Формирование нравственных ценностей младших школьников


II региональные Рождественские чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси. Система ценностей современного общества»
Секция: Приоритеты и ценности современной молодежи
Формирование нравственных ценностей младших школьников в современных социокультурных условиях
(тезисы)
Автор:
Баиртова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»,
г. Мирный,

2014 г.
Актуальность.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям.
И в настоящее время мы наблюдаем, как смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, нежелании учиться, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания младших школьников в настоящее время очень актуальны.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Критерии и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста
Нравственная воспитанность характеризуется уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоциональных проявлений.
Существует ряд методик выявляющих уровень нравственной воспитанности обучающихся.
Предлагаю вашему вниманию – современную и новую для многих школ, и для меня, форму работы: комплект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» (авт. А.А.Логинова, А.Я.Данилюк). Основной целью данного комплекта является обеспечение психолого-педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения методологическим инструментарием, позволяющим контролировать и оценивать результаты воспитательной деятельности в классе (школе). Мониторинг дает возможность оценивать личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования.
В комплект входят все необходимые материалы: рабочие тетради для учащихся «Книга моих размышлений» (1,2,3 и 4 классы), методические пособия для учителя (по классам), рабочий блокнот для педагога.
Выполнение упражнений учащимися в рабочей тетради является частью воспитательной программы и позволяет составлять и корректировать годовой план воспитательной работы, а также создает условия для вовлечения родителей в реализацию Программы.
Исследование включает три этапа. На Контрольном этапе, в течение первой четверти, учащиеся 4 Б класса выполняли упражнения № 1 – 10, который был ориентирован на сбор данных. Опираясь на результаты (см. Приложение 1 и Приложение 2), была скорректирована дальнейшая работа с классом (это второй этап работы - Формирующий (в течение всего учебного года).
Заключительный этап – Интерпретационный (в конце 4 четверти) ориентирован на сбор данных после реализации Программы и предполагает возможные виды динамики по отношению к самому себе, а не в сравнении с другими детьми.
Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных методов, приемов и средств. Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Внутриклассное оценивание в начальной школе
Опираясь на данные исследования контрольного этапа, передо мной встал вопрос: «Что можно сделать, чтобы мои ученики стали более успешными?» Они станут успешными и найдут свою дорогу во взрослой жизни, если сами того захотят, будут знать, как это сделать. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения. Изменилась и роль учителя. Роль учителя начальной школы заключается в том, чтобы учить учиться. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для её выполнения.Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без рефлексивной культуры.
Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе я и начинаю обучать школьников рефлексивной деятельности.
Заключение.
Воспитание нравственных ценностей младших школьников может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности и успешности в обучении.
Так как работа над формированием нравственных ценностей в моем классе продолжается, очень надеюсь, что мои ученики станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.
"Если человека учат добру - ...в результате будет добро" (В.А. Сухомлинский). Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.