Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ (природный мир + элементарные математические представления


Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ (природный мир + элементарные математические представления Разделы: Работа с дошкольниками
Цель:
1. Экологическое воспитание:
Закреплять знания детей о временах года;
Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе с приходом зимы;
Закреплять знания детей о переменах, происходящих в жизни диких зверей и птиц с приходом зимы (часть зверей впадает в зимнюю спячку; птицы улетают в теплые края);
Способствовать развитию познавательного интереса;
2. ЭМП:
Закреплять умение детей соотносить два множества и показывать результат сравнения с помощью знаков больше, меньше, равно;
Закреплять знания детей о составе числа 4;
Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги;
Развивать логическое мышление детей (использование карточек-заменителей при игре с блоками Дьенеша);
3. Художественно-творческая деятельность:
Уточнять знания о живописи и ее видах – пейзаж, портрет в пейзаже;
4. Развитие речи:
Учить детей четко формулировать свои ответы и составлять предложения;
Активизировать словарный запас детей;
Закреплять умение детей образовывать прилагательное от существительного;
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительная беседа:
Чтение стихотворения воспитателем:
Тройка, тройка прилетела,Скакуны в той тройке белы.А в санях сидит царица –Белоока, белолица.Как махнула рукавом – Все покрыла серебром.
- Скажите, ребята, пожалуйста, что же это за царица? (зима).- А что это за скакуны в тройке? (три зимних месяца).- Назовите, пожалуйста, первый зимний месяц (декабрь).- Втрой зимний месяц (январь).- Третий зимний месяц (февраль).- А скажите, пожалуйста, ребята, какое сейчас время года? (весна).- Молодцы, а я вам предлагаю отправится в гости к Зиме, в ее владения. Согласны?
Ну, тогда отправляемся к первому зимнему месяцу – декабрю. (Дети встают в упряжки и под музыку из к/ф “Чародеи” - “Три белых коня” скачут в гости к первому зимнему месяцу).
2. “Декабрь”
Дети садятся полукругом на стульчики. Перед ними на мольберте выставлена картина Н. Кузнецова “Иней”.
- Вы, ребята, уже знаете, что люди во все времена умели отражать свое отношение к природе через искусство – музыка, поэзия, изобразительное искусство. Вот перед вами картина известного художника. Назовите мне, пожалуйста, вид изобразительного искусства. (живопись).
- А кто же является автором картины? (Николай Кузнецов).- Как называется эта картина? (“Иней”).- Скажите, ребята, можем мы с вами предположить, что на картине автор изобразил именно декабрь?- Почему? (ответы детей).- А что это за месяц такой интересный – декабрь? (первый месяц зимы, но последний месяц года).
- Совершенно верно. “Декабрь” оставил вам задание: вам необходимо назвать столько примет зимы, сколько белых снежинок на мольберте (на мольберте выставлено 6 белых снежинок; за каждую названную примету на второй мольберт выставляется одна синяя снежинка – в разнобой).
- Вы знаете, ребята, а мне кажется, что синих снежинок больше, чем белых. Как нам с вами это проверить, не пересчитывая снежинки? (составить парочки; дети по очереди выставляют на мольберт парочки снежинок);
- Что мы с вами можем сказать про эти множества снежинок? (их поровну, одинаково);- По сколько белых и синих снежинок? (по 6);- Покажите это, пожалуйста, с помощью знаков. (дети выставляют на мольберте запись 6=6);- А как нам сделать так, чтобы синих снежинок стало на одну больше, чем белых? (добавить одну синюю, убрать одну белую);- Покажите это с помощью знаков. Прочитайте запись.- Молодцы, мы с вами справились с заданием декабря и теперь можем отправляться в гости ко второму зимнему месяцу. Совсем забыла, как же он называется? (Январь).
(Дети под музыку скачут в гости к январю).
3. “Январь”
(Дети встают полукругом.)
- А что это за месяц такой интересный – январь? (начало года – середина зимы).- Ребята, посмотрите, пожалуйста, и здесь нас с вами ожидает картина. Назовите, пожалуйста, ее автора (Игорь Грабарь).- Молодцы, а кто из вас знает название картины? (“Зимний пейзаж).- Совершенно верно. Автор изобразил на картине зимний лес. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать стихотворение известного русского поэта Федора Тютчева “Чародейкою зимою..”Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой…
- Вот какие замечательные слова подобрал автор для того чтобы описать зимний лес.- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебный мяч”. Я буду кидать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете на него отвечать:
Сколько месяцев в году?
Сколько месяцев зимой?
Какое время года наступит после зимы?
Какое время года наступает после весны?
Какое время года перед зимой?
Назовите первый зимний месяц?
Второй зимний месяц?
Сколько всего времен года?
- Правильно, всего существует четыре времени года. Посмотрите, пожалуйста, вот на этот домик. Здесь живут времена года. Их всего четыре. Но вот к вам какой вопрос: с помощью каких чисел мы с вами можем составить число 4? (0-4; 4-0; 1-3; 3-1; 2-2)
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Но давайте посмотрим на следующий мольберт Кто это у нас здесь? (Дикие звери).
- На какие две группы мы с вами можем разделить этих зверей? (впадающие в спячку и не впадающие в спячку)
- Назовите зверей, которые впадают в спячку: еж, медведь бурый, медведь белый, хомяк, барсук.
- Вот и давайте мы с вами разложим этих зверей по местам их зимней спячки. (Дети садятся за столы. На столах у каждого ребенка лист – А4 и силуэты зверей; по заданию воспитателя дети раскладывают зверей на листе – ориентировка на листе бумаги).
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь нам пора отправляться в гости к следующему месяцу – февралю.
(Дети под музыку скачут в гости к третьему месяцу).
4. “Февраль”
(Садятся на стульчики).
- Посмотрите, пожалуйста, и этот месяц оставил нам с вами картину Что это за вид изобразительного искусства?(живопись)- Кто же автор этой картины? (Игорь Грабарь).- Название этой картины? (“Февральская лазурь”)- Молодцы, скажите пожалуйста, от какого существительного – названия месяца образовано прилагательное февральская? (февраль)- А если бы картина была про март. Как бы тогда она называлась? (мартовская; педагог называет еще несколько месяцев, а дети образуют прилагательные со словом лазурь).
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Но посмотрите, месяц февраль оставил нам еще одно задание.(Проводится игра с блоками Дьенеша – карточки-заменители; 12 домиков; в определенный домик определенная фигура).
- Ребята, и с этим заданием вы справились. Но скажите, пожалуйста, почему домиков 12? (столько месяцев в году)- А у скольких месяцев мы с вами побывали сегодня в гостях? (у трех)- Назовите их.- Ну что ж, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Мы побывали с вами в гостях у трех зимних месяцев. Но мы с вами знаем, что когда люди ходят в гости, они приносят с собой подарки. Какой же мы с вами приготовили подарок для зