервно-мышечной релаксации
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон, нормализовать эмоциональное состояние. 6.1.Муравей
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Проведение: Все дети и взрослый сидят на ковре .Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойной дышим-вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают» (Повторить несколько раз)
6.2.Мороженое.
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура: Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы-мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…» 6.3.Улыбка
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура: детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
6.4.Поймай бабочку
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Процедура: Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать-выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее. 6.5.Холодно-жаркоЦель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура: Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам-греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…» (Дети повторяют действия)
6.6.Сорока-ворона
Цель: создать ситуации взаимодействия, снять эмоциональное напряжение.
Процедура: дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила
Сорока-ворона деток кормила
Этому дала, и этому дала
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому –
Из большой миски да большой ложкой.
Всех накормила. 6.7.Самолет летит, самолет отдыхает.
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Процедура: Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел).Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат моторами, двигают крыльями, затем опускают их расслабленными-самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть
6.8.Лимон
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура: ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой.
6.9.Потягушечки
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура: Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.
7.Игры-медитации
(визуализации) 7.1.«На полянке»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура: «Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг спокойной и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза-педагог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят…(имя ребенка), ласкают…(имя следующего ребенка ит.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули»
7.2.Воздушные шарики
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура: «Вы все-воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь все легче и легче. Се ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза-педагог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Обдувает шарик…(имя ребенка), ласкает шарик…(имя следующего ребенка и т.д.) Вам легко, спокойно. Вылетите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. В снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику» 7.3.Ручей.
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура: «Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойной и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваш ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легки-легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… (пауза-педагог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Ручеек погладил…(имя ребенка), и…(имя ребенка и т.д.) погладил. Журчанье успокаивает вас. Вам легко и спокойной… Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку»
7.4.Лентяи (с 4,5 лет)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура: дети ложатся на ковер. «Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы-лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши ручки, отдыхают ваши ноги… (пауза- педагог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Отдыхают ручки у…(имя ребенка),отдыхают ножки у…(имя следующего ребенка и т.д.). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши ручки, ножки, все тело расслаблено, чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение…Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» отройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение. 7.5.Тихий час для мышат
Цель: релаксация
Процедура: педагог предлагает детям превратиться в мышат и показать, как они обедают-откусывают кусочки сыра; гладят свои животики-наелись; показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации на 1-2 минуты (с каждым разом можно увеличивать время), дети лежат слушают музыку. На счет «три» все мышата превращаются в послушных ребят. Педагог: «откройте глазки, вы отдохнули и у вас хорошее настроение»
8. Адаптационные игры
для детей 3-3,5 лет
Цель – психопедагогическое воздействие на детей для быстрой и безболезненной адаптации их к условиям дошкольного учреждения. 8.1.«Обведу карандашом твою руку и тебе подарю»
8.2.Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
8.3.«Я нарисую тебя».
Цель: развивать чувствительность, дать представление о частях лица, снизить тревожность от присутствия рядом другого человека. Скажите ребенку, что собираетесь нарисовать его самого. Легко проведите пальцем по лицу ребенка. Прикасаясь к бровям, губам, глазам и т.д., обязательно называйте их. Проделав это, начинайте рисовать портрет ребенка, повторяя все названия: «Я рисую твои глазки» и попросите дотронуться до глаз.
8.4.«Повстречались и разбежались»
Цель: развивать навыки совместной работы, согласованность движений, навыки слухового восприятия
Взять ребенка за руку, прохаживаясь с ним по комнате, говорить:
Когда я по улице шла не спеша
Шла не спеша, шла не спеша.
Я чудного встретила там малыша (указать на ребенка)
Повернувшись лицом к ребенку, взять за обе руки и кружиться:
Мы повстречались и разбежались,
И разбежались, и разбежались,
Мы повстречались и разбежались»
(назвать малыша и обнять) 8.5.Привет, ножки.
Цель: развивать представление о своем теле, навыки слухового восприятия, чувство взаимного доверия и любви.
Здравствуйте, ножки, топающие по дорожке.
(топнуть ногой по полу)
Здравствуйте, колени, сгибающиеся без лени.
(согнуть колени)
Здравствуйте, ручки, сжимающиеся в кулачки
(сжать и разжать кулачки)
Здравствуйте, плечи, для ручек-место встречи.
(сделать круговой движение плечами)
Здравствуй, шея моя, длинная, как змея.
(вытяните шею как можно больше)
Здравствуй, голова
(подвигайте головой вперед и назад)
Играть пора!
(попрыгать, порезвиться)
8.6.Дотронься до носика
Цель: учить сосредотачивать внимание, получать радость от общения со взрослым.
