Реферат на тему: «Праведничество в русской литературе».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Реферат на тему:
«Праведничество в русской литературе».

Выполнила:
Шеншина Лидия Анатольевна
Ученица 9 а класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Яковлева Ирина Александровна
Муром
2012 год
Содержание.
Введение. Актуальность, цели и задачи исследования. 3
Кто такие праведники? 4
Н. С. Лесков «Очарованный странник» 8
А. И. Солженицын «Матренин двор» 11
Заключение. Выводы по работе. 17
Ссылки и сноски. 18
Список литературы. 19
Введение.
«Блажен человек, которому Бог вменяет праведность
независимо от дел” (Рим.4:6)
В наше время общество проявляет большое уважение к героям, геройским поступкам. Действительно, невозможно остаться равнодушным к самоотверженному поведению человека во спасение жизни других. Но в мире есть и другие герои, которые достойны такой же высшей похвалы. Им не вручаю медали, их не поздравляет президент, их не показывают по телевизору. Они другие. Они совершают другой самоотверженный подвиг. Подвиг праведничества, подвиг православной веры и благочестия. Но что мы действительно знаем о праведничестве сейчас, когда это слово используется абсолютно в иных значениях? Кто такие праведники? В чем состоит их подвиг? В этом нам и предстоит разобраться с помощью научных статей и публицистических произведений.
Но особенно широко раскрылась тема праведничества в русской литературе. Некоторые произведения раскрывают ее очень хорошо. А сами они актуальны и с интересом читаемы нашими современниками. На основе произведений русских классиков люди издавна учились житейской мудрости и набирались жизненного опыта. Знаменитые художники слова воспевали героизм русского народа, а особенно героизм праведников, который становился основой литературных творений разных писателей во все времена.
Цель работы: раскрыть концепции праведничества в русской литературе на материале произведений Н. Лескова и А. Солженицына.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
Изучить понятие «праведничество».
Проанализировать произведение Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник».
Проанализировать произведение Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор».
Предмет исследования: черты, определяющие праведничество героев.
Объект исследования: главные герои произведений Н.Лескова «Очарованный странник и А.Солженицына «Матренин двор».
Кто такие праведники?
«Праведник – это не звание,
это смысл жизни человека»
Е. Есечко.
Мне кажется, что каждый человек по-своему представляет себе праведника. Для того чтобы узнать мнения различных людей, я опросила своих близких и друзей. Я задала им вопрос: «Кто такой, по вашему мнению, праведник»? Ответы были разнообразными, поэтому я выбрала те, которые отражают непохожие точки зрения.
Ответчик 1 (35 лет): «Мое, атеиста, мнение, праведник - это такой человек, который делает мир лучше. У меня даже сложился определенный образ такого человека. Это может быть многодетная мать; пожарный, который спас людей из огня; полицейский, не жалея себя, защитивший граждан или военный, каждый день рискующий своей жизнью».
Ответчик 2 (15 лет): «Есть нормы морали, которым можно как следовать, так и не следовать. В одном случае ты праведник (соблюдаешь определенные правила и традиции), в другом нет. Поскольку вариантов норм морали может быть несколько, то и праведники могут быть разными».
Ответчик 3 (16 лет): «Я, наверное, не делю людей на праведных и неправедных. Мне кажется, что каждый вправе сам для себя решать, как ему жить, по каким законам. Для себя же я выделяю своих близких, друзей, знакомых – людей, которые для меня много значат. И мне не важно, соблюдают ли они какие-либо нормы, главное, что они дороги мне».
Ответчик 4 (15 лет): «На этот вопрос однозначного ответа нет, так как каждый считает по-своему. Но лично мне больше близка такая трактовка: праведник – человек, который делает добро людям и никогда не желает им зла».
Ответчик 5 (70 лет): «Праведник – человек, который живет безгрешной жизнью, исполняет все заповеди православной веры. Мне кажется, что другие трактовки неприменимы».
Итак, мы убедились, что мнения наших опрашиваемых действительно очень различны. Возможно, что каждый из них по-своему прав. Теперь, зная мнения людей, стоит воспользоваться научной литературой.
