Презентация выступления на педагогическом совете на тему Воспитание у младших школьников духовно — нравственных ценностей


МБОУ “Петелинская средняя общеобразовательная школа”. Подготовила: Учитель начальных классов - Хохлова Н.Я.2014 год Воспитание у младших школьников духовно–нравственных ценностей. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». С.И.Ожегов.«Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» Аристотель. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Успех рождает интерес, а интерес ведёт к успеху, поэтому важно, чтобы интерес, с которым дети пришли в школу, не пропал с годами, а наоборот развивался.«Говори ему почаще, что он хороший, и он станет таким» - советовал А.М.Горький. Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Воспитывая у ребёнка желание помочь товарищу, учителя вместе с детьми радуются хорошим ответам ребят, успехам каждого и огорчаются за неудачи. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию. Спортивная секция «Пересвет» Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. Эффективность воспитания духовно –нравственных ценностей во многом зависит от личности самого учителя, его профессиональной компетенции, духовного богатства, безупречной нравственной чистоты. Учителя начальных классов стараются, чтобы школа стала для каждого ученика домом радости, чтобы интерес, с которым пришли дети в школу не пропал с годами, а наоборот, развивался, чтобы они не оставались равнодушными к поступкам, делам. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, проведение утренников, экскурсий, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Инсценирование сказки Уроки православной культуры Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры. Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции. В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде. Рождественская гостиная для учеников и родителей Рождественская гостиная для учеников и родителей Школьный хор «Благовест» Поездка по святым местам Родителей не пугает высокая роль телевизора в жизни их ребенка. В секцию или кружок отдавать ребенка дорого или опасно – нет желания или возможности встречать после занятий детей. Поэтому родители сознательно делают выбор детского досуга в пользу телевизора, компьютера, причем, не регламентируя его время. Возникает проблема – формирование культуры увиденного. Шквал информации – естественное явление современности, но не утонуть в нем, остаться собой, стать нравственным – вот одна из важнейших задач педагога. Крещенская гостиная для учащихся начальной школы О значении духовности в жизни людей много писал Л.Н.Толстой. Он отождествляет духовную силу с силой мысли, и эта мысль, по его мнению, должна быть направлена на созидание, гармонию, добро.Взгляды Л.Н. Толстого в понимании духовности во многом совпадают с учением В.И. Вернадского о ноосфере – сфере человеческого разума. В.В. Ярцевым было доказано, что именно духовная составляющая является источником всех эволюционных преобразований на Земле. Поэтому человеку дается возможность и шанс в течение своей жизни раскрыть в себе весь духовный потенциал. И люди, которые смогут достичь высшей степени раскрытия в себе духовного потенциала, будут отличаться от современного человека так же, как он отличается от неандертальца.К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Спасибо за внимание!