Н.С.Лесков.Душевные качества и нравственные принципы главного героя в рассказе Дурачок (8-класс)


Тема урока: Н.С.Лесков.Душевные качества и нравственные принципы главного героя в рассказе "Дурачок".
Общая цель: Кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова; Заинтересовать учеников необычностью повествования. Раскрыть смысл названия рассказа.
Задачи:
1)Образовательная: Познакомить с произведением Н.С.Лескова. "Дурачок"
2) Воспитательная:Воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям Н.С.Лескова.
3) Развивающая: Развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся.
Ожидаемые результаты:
1)Образовательная: Познакомились с произведением Н.С.Лескова. "Дурачок"
2) Воспитательная:Учащиеся научились выявлять нравственную основу лесковских героев.
3) Развивающая: Приобрели навыки анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь.
Тип урока: Урок – ознакомление с новым материалом.
Методы: Словесный, практический, частично - поисковый, проблемный, аудированное чтение.
Необходимые материалы: произведение Н.С.Лескова. "Дурачок", слайды, учебники, интерактивная доска.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Вводная часть
1 Приветсвие
Деление класса на группы
(с помощью тренинга "Новогоднее поздравление" учащимся предлагется выбрать конфеты по цвету обертки, в итоге учащиеся делятся на 2 группы:
-зеленые 1 группа
- коричневые 2 группа)
Основная
часть
Подведение итогов Вопрос к учащимся.
Какое из высказываний ближе вам и почему?
Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю.Никулин)
Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г.Гессе)
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас - это хорошо поступать самим. (Вольтер)
Беседа о добре и зле.
Задание:
1 группа
2 группа
Найти в словаре
Слово учителя. Биография Н.С.Лескова. (показ слайдов)
Комментирование фрагментов.
1 фрагмент
- Кто такой Панька?
- Как его характиризует автор?
- Почему люди считают его "Дурачком"?
- Какой случай убеждает окончательнодеревенских людей в том, что Панька и "взаправду дурак"
- Что заставило Паньку спасти от побоев "творожничка" Петрушу?
- Почему и в этом случае все люди смеются над Панькой?
2 фрагмент
- Изменился ли со временем Панька?
- Какой поступок уже взрослого Паньки говорить о том, что его душевные качества и нравственные принципы остались прежними?
- Как к Паньке отнеслись рекруты?
3фрагмент
- Почему Панька отпустил разбойника Хабибуллу?
- Как оценили поступок и жизнь Паньки "татары"?
- Почему окружающие Паньку люди не смогли разглядеть в нем праведного человека?
- Почему рассказ назван "Дурачок"?
Заключительные вопросы к классу:
- Как бы вы поменяли прозвище Паньки?
- Как бы вы поступили на месте Паньки?
- Хватило ли бы у вас смелости отпустить Хабибуллу?
- Существуют ли в наше время "Дурачки"?
Актуальность рассказа дурачок.
Задание:
Представьте себе, что вы Панька. С каким обращением к современникам вы бы обратились.
Заключительная часть урока.
Учитель: Давайте снова обратимся к рисункам, которые вы нарисовали в начале урока. Теперь как вы думаете, какой из этих рисунков сответствует образу Паньки? (учащиеся выбирают образ праведника, приходят к выводу, что слово "дурачок" не имеет никакого отношения к герою.)
Учитель: Похоронен Лесков Петербурге, на Волковом кладбище при завещанном им молчании. "На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что сам себя порицал".- За что нам порицать этого гения?! Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально. Н.С.Лесков писатель нашего времени!!!
Оценивание учителя.
Тренинг
Домашнее задание: Самостоятельно прочитать рассказ Лескова "Неразменный рубль" и сравнить с рассказом "Дурачок". Нарисовать и описать образ дурачка, каким они его видят и понимают это слово.
Образ праведного и доброго человека.
(ВИКИСЛОВАРЬ - интернет) Значение слова "дурачок".
Прослушивание аудио фрагментов произведения "Дурачок" - 10 минут.
1 группа - за Паньку, другая - против.
(на протяжении всего урока учитель раздает жетоны красного -5, синего -4, желтого -3 цветов. По результатам собраных жетонов
"Две звездочки и одно пожелание" одноклассникам.
выставляются оценки)
Пожелание учителю
Оценивание урока
Изменения по уроку