Для того чтобы как можно шире рассмотреть понятие «праведник» и то, что оно в себе заключает, необходимо использовать трактовку нескольких источников. Ведь слово праведник в современном обществе все понимают по-разному: верующие связывают его с Богом; атеисты с жизненными подвигами, например: мать пятерых детей; человек, спасший множество жизней; человек, ведущий здоровый образ жизни. А вот до 1917 года существовало только одно понимание праведничества - связанное с верой в Бога. После революции 1917 года в России началась эпоха новых «героев», «новых людей», поэтому многие люди переосмыслили свое понимание жизни, а значит и понимание праведничества. Праведничество приобрело новые, доселе неприменимые стороны и трактовки. То есть сейчас различное понимание этого слова считается нормой. А жаль, что некоторые люди даже не знают того значения, которое было у него раньше.
Рассмотрим несколько определений, которые дают нам словари о праведнике, человеке, образ жизни которого можно назвать праведническим.
Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.[1]
Праведник – человек, придерживающийся заповедей, предписаний какой-либо религии.[2]
Праведник – человек, святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях.[3]
Таким образом, мы видим, что все три определения несколько различаются. Первое никак не связывает праведника с религией, то есть праведником в соответствии с ним может быть даже атеист, который не живет против правил нравственности и морали. В соответствии же со вторым определением праведником является все же религиозный человек, который выполняет все заповеди своей веры. А вот третье определение, которое взято из православного словаря, ближе всех, наверное, к определению, которое существовало в дореволюционной России. Оно называет праведником того человека, который, веря в Бога, свято выполнял все Его заповеди в мирских условиях.
Теперь рассмотрим небольшой отрывок о праведничестве из статьи современного журнала. Вот что он гласит: «Праведничество - социокультурное явление, соединяющее в себе опыт напряженной духовной жизни, причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде, и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни. Праведничество является поиском возможностей для обретения себя в истине, а не истины как таковой, непосредственным переживанием себя в истине при отсутствии отождествления себя с истиной». Анализируя этот фрагмент, можно еще раз убедиться, что в современном представлении праведником может стать даже человек, который далек от религии, он просто может быть богат духовно, искать нравственной жизни для себя.
Что же представляют собой праведники с точки зрения христианской религии? Безусловно, для того, чтобы понять это, определения будет недостаточно. Есть множество рассказов и притч о праведниках, об их жизни, почитав которые, можно глубоко проникнуться самой Христианской религией.
В Христианстве есть святые, которые почитаются церковью. Но именуются они по-разному, например: священномученик Георгий Победоносец, которому молятся воины; страстотерпцы Борис и Глеб, погибшие от рук злодеев; преподобный Сергий Радонежский, помогающий в учении; благоверные князья Петр и Феврония, которым молятся о семейном благополучии; праведный Иоанн Кронштадский. Все они признаны святыми за разные подвиги перед Богом. Так вот праведными именуются святые, проводившие в миру особенно богоугодную жизнь. Так называют святых Иоакима и Анну, Захария и Елизавету.[4]
Как я уже сказала, существует множество притч о праведниках, которые позволяют лучше понять их богоугодную жизнь. Вот одна из них: «Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горькую смерть?!» Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за всю свою жизнь только один грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому больше нечего ждать на этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить тот его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах. Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие».[5]
Итак, эта притча о страдальческой смерти, которую принял праведник. Зачем, спрашивается, страдать тем, которые столько любили Господа своего? Мир ненавидит праведных, для мира укор – сама жизнь праведника. Пусть праведник, по обету смирения, не говорит ни слова миру о делах его темных; пусть, по обету любви, употребляет он все, чтобы сохранить мир со всеми: быть не может, чтобы мир остался навсегда доволен праведником. Мир возненавиде их, яко не суть от мира.[6] Потому праведники поражаются скорбями, потому что правда Божия здесь наказывает в них слабости и немощи, чтобы там явились они свободно к ее престолу для получения венцов.[7]
Праведники не так часто являются героями литературных произведений. И это объяснимо.
Работая над своим исследованием, я выделила два наиболее ярких, с моей точки зрения, образа праведников, которые и будут анализированы.
Н.С. Лесков. «Очарованный странник»
Имена русских классиков в нашем сознании привычно соединяются с определением великие. Подобная оценка творчества Николая Семеновича Лескова и по сей день не стала общепринятой и бесспорной. Художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, все еще не обрел безусловной народной известности. Однако достаточно даже самому неискушенному читателю открыть наугад любой из его рассказов, чтобы оказаться во власти удивительного таланта «Волшебника слова». Писатель сосредоточен на постижении национальной жизни, и его художественный мир населен «мелкотравчатыми героями» из самых разных социальный слоев. Личность и Россия оказываются соизмеримы, ибо судьба России, по убеждению писателя, находится в руках народа, зависит от степени его самосознания и духовного потенциала.
