Научно-исследовательская работа уч-ся по теме «Проблематика рассказов А.П.Чехова:

Региональная научно-практическая конференция учащихся
«Первые шаги»
Гуманитарная секция







«Проблематика рассказов А.П. Чехова: «пошлость пошлого человека»
Никулина Наталья Юрьевна и Морева Дарья Андреевна,
учащиеся 11 «А» класса МОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Губкин, Белгородская область, Россия





Руководитель:
Воронина Галина Джагфаровна,
учитель русского языка и литературы





Губкин
2010г

Аннотация
Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях. В творчестве А.П. Чехова прекрасно показан образ народа, героями являются люди всех классов общества. Тематика произведений А.П.Чехова перекликается с тематикой таких писателей, как
Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. Н. Островский.
Задачами нашей работы являются краткий анализ рассказов
А.П. Чехова "Ионыч", "Крыжовник", "Учитель словесности" и раскрытие основополагающего фактора разложения нравственных ценностей в человеке.
Метод исследования носит аналитический характер.
На основе исследования рассказов Антона Павловича Чехова мы поставили целью показать, как раскрывается проблема "пошлого человека", результатом которой становится деградация как отдельной личности, так и общества в целом. Для наиболее полного раскрытия проблематики нами составлен следующий план:
1) Краткое повествование о биографии А.П. Чехова. Эпизоды детства, повлиявшие на формирование творческого пути и отразившиеся в произведениях.
2) Рассказы "Ионыч" и "Крыжовник", "Учитель словесности" - символ уродливой жизни. Противопоставление низменных инстинктов с высокими человеческими чувствами.
5) Значение творчества Антона Павловича Чехова в развитии русской и мировой литературы.
Актуальность чеховских произведений, мы думаем, ни у кого не вызовет сомнений. По его жизненному опыту, изложенному в произведениях, мы учимся жить.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области







Научно-исследовательская работа по теме «Проблематика рассказов А.П. Чехова: «пошлость пошлого человека»









Подготовили
ученицы 11 «А» класса
Никулина Наталья Юрьевна и Морева Дарья Андреевна
Руководила
учитель русского языка и литературы
Воронина Галина Джагфаровна
2010 год
г.Губкин
Введение
Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Отец, Павел Егорович, увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками.
Природные способности Павла Чехова передались и его пятерым детям.
Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах А.П.Чехова о детях. Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях.И все же не будь в жизни А.П.Чехова церковного хора и спевок - не было бы и его изумительных рассказов с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А. Бунина, “раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов”.
Мы давно уже поставили Антона Павловича в ряд своих любимых писателей, где есть А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Ф. М. Достоевский.
Основная часть.
В рассказах А.П.Чехова рассматриваются темы «униженных и оскорбленных», человеческих отношений, любви, проблема сломанных судеб. Чрезвычайно интересно следить за похождениями его героев, смешных и трагичных, веселых и печальных, богатых и бедных.
В пору самого высшего творческого расцвета А.П.Чехов пишет ряд рассказов на тему интеллигенции. Вслед за М.Горьким, который боролся в своих произведениях с "интеллигентами", ничего не оставившими после себя на земле, кроме мусора, А.П.Чехов бьет тревогу в своих рассказах, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым сильным, на наш взгляд, является рассказ "Ионыч». Сюжет рассказа прост: молодой, умный человек попадает в серый, затхлый городишко С. Много работает, живет отшельником, презирает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей города ничтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцев опускается и становится таким же. Казалось бы, ну что тут особенного, вокруг видишь это на каждом шагу. Время меняет людей. Но та страшная правда, так талантливо показанная А.П.Чеховым, открывает на многое глаза. Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя утопил и стал похожим на обывателя, то это духовная смерть. Ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги, неизвестно зачем, быть "живым трупом". Накопительство разрушает личность, если нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели жизни. Старцев растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его. Вся история превращения молодого доктора в стяжателя занимает у писателя менее двадцати страниц, но страшно другое: в жизни со многими происходит эта метаморфоза. В юности почти все имеют идеалы, желание принести пользу обществу, в зрелости у многих прослеживается стремление к сытости, к благополучию, к почестям и "теплым" местам. Все прикрываются пышными фразами о долге, чести, пользе, но внутри у каждого, как бацилла, сидит, спрятавшись, все тот же "Ионыч". А.П.Чехов своим рассказом предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека!"
Та же тема пошлости и корысти звучит в рассказе "Крыжовник". В этом рассказе символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась - он ел свои, на его усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. Да разве это счастье? Разве для этого живет человек? Просто быть сытым и счастливым - этого человеку мало. А.П.Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Должна же быть какая-то высшая цель! В “Крыжовнике” показан уже просто откровенный фанатизм, где поселившаяся в человеке навязчивая идея убивает в нем все человеческое. Она полностью занимает его мысли, и жертва идеи уже ни о чем не может думать. Для такого одержимого уже нет никаких ценностей, кроме этой идеи. А.П.Чехов каждым своим произведением говорит: "Нет, больше жить так невозможно!»
Вот уже два рассказа А. П. Чехова проникнуты одной идеей, показывают одну страсть – страсть накопительства и жадности. И в то же время в “Крыжовнике” автор показывает неудержимое стремление человека к своей мечте, к своему счастью, к своей идее. Здесь низменные инстинкты перемешиваются с высокими чувствами, и пусть даже эти “высокие чувства” направлены на материальные блага... Но вот что интересно: А. П. Чехов гениально проследил и подчеркнул в своих произведениях обратную сторону счастья – то, чем оно становится, когда цель оказывается достигнута. Человек, достигший своего счастья, завершивший свою «пошлую» идею, опускается или в лучшем (для него) случае умирает, так как стремиться ему больше некуда и не к чему, да и ни к чему.
В рассказе "Учитель словесности" звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь. Краткий сюжет: учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы счастлив, женат на любимой женщине. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег в гимназии душат Никитина. Жена Никитина, Манюся, развела кувшины и горшочки со сметаной, окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мирке, в котором так спокойно и сладко живется герою. Работа в гимназии ему тоже кажется однообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из этого города, от жены, от пошлости, но можно уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно станет вторым видоизмененным Ионычем. А.П.Чехов устами Никитина восклицает. "Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости!" И опять звучит та же тема. Ведь есть другой мир! Мир, где люди творят, страдают, ошибаются, создают, сочиняют, мучаются, но они живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.

Вывод.
Антон Павлович Чехов является одним из первых писателей, выдвинувших проблему личной ответственности человека за себя и происходящее вокруг. Источник этого конфликта – сам человек, его поведение, образ мыслей, и начинается он с процесса критического отношения к самому себе. Писатель исследовал много случаев подобной коллизии: столкновение мечты и действительности, сущего и должного, прошлого и настоящего. Антон Павлович Чехов вошел в историю мировой литературы как поистине блестящий основоположник простой истины: «Человек не может быть пошлым!»

Список использованной литературы:
Громов М.П. «Книга о Чехове»
Чудаков А.П.»Биография Чехова»
Катаев В.Б. «Проза А.П. Чехова»












15