В.А.Жуковский. Жанр баллады в творчестве поэта (на примере баллад Людмила, Светлана), урок литературы в 6 классе


Василий Андреевич ЖуковскийЖанр баллады в творчестве поэта (на примере баллад «Людмила», «Светлана») Баллада «Людмила» явилась подражанием «Леноре» Бюргера. В. А. Жуковский перенес действие в Россию, использовал русскую разговорную и народно -поэтическую лексику. «Людмила» стала откровением, так как для русских читателей открылся мир «романтических» ужасов. «Людмила» (1808 г.) В основу его фантастического сюжета легли средневековые религиозные представления, вера в чудесное спасение или погибель души. Поэта привлекало всё таинственное, обычно скрытое от человеческих глаз. Сюжет баллады «Людмила» «Людмила» События в «Людмиле» происходят как бы в мире вообще, неизвестно где, без определённого прикрепления:Пыль туманит отдаленье;Светит ратных ополченье; Топот, ржание коней;Трубный треск и стук мечей...Повествование построено так, словно мы непосредственно включены в событие. Вопрос, который задаётся героине, исходит как бы от нас, и отвечает, в силу этого, Людмила нам. Причём ответ её многозначный. По сути, уже тут предсказание трагического конца героини. Бог исполнит то, что она хочет: могила разверзнется, откроется гроб. Сбудется то, чего она желает, не понимая, чего же желает на самом деле. На стороне героини, преданной жениху, сила чувства и жажда счастья, однако судьба уготовила ей гибель: О Людмила, грех роптанье; Скорбь — создателя посланье; Зла создатель не творит; Мертвых стон не воскресит. Но эта смерть воспринимается и самой героиней, и читателями как освобождение от земных страданий, воссоединение душ любящих, которых на земле разлучил рок. Воспринимается это все, скорее, как сказка, нежели трагедия. Тихий, страшный хор завыл: “Смертный ропот безрассуден; Царь всевышний правосуден; Твой услышал стон творец; Час твой бил, настал конец”. Героиня баллады Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали. «Светлана» (1812 г.) “Светлана” (1812 г.) — оригинальная баллада, косвенно связанная с серией европейских и русских подражаний “Леноре” Бюргера, поскольку сюжеты имеют сходную смысловую основу. В “Светлане” поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале XIX в. гадания утратили свою первоначальную магическую основу, став излюбленной девической игрой. «Светлана»: о балладе Баллада «Светлана» Основные темы баллады «Светлана» — тема возмездия и тема счастья. В центре произведения — гадание в крещенскую ночь и страшный сон, разрешившийся благополучно.Структура данной баллады отражает двойственность художественного метода этого жанра. Вначале “Светлана” исполнена романтического пафоса тайны и чуда, и поэт тонко передает восторженное и одновременно робкое состояние чувств молодой души, влекомой сладким страхом к неожиданным ночным событиям. Милая Светлана… Героиня имеет "говорящее" имя: душа Светланы чистая, она не ропщет на судьбу, не клянет высшие силы, а неустанно верит в любовь. Ее душа оказалась сильнее темных сил, и в награду она получает счастье. Черты характера Светланы подчёркивают лучшие особенности национального характера: силу, чистоту, верность, покорность, религиозность. Светлана молит ангела-утешителя утолить ее печаль, и ее просьбы моментально услышаны. Противоречат исходной балладной традиции отказ от фантастики, одновременно шутливая и счастливая концовка, введение реальных мотивировок. Поэт снял с происшествия мрачный оттенок — случайный сон временно омрачил героиню, — и трагичность осталась нереализованной. Главная героиня Символика цвета в балладе «Светлана» Цвет:белый – печаль ( снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона; белый – чистота (белая скатерть, белый голубь);чёрный – печаль (чёрная даль, чёрный ворон);алый – нежность, теплота, забота ("пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого). Значение баллад В.А.Жуковского Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, откровенная условность авторской позиции. После Жуковского в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра. Баллады Жуковского вызвали в русской литературе увлечение этим жанром, хотя поэты, связанные с революционным романтизмом, стали находить иные пути развития русской баллады.Через лирику Жуковского литература шла к решению проблемы характера.Произведения Жуковского приобретают личный характер, что придаёт особый лиризм его поэтическому творчеству. Значение баллад В.А.Жуковского "...Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина", — писал В. Г. Белинский, считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия "вышла из жизни". В.Г.Белинский о В.А.Жуковском