Пожалуй, самым ярким примером писательского видения мира выступает его повесть «Очарованный странник». В ней на первый план выдвигается личность, редкостно оригинальная и самостоятельно добывающая связи с миром и другими людьми. Мотив дороги становится ведущим, и в самом странничестве героя заложен глубочайший смысл. Уже в обрамлении к рассказу Ивана Северьянина Флягина о своей «обширной протекшей жизни» в трех историях, так или иначе ставится вопрос о степени зависимости личности от неблагоприятных житейских обстоятельств. Губительны или благотворны «борения» с жизнью? Ответом на этот вопрос становится вся история очарованного странника, представляющая собой процесс поисков гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законами.
Так действительно ли повесть Очарованный странник» о праведниках? Ведь Ивана Флягина нельзя назвать «праведником». По глубокому замечанию Горького, герои Лескова – «люди сомнительной святости», ибо «у них совершенно и никогда нет времени подумать о своем, личном спасении… Они неразумно лезут в густейшую грязь жизни».[8] И все-таки не случайно библейский подтекст есть в «Очарованном страннике». Иван Флягин примеривает свою исповедь к житийным образам, которые не только анекдотически пародируются, но и серьезно просвечивают за жизненной «драмокомедией» героя. «Положительно прекрасного человека» Лесков ищет в ничтожной прозаической современности и открывает в самой будничной жизни возможность высокого, идеального и даже все условия для их возникновения.[9]
Начнем анализ произведения «Очарованный странник».
«Но при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…»
Такое описания «очарованного странника» говорит о том, что он простодушен, держится уверенно, но со всеми на равных, он полон житейской мудрости и опыта. Всем своим видом он не привлекает к себе лишнего внимания, но и не отталкивает окружающих, а лишь наоборот притягивает их к себе каким-то внутренним обаянием, располагает к себе.
«- Расскажите, пожалуйста, как же вы это сделали?
- С Божиею помощию…»
Иван Северьяныч во всем ссылается на Бога и Его помощь. Как глубоко верующий человек он отдает себя в руки Господа, ни в чем не полагаясь на себя. «Мы предполагаем, а Бог располагает». Поговорка, которую знают многие верующие люди. Вероятно, именно ей теперь следует наш герой, понявший эту истину.
«а знаешь ли ты, что ты моленный сын? … а знаешь ли ты, что ты еще и Богу обещанный?
Мать Ивана Северьяныча долго не имела детей и дала обет Богу, что, ребенка, который у нее родится, отдаст она на служение Ему. А еще она беспрестанно молилась, поэтому и ребенок у нее родился моленный. Такое дитя с детства «отмечено», не может оно далеко от Бога отойти. Рано или поздно приведет жизнь его к Богу, если он к тому предназначен. Так и случилось с нашем героем, как он тому не противился. И как не путалась его жизненная дорога.
«И взял я его перекрестил, сложил его головку с туловищем, поклонился до земли и закопал, и «Святый боже» над ним пропел…»
Жил герой наш в плену у татар, обжился там, жены даже у него были. А только тосковал он по Родине сильно. И вера христианская теплилась у него в душе огонечком маленьким. Так, встретив своего погибшего земляка, похоронил он его, как мог, по обычаям христианским.
«…он стал меня исповедовать и на три года не разрешил мне причастия.
Я говорю: «Как же так, батюшка, я было… столько лет не причащамшись…ждал…»
После татарского плена, вернувшись на Русскую землю, радовалась душа героя. Потянуло его и в церковь. Стерпел он все телесные наказания, за его деяния, а вот к причастию не подпустили его. А душа его христианская все же требует этого. И загоревал герой. Значит, глубока была его вера, да только скрывалась она в душе его.
«я ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник…»
Когда человек осознает свои грехи, ошибки, это уже хорошо. А герой наш своим подвигом на поле боя, можно сказать, искупил грехи все. Да только сам себя он не простил ни за один грех и готов был стерпеть любое испытание, лишь бы со своей души грехи эти снять. Столь сильно он хотел очистить душу свою пред Господом.
«...мне за народ очень помереть хочется…»
Сильна любовь Ивана Северьяныча к земле своей, к народу русскому. Готов он положить жизнь свою за них. Бесконечный патриотизм в душе героя вызван искренними чувствами к Родине.
Итак, мы видим, что Иван Северьянович Флягин, хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но некоторые даже не по своей воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».
