Урок Анализ баллады В.А.Жуковского Светлана


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малогрибановская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района
Воронежской области
Конспект урока
по литературе по теме:
«Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ Малогрибановская СОШ
Черниговская О.А.
Класс: 6
2015 год
Тема. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».
Цель:
выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини;
развивать логическое мышление, исследовательские навыки;
воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литература. 6 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях автора-составителя Г.С.Меркина (М.: «Русское слово», 2015)
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
1.Вступительное слово учителя.
Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт, которого литературоведы называют отцом русского романтизма. Известность пришла к автору вначале как к переводчику известных произведений европейских романтиков. В 1808 г. Жуковским была переведена баллада немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», только главная героиня получила имя Людмила. Перевод имел большой успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.
Над написанием баллады «Светлана» Жуковский задумался в 1808 году и только в 1812 году она была закончена.
2. Беседа с учащимися.
Вспомним, что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера).
Перечислите виды баллад. (Виды баллад: героические; бытовые; любовные).
III. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Слово учителя.
Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады «Ленора».
«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского. Оно было посвящено Саше Протасовой. Автор при создании баллады «Светлана» использовал романтический сюжет. В результате появилось национальное произведение, близкое к фольклору.
Жуковский, обладая светлым взглядом на мир, хотел передать его своим читателям в своей балладе.
3.Проверка домашнего задания.
- Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?
Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».
Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.
- Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?
Тьма – горе, несчастье, рок и др.
4.Лексическая работа.
- В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)
Назовите устаревшие слова, которые встретились в произведении и объясните их значение.
(учащиеся называют слова «запона», «Зиждитель», «лоно», «паникадила», «перси», «провиденье», «тесовы», «фамиам», «ярый» и др.)
5. Беседа.
- Когда происходит действие баллады? О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать?
Действие баллады происходит в «крещенский вечерок». Это время, когда молодые девушки гадали. Это народная традиция. И поэтому девушки собрались узнать о своем будущем, а именно о женихах и замужестве.
- Что вы знаете о гаданиях? Как гадали девушки в балладе?
(ответы учащихся)
(«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»; «Снег пололи»; кормили «счётным курицу зерном»; «Ярый воск топили»).
- Однако, интересным, хотя и, наверное, самым страшным являлось гадание с зеркалом и свечой, потому что зеркало ассоциировалось с потусторонним миром: темным и враждебным.
В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.
- Кто является главной героиней баллады? Что мы узнаем о ней?
(Главная героиня Светлана – молодая, романтическая девушка с русской душой. Жуковский стремился в ней изобразить национально-русский женский тип).
6. Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель».
- О каких чертах характера Светланы мы узнаем из этого отрывка?
(ответы учащихся)
- Героиня Жуковского находится в атмосфере народного деревенского быта, с теми праздниками, обычаями, гаданиями, которые существовали в то время. Он считает, что счастье героини зависит не от каких-то вмешательств реальных и нереальных, а от нее самой. Именно нравственные ценности, которые в ней заложены, способности к сопротивлению жизненным невзгодам и вера в благую волю Провидения, сделают ее счастливой.
7. Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»
- Вспомните, что такое лейтмотив. Назовите в данном отрывке слова, которые являются лейтмотивом баллады.
Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.
8. Слово учителя.
- В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»
- Какие два цвета преобладают в балладе и почему?
(ответы учащихся)
- В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит?
(Героиня погружается в сон).
- Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе? Что такое антитеза? Считаете ли вы, что произведение построено на антитезе?
- Является ли сон Светланы мистическим?
(ответы учащихся)
9. Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».
Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха).
- Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?
- Какие образы помогают Светлане спастись?
(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).
- Что такое кульминация произведения? Назовитие кульминационный момент баллады «Светлана».
Кульминация – это пробуждение Светланы.
10. Выразительное чтение отрывка «Что же твой, Светлана сон…» до конца баллады.
- Стала ли героиня счастливой? Что помогло ей? Ответ найдите в тексе баллады.
(Вера в провидение помогла Светлане стать счастливой. Она искренне верила в счастье и оно пришло к ней).
.
- Баллада Жуковского заканчиваетя оптимистично, а это противоречило всем законам данного жанра. Почему?
(ответы учащихся)
IV. Подведение итогов урока.
Жуковский, работая над балладой «Светлана», пережил разные чувства: и надежду, и разочарование.
И эти чувства проявились в произведении глубоким меланхолическим мотивом, который противостоит оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать вступительную статью, посвященную А.С. Пушкину.
2.Письменно ответить на вопрос: «Что сближает балладу Жуковского со сказкой?»
Оценка:____________________
Заместитель директора по УВР Суховерхова Е.В.
Рецензия на проведённый урок по литературе.
Урок разработан и проведён Черниговской Ольгой Александровной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, образование высшее, стаж педагогической деятельности – 15 лет.
Тема: Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана» ( 6 класс).
Это один из уроков, входящих в систему сценариев, разработанных учителем по разделу «Литература 19 века».
Цели данного урока:
выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини;
развивать логическое мышление, исследовательские навыки;
воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.
Урок проведен по четкому алгоритму. Шестиклассники легко воспринимают этот алгоритм. В его основе лежит работа воображения, обращение к ассоциативному – невербальному мышлению ребенка, к эмоциональной сфере его психики. Ученики работали на уроке очень активно, не скрывали своих эмоций, не боялись выражать свои мысли вслух. Ученики 6 класса весь урок занимались поисковой и исследовательской работой.
Учитель на уроке совершенно естественно, в процессе анализа поэтического текста говорил с детьми о важнейших проблемах реальной жизни, о добре и зле.
О высокой эффективности урока говорит эмоциональное выразительное чтение отрывков баллады учениками. Дети демонстрировали понимание поэтического текста и авторского замысла.
Черниговская О.А. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся. Урок литературы, проведенный О.А.Черниговской, представляет собой целостную систему.
Данный урок проведен на высоком методическом уровне.
Заместитель директора по УВР
МКОУ Малогрибановская СОШ _______________Суховерхова Е.В.