Программа воспитательной работы Шаг за шагом (адаптированная программа для обучающихся с ОВЗ)


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования
«Черногорский механико-технологический техникум»
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«ШАГ за ШАГОМ»
(адаптированная программа для лиц с ОВЗ)
г. Черногорск, 2014
Программа воспитательной работы «Шаг за шагом» разработана для обучающихся Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский механико-технологический техникум» по адаптированным образовательным программам для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации", Письмом Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии». Содержание адаптированной программы учитывает особенности психофизического развития обучающихся с нарушением интеллекта.
Разработчик – Поликарпова Наталья Ивановна, преподаватель математики высшей квалификационной категории.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании Методического совета
Председатель МС
_______________ Л.В. Жиляева
Протокол № ___ от «____» _____ 20___г
Пояснительная записка
Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для безбарьерной среды и успешной адаптации студентов с нарушением интеллекта к системе обучения. Обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции.
Значительные трудности обнаружены у обучающихся с ОВЗ при выполнении ими конструктивных заданий. Наблюдаются следующие недостатки: это трудности принятия и понимания задания, ориентировки в нем; организация собственной деятельности по его выполнению; использованию образца; выбора правильного способа действия, осуществление контроля и оценки результата выполнения задания.
Самостоятельного анализа даже простейшей жизненной ситуации данная категория обучающихся осуществить не могут. У них не наблюдается этапа обдумывания, зрительного соотнесения деталей, промеривания. Основным способом выполнения ими конструктивного задания является практическое действии, направленное на достижение результата, но часто без соотнесения достигнутого с заданным. Зачастую при возникновении трудностей обучающиеся оставляют свою работу незаконченной либо выполняют что-то весьма отдаленно сходное с заданным, значительно упрощенное.
У обучающихся с ОВЗ наблюдается несформированность умений и навыков пространственного ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства. У них наблюдаются недостаточно четкие представления о пространственных взаимоотношениях объектов.
Срок реализации программы 10 месяцев, именно столько времени отводится на обучение студентов по программам профессионального обучения для лиц с ОВЗ.
I. Цель и задачи Программы.
Цель Программы - формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности используя математические знания.
Задачи:
формирование практических навыков, моделей поведения в различных жизненных ситуациях;
развитие математической грамотности, пространственной ориентации необходимой для адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях;
выработка адекватных представлений о повседневной действительности;
обретение опыта в анализе конкретных практических ситуаций;
формирование умений делать выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни;
освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
II. Основные принципы организации работы
Преемственность. Принцип способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы необходимой обучающимся с ОВЗ в повседневной жизни. Принцип обеспечивает связь программы воспитательной работы с программой профессионального обучения обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
Соблюдение интересов студента. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у обучающихся с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий обучающимся, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
III. Основные направления работы с обучающимися с ОВЗ
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление характера и интенсивности трудностей развития обучающихся с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им социально-психолого -педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.
IV. Мероприятия, направленные на реализацию Программы
№ Тема занятия Цель
1. Пространственное положение объекта. 1. Расширять и уточнять умение видеть признаки сходства и различия, распределять предметы на группы по цвету и форме, классифицировать предметы, видеть пространственные отношения.
2. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений. (год, месяц, неделя, сутки)
2 Дидактическая игра «Запомни и назови». Формирование пространственных представлений Учить учащихся находить изображение двух или нескольких предметов по словесному описанию из пространственного расположения
3 Дидактическая игра «Что нарисовано». Формирование пространственных представлений Закреплять имеющиеся представления о целостном образе предмета, его форме и величине частей
4 Действия с числам 1. Закрепить и отработать умения и навыки работы с процентами, операции с целыми числами, дробями.
2. Как начисляется заработная плата?
3. О целях взимания налогов и направлениях расходования денег.
5 Дидактическая игра «Не ошибись!» 6 Действия с числам 7 Дидактическая игра "Торговля – это расчет" 8 Дидактическая игра "Платежи" 9 «Транспорт» Формировать умения сравнивать фигуры, выделять часть из целого.
10 Задачи на пропорции Зависимость между компонентами и результатами действий.
11 Диагностика усвоения программного материала. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
V. Требования к условиям реализации Программы
1. Методическое обеспечение.
Программа «Шаг за шагом» для обучающихся с ОВЗ с нарушением интеллекта основной задачей ставит формирование практических навыков, моделей поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому основной формой проведения занятий по данному предмету является занятие-практикум.
Учитывая практическую направленность данной программы, можно выделить следующие наиболее значимые формы и методы обучения: моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр, решение задач, беседы, деловые игры, которые способствуют активизации познавательного интереса у обучающихся, позволяют глубже разобраться в изучаемом материале.
Беседа – это один из основных методов обучения на занятии. Продолжительность беседы различна и проводится как в начале, так и в конце занятия. Беседа обязательно сопровождается записями в тетрадь правил, положений, терминов, зарисовкой схем, таблиц и т.д. Беседа может сочетаться с моделированием реальных ситуаций, разыгрыванием деловых и сюжетно-ролевых игр, решением задач.
Сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций проводятся для формирования навыков общения на этапе закрепления изученного материала. В ходе игры воспроизводятся конкретные жизненные ситуации (оплата коммунальных услуг, обращение в различные организации), в которых учащиеся используют усвоенные ими модели поведения, необходимые знания и умения по математике. Сюжетно-ролевые игры занимают часть занятия и носят в большей степени обучающий характер.
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности действий, решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную жизненную обстановку. Основными атрибутами деловой игры являются распределение ролей, определение порядка и условий игры и правил, подготовка материалов и документов, которые будут использоваться в ходе игры. Занятия, проводимые в форме деловой игры, вызывают интерес у школьников, так как позволяют в игровой форме выполнять различные роли, часто недоступные в жизни, моделировать формы поведения в сложных ситуациях, принимать решения, получить практику работы в команде.
От педагога данный метод обучения требует затраты дополнительных усилий. Это связано с разработкой порядка, правил игры, распределением ролей, подготовкой документов. При разработке деловой игры необходимо учитывать возможности умственно отсталых учащихся, поэтому игра не должна быть перегружена слишком большим количеством ролей, документов, правила должны быть четкими, порядок игры – содержать 1-3 этапа.
Деловые игры довольно гибкий инструмент. Их можно использовать полностью и по частям, приспосабливая к целям обучения, а также дополнять и творчески изменять.
Решение задач используется как для закрепления изученного, так и для проверки знаний учащихся. Использование задач особенно эффективно ввиду их практической направленности. Задачи позволяют обучать учащихся анализировать конкретные события реальной действительности, применять свои знания к их анализу. При составлении задач четко формулируются условие, не допускается неоднозначное его толкования. Правильный ответ должен быть единственным. Хорошая задача составлена таким образом, чтобы она могла быть решена только в том случае, если обучающейся ориентируется в знании той или иной темы и владеет математическими понятиями, математические знания носят основной характер. Использованные задачи имеют практическую направленность.
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях уделяется внимание расширению и обогащению словарного запаса обучающихся, изучению экономических терминов, определению их смыслового содержания, употреблению в речи.
2. Психолого - педагогическое обеспечение.
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
VI. Ожидаемые результаты Программы
Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть:
объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с математической моделью мира;
принимать рациональные решения по конкретным ситуациям используя математические знания;
решать задачи практического содержания.