О нашем современнике Александре Исаевиче Солженицыне можно сказать, что он был кузнецом, импровизатором всей своей необычной судьбы. Причем судьбы пророка, о котором никто не мог бы сказать: «Нет пророка в отечестве своем!». Солженицын каждой строкой, всем строем мысли и даже молчанием будет говорить о том, что пророк в его лице уже «есть». И он родился именно в Отечестве своем! И для этого загадочного Отечества!
Солженицын приходил к мысли, что «над человеком и его свободой обязательно должно что-то стоять – не коммунизм, конечно, но то Целое, Высшее, когда-то полагавшее предел нашим страстям и безответственности». Такими людьми у него были праведники. В его произведения они – это вид человеческого бытия, когда происходит очищение «души от химер», догм, их «выселение» и затем свершается «новозаселение» души. В праведниках Солженицына именно передом, лицевой стороной повернута вся рассеянная народная духовность, навыки жизни не по лжи, дух молчаливого упрека всему грубому и самодовольному, «экспонатному». [10]
Его наиболее яркое творение о праведниках мы и рассмотрим. Первоначально произведение называлось «Не стоит село без праведника», но впоследствии было изменено на всем известное «Матренин двор». А.И. Солженицын продемонстрировал исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, наблюдении за судьбами людей в этом рассказе. В нем соединились черты художественного очерка, повествования романного типа и даже элементы жития, главным является мотив неузнанного и непонятого праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения. Матрена и подобные ей — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре, городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников там не оказалось, и города были разрушены. По мнению Солженицына, именно такая судьба может в скором времени ожидать и наш мир. Он - не восторженный почитатель запада, поэтому он впоследствии много раз всматривался в Матрену и других героев своих произведений. Всматривался с невысказанным вопросом и надеждой: кончится ли русское горе, остановится ли оскуденье, проснется ли народ, исполненный сил?
Начнем анализ произведения «Матренин двор».
«Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».
Из этой записи мы видим, что Матрена жила совершенно без денег, но она была настолько бескорыстным и по-христиански смиренным человеком, что даже не пыталась «выпросить» для себя что-то, а палочки трудодней, за которые она работала в колхозе не давали ей почти ничего, кроме, может быть, ничтожной доли урожая, который собирал колхоз.«Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене…Она входила в избу и, не здороваясь, строго смотрела на Матрену. Матрена мешалась.
- Та-ак, - раздельно говорила жена председателя. – Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!
Лицо Матрены складывалось в извиняющую полуулыбку - как будто ей было совестно за жену председателя, что та не могла ей заплатить за работу».
Вот опять же Матрена, старый немощный человек, у которого должно быть неловко просить помощи, бесплатно помогает колхозу, при этом чувствуя себя виноватой из-за того, что колхоз не сможет заплатить ей за работу.
«Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать
соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти:
- Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!
Тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода. Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь.
- Что ж, платили вы ей? - приходилось мне потом спрашивать.
- Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь.»
Матрена помогая своим соседкам, не только не завидовала, но и радовалась, что у соседки очень крупная картошка. Ей было в удовольствие выкапывать такую хорошую картошку, хотя она знала, что не ее это урожай. В то время у нее самой была очень-очень мелкая картошка. Это говорит о том, что у Матрены не существовало в душе ни злобы, ни зависти. А то, что она не брала за свою помощь денег, говорит о ее бесконечном бескорыстии и отсутствии сребролюбия.
«В ту осень много было у Матрены обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили ее соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть - и из колхоза ее отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал… Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живет она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так;и еще носить. И узнавать - дадут ли пенсию».
Много несправедливостей было с Матреной, но она не злилась, не возмущалась, а спокойной принимала все жизненные невзгоды. Попыталась она выправить себе пенсию по совету односельчан, но тяжело было ходить ей по всем инстанциям за справками, поэтому оставила она это дело, продолжая мирно жить без нее.
«…у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
Работа для Матрены была жизненной радостью. То, что большинство людей не любит делать, возвращало ей радость жизни. Это говорит о ее необычности, указывает на то, что она сильно отличается от всего мира.
«Кошка была немолода, а главное - колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась».
Матрена не искала выгоды ни в чем. И даже кошку она подобрала больную. Ей стало ее жалко и она ее взяла, зная, что кошка колченога и может быть даже не сможет ловить мышей.
«Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу».
Матрена, как отмечает автор, очень уважительно к нему относилась. Старалась не шуметь, пока он спит. Она действовала в чем-то даже не в угоду себя, лишь бы ее гостю было хорошо. Это говорит об ее полном уважении к людям, об отсутствии эгоизма, о человеколюбии.
«Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз
размеренно говорил:
- Доброе утро, Матрена Васильевна!
И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-заперегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:
- М-м-мм... также и вам!»
Автор описывает Матрену так, что для читателя она тоже становится таким же сердечным человеком, как и для него. Из этих описаний можно сделать вывод о бесконечной доброте Матрены, которую она излучала.
«Я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывал в сторону, если попадалось что неурядное: волос ли, торфа кусочек, тараканья ножка. У меня не хватало духу упрекнуть Матрену».
Мы видим, что Матрена была настолько безобидным человеком, что упрекнуть ее в чем-либо у автора не хватало духу. И все он старался делать, чтобы не расстраивать ее.
«Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то – поезда».
Меня очень заинтересовал этот отрывок. Возможно, что Матрена, как человек праведный, в какой-то момент получила дар провидения. Как будто бы она знала, какая страшная смерть ее ждет.
«Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия: что на Ивана Постного в огород зайти нельзя - на будущий год урожая не будет; что если метель крутит - значит, кто-то где-то удавился, а дверью ногу прищемишь - быть гостю. Сколько жил я у нее - никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала "с Богом!" и мне всякий раз "с Богом!" говорила, когда я шел в школу. Может быть, она и молилась, но не
показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе, и икона Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку.
Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та - мышей
душила...»
Нельзя однозначно сказать о вере Матрены. Но, то ли старалась она соблюдать все заповеди, то ли само это у нее получалось. А только была она безгрешным человеком, хотя сама таковой себя не считала.
«На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком - все, что осталось от Матрены. Скинули мешок, чтоб обмывать. Все было месиво - ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:
- Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться...»
Этот эпизод указывает на то, что Матрена – человек с Богом в душе. Искорежило у нее все тело, а рука правая, чтобы креститься осталась целехонька. Приняла она смерть такую страшную, чтобы искупить все те незначительные грехи, которые были у нее в жизни, а уж затем пред Господом предстанет она чиста.
«Из неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. Не гналась она за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
Образ Матрены воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Этот человек, сам того не понимая и не стре¬мясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося. Ее образ имеет весьма символичное значение, что это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, олицетворяющая собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А. Некрасов. Это поруганная православная Русь, которая, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники на земле ее.

Заключение.
Итак, тема праведничества в русской литературе раскрыта очень широко, и мы в этом убедились. Произведения о праведниках «будят» душу человека ото сна, заставляют размышлять о Вечном, поэтому они всегда будут читаемы и актуальны.
Мы ответили на все вопросы, поставленный в начале работы. Нами были сделаны следующие выводы:
Праведничество имеет множество трактовок. Каждый вправе понимать его так, как считает нужным. Даже словари дают разные определения. Но понимание праведничества с христианской точки зрения наиболее распространено. Именно оно чаще всего встречается и в литературных произведениях.
Анализируя произведение Н.С.Лескова «Очарованный странник», можно увидеть иное понимание праведничества. Герой Иван Северьяныч Флягин, хоть и был грешен, но в конце жизни искренне раскаялся и стал служить Богу. Именно за это автор и называет его праведником.
Произведение «Матренин двор» А.И.Солженицына вызвало у меня еще больший интерес. Образ Матрены в нем воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Ее образ представляет всю православную Россию, которая, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, стояла и будет стоять, пока есть праведники на земле ее.

Ссылки и сноски.
Словарь Ожегова.
Новый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой.
Православный словарь.
«Азы православия».
Пс. 36, 1.
Ин.17:14
«О страдании праведников». Православный календарь с чтением на каждый день.
М. Горький «О творчестве Н. С. Лескова»
Б. Дыханова «Великий рассказчик».
В.А.Чалмаев «Жизнь и творчество Солженицына».
Список литературы.
Азы православия. – М.: 2008
Горький М. «О творчестве Лескова». – М.: 1988
Дыханова Б. «Великий рассказчик». – М.: 1978
Лесков Н. «Очарованный странник». – М.: 1970
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой. – М.: 2010
«О страдании праведников». Православный календарь с чтением на каждый день. – М.: 2011
Православный словарь под редакцией священника Ярослава Шипова. – М.: 2009
Словарь Ожегова. – М.: 1988
Солженицын А. «Матренин двор». – М.: 1977
Чалмаев В. «Жизнь и творчество Солженицына». – М.: 1999