Попросите малыша дотронуться до своего носа, потом подбородка, глаз, колен, волос, ушей, локотков.
Дотронься до носика, подбородок потри
Игру начинаем-на меня посмотри.
Потрогай-ка глазки, коленки найди,
Игру продолжаем-на меня посмотри.
Коснись-ка волосиков, ушек коснись
Потрогай-ка губки и мне улыбнись.
Теперь же попробуй ты локти найти
И их обязательно сильно согни.
Игра завершилась-на меня посмотри 8.7.Я и ты.
Цель: учить радоваться общению со взрослым, развивать представления о своем теле.
Стоять прямо перед зеркалом, малыш сможет увидеть в нем свои части тела, в то время как вы будете дотрагиваться до них.
Голова одна видна, шея-одна тоже,
Нос один и рот один, на твои похожи.
Есть два глаза у меня и два уха тоже,
Две руки и две ноги, на твои похожи.
Два мизинца на руках, на ногах два тоже,
Средних два и два больших, на твои похожи.
8.8.Всюду детишки
Цель: учить выполнять действия вместе и каждый по отдельности, развивать речевые навыки и согласованность движений
Дети выполняют движения по содержанию с помощью взрослого.
Детишки, детишки, всюду одни детишки.
Этот мальчик смотрит на лес,
Этот мальчик под стол залез
Эта девочка начала есть, эта хочет на стул сесть.
Детишки, детишки, всюду одни детишки 8.9.Поезд
Цель: развивать согласованность движений, речевые навыки общения
Дети-вагончики взялись друг за друга
«Неужели это поезд: «Чу-чу?»
(произносить вместе с детьми: Да)Это он пыхтит так громко Чу-Чу? – Да!
Это он везде прокатит? - Да!
В гости даже нас прикатит? - Да!
8.10Доброе Эхо (с четырех лет)
Цели: развивать чувство единства, сплоченности; учить детей действовать согласованно; настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания
Материалы: клубок достаточно прочных ниток.
Ход занятия:
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как я рада вас видеть. "Я очень рада, что Сережа в группе есть. .."В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю...
8.11.Котенок
Цель: формировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка
Материал: мягкая игрушка котенок
Педагог показывает детям игрушечного котенка и предлагает погладить его: «Смотрите, какой к нам пришел котенок-маленький, пушистый. Давайте погладим его – вот так.
Киса, кисонька, кисуля! –
Позвала котенка Юля
– Не спеши домой, постой!
И погладила рукой.
8.12.Домики
(адаптационная игра для детей с четырех лет)
Цели:
- развивать чувство принадлежности к группе;
— развивать навыки позитивного социального поведения.
Материалы:
— магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
— колокольчик;
— один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей;
— клубки разноцветных шерстяных ниток по количеству детей;
— бусинки, шнурки, палочки, камешки, круглые пластинки.
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нем — обручи поменьше (по одному на каждого ребенка).
Здравствуйте!
Проходите, я рада вас видеть! Давайте подойдем поближе и посмотрим, на что похожа фигура в центре зала?
А теперь пусть каждый из вас возьмет по обручу. Отнесите свой обруч туда, где вы хотите сидеть во время нашего занятия... Это будет ваше место... Кто уже нашел свое место, пусть обойдет вокруг своего обруча... А теперь закройте глаза и попробуйте с закрытыми глазами отойти от обруча и вновь приблизится к нему. Откройте глаза, посмотрите внимательно на свой обруч и определите его середину... Все нашли середину? А теперь сядьте в центр обруча. Отлично! У всех получилось?
Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя в обруче как у себя дома... Все представили круг своим домиком? Расскажите, у кого какой домик получился, на что он похож, где находится?
Очень хорошо! Подумайте, как можно ваш домик украсить?.. Подойдите к столам и возьмите то, что я приготовила для украшения ваших домов. Вы должны украшать свой домик, начиная с центра. На это я даю вам 10 минут. Когда услышите звон колокольчика, ваша работа должна быть закончена.
Пока дети украшают свой дом, привяжите к каждому обручу по клубку ниток.
(продолжение)
Звенит колокольчик.
А сейчас возьмите клубочек и, разматывая его, соедините свой домик с любым другим домиком, потом — с большим обручем, который лежит в центре, и возвращайтесь снова в свой дом.
Давайте придумаем, как можно оформить обруч в центре. Пусть каждый положит в него что-то из своего домика. А в середину мы поставим свечку, чтобы дом был теплым и живым... Замечательно! Теперь давайте встанем на стульчики и посмотрим, что у нас получилось. У каждого из нас есть свой домик, от каждого домика идут дороги к другим домам, и от всех домиков идут дороги в один большой дом. А большой дом состоит из множества разных кусочков. Каждый из вас положил туда что-то свое, значит, у всех нас есть один большой общий дом, где все могут жить вместе.
Давайте встанем вокруг большого дома и поблагодарим друг друга за отличную работу. Я возьму в руки свечку, и мы будем передавать ее друг другу и говорить при этом своим соседям добрые слова.
Спасибо, Саша, мне было очень приятно с тобой работать! (Ребенок, чье имя было названо, передает свечку со словами благодарности своему соседу, и так до завершения круга.) А сейчас пришла пора прощаться. До свидания!
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения сотрудничать
Задачи
учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;
развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
воспитывать доверительное отношение друг к другу;
развивать чувство ответственности за другого человека.
1.1.Зайчики и лиса
Оснащение: маска лисы, искусственный куст.
Описание игры
С помощью считалки выбирается водящий - «лиса». Он садится за куст. Остальные дети - «зайчики» -собираются около одной из стен комнаты.
Педагог встает у противоположной стены и произносит:
-Раз, два, три, четыре, пять. Вышли зайчики гулять!
«Зайчики» выбегают на середину комнаты и прыгают. Через минуту-другую педагог продолжает:
-Вдруг лисица выбегает, Зайку серого хватает.
На последнем слове «зайчики» бегут к стене, а «лиса» пытается поймать кого-то из них.
Пойманный ребенок становится водящим, игра возобновляется
1.2.Совушка-сова
Оснащение: маска совы, стульчик.
Описание игры
С помощью считалки выбирается водящий «сова». Он садится на стульчик. Остальные дети - «маленькие; птички» - бегают вокруг совы, осторожно к ней приближаются.
Педагог произносит:
- Совушка-сова, Большая голова, На дереве сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит... Да вдруг как полетит! На последнем слове «птички разлетаются», а «сова» пытается поймать кого-то из них.
Пойманный ребенок становится водящим, игра возобновляется.
13.Клубочек (с 4 лет)
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, педагог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры, например: Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься?, тот принимает клубочек, тоже обматывает ниточку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Поварята
Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руку предыдущего. Игра продолжается, пока все компоненты супа не окажутся в кастрюле.
Вариант игры при наличии оборудования, к примеру, сухого бассейна: компоненты супа (салата) «закладываются» с сухой бассейн. Таким образом ограниченное пространство создает зоны контактов и взаимодействия между детьми. Дружбы начинается с улыбки
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди дарят друг друга самую добрую, какая только может быть, улыбку.
1.6.Доброе животное.
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох-все делают шаг вперед. Выдох-все делают шаг назад. «Так не только дышит большое доброе животное, так же четко бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук-шаг назад»
1.7.Гнездышко.
Дети присели в кругу взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают. Ведущий командует: «В гнездо». Гнездышко снова должно собраться. Кто не успел-тот ведущий.
1.8. Передай мячик
Сидя или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Кто уронил-тот убывает. 1.9. Подарки.
Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести в подарок. Чем необычнее будет придуманное, тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что-то свое следующему по кругу. Ведущий следит, чтобы никто не остался без подарка.
1.10. «Кто лучше разбудит» (с трех лет)
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает –ложится на коврик в центре комнаты. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями),но всякий раз ласково. В конце упражнения все дети вместе решают, кто будил кошечку наиболее ласково 1.11. «Кто пришел к нам в гости?»
Цели: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей у сверстникам.
Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.
«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было.
1.12. «Обиженный кустик»
Цель6 способствовать формированию у детей умения любить окружающих, сочувствовать и выражать сочувствие.
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить его, пожалеть. 1.13. Звериное пианино (с четырех лет)
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они-клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий «раздает» клавишам их голоса (кошки, собачки, свинки и т.д.). ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей-«нажимает на клавиши». Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных. При повторном выполнении задание можно усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, то клавиша звучит очень тихо, если просто дотрагивается-громко, если чуть давит – очень громко.
1.14. Чьи коленки (с четырех лет)
Цель: содействовать формированию доверия.
Одному из детей-водящему-завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.
1.15.Кто сильнее любит? (с четырех лет)
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
Выбирается ребенок-водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим…(Сашу)», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла. 1.16. Ветер дует на… (с четырех лет)
Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы»,»…у кого есть сестра» и т.п. тот,на кого подул ветер, должен сделать шаг вперед или любое другое движение, в зависимости от формы организации детей.
1.17. Смешные лица
Сядьте в круг. Миша начнет нашу игру. Он поворачивается к соседу, смотрит ему в глаза и корчит смешную рожицу. Тот показывает смешную рожицу своему соседу и так далее. Смешное лицо отправляется путешествовать по кругу.
Пусть игру начинают разные дети. Вносите в нее изменения, например, можно запускать по кругу смешную рожицу в сочетании с каким-нибудь звуком или движением. 2.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения активно слушать
Задачи
развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
развивать слуховое восприятие и память;
учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
2.1.Что случилось
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин .Описание упражнения
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
Кто это?
Какое у него настроение?
Какие чувства (эмоции) он испытывает?
Почему? Что с ним случилось?
Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
2.2.Динь-динь
Описание игры
Ведущий игры - педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:Ведущий: Динь-динь-дииь.Дети:Кто там?
Ведущий: Почта.Дети:Откуда?
Ведущий: Из Рязани.Дети:А что там делают?
Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.,).Дети изображают действия, называемые ведущим.
2.3.«Кто сказал?»
Ведущий, сидя спиной к товарищам, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Играющие меняются ролями, если ведущий узнает его. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не исполнять роль ведущего.
3.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения перерабатывать информацию
Задачи
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
развивать умение работать с информацией = -'срез установление логических и причин ;-следственных связей, а также умозаключении;
развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
3.1.Путешествия Буратино
Оснащение: кукла «Буратино», фишки.
Описание игры
Играющие садится па пол или па стульчики, образуя круг.
Педагог показывает детям игрушку и говорит:
-Ребята, к нам в гости заглянул Буратино. Он побывал во многих детских садах. Слушай те Буратино и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, метол;, утром или вечером ) это было.
Примеры:
-Зашел Буратино в комнату, где дети: засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; рассматривают пуговицы, снимают и складывают одежду, потягиваются, успокаиваются, отдыхают, спят;пляшут, поют, слушают, притоптывают, кружатся, кланяются;
маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают.
-Был Буратино в детском саду, когда дети: приходят, здороваются, переобуваются, заходят вгруппу;
одеваются, прощаются, уходят;
купаются, загорают, ходят босиком;
лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах.
Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
3.2.Я бросаю тебе мяч
Оснащение: мяч.
Описание игры
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфету (цветок, яблоко и т.д.)».
Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой-либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое.».3.2.Кого нет?
Для этой игры дети должны быть знакомы друг с другом более двух месяцев. За это время развивается определенное чувство единения и они с интересом реагируют на вопрос «Кого нет?»
Все вместе сядьте в круг на пол. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Кого нет?».
Один ребенок выходит за дверь примерно на минуту и ждет. Другой ребенок в это время прячется в комнате. Затем первый ребенок возвращается и осматривает всю группу, чтобы понять, кто отсутствует. Когда он определяет, кого нет, он должен его назвать. Если он не может вспомнить имя, он может описать этого ребенка.
4.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)
Задачи
учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности слушателя;
научить детей устанавливать «обратную связь» при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.
4.1.Магазин
Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.
Описание игры
С помощью считалки выбирается водящий - «продавец», остальные дети - «покупатели».
На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей», не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно приготовить и т.д.
«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю».
Затем водящий меняется, игра возобновляется.
5.Игры и упражнения на развитие доверия 5.1.Винегрет
Цель: развитие чувства общности, защищенности.
Оборудование: кресло – подушка
Процедура: каждый участник представляет себя компонентом общего «винегрета», называет себя и размещается в общей «Салатнице» (кресле – подушке)
5.2.Кто перед тобой-рассмотри в дырочку.
В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочки, рассматривают через неё остальных и называют имена тех детей, которых увидели.
5.3.Массаж по кругу.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, установление телесного контакта.
Оборудование: мячи – ежики.
Процедура: участники встают друг за другом в круг. Ведущий предлагает выполнить произвольный массаж мячом – ежиком своему соседу.
5.4.Кто в домике живёт?
Дети забираются в домике - для этого каждый ребёнок смыкает руки уголком над своей головой в виде крышы. Ведущий стучится в каждый домик со словами: Кто- кто в домике живёт? Ребёнок называет своё имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребёнка: Что ты любишь больше всего?, В чём ты самый- самый лучший? и.т. п., а ребёнок отвечает на эти вопросы.
5.5.Пальцы-мышки.
Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, потом по коленке соседа.
5.6.Котёнок ласкает.
Как и в предыдущем упражнение, ведущий держит в руках мягкую игрушку- котёнка и лапками гладит по головке каждого ребёнка со словами: Хороший Сашенька, хорошая Машенька,и.т.д.Затем дети по очереди берут в руки котёнка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы(Хороший Сашенька, Хорошая Машенька).
5.7.Здравствствуй, я котик!
Ведущий держит в руках мягкую игрушку-котёнка(очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку).Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребёнок жмёт ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: Здравствуй, котеночек, я Сашенька.
5.8.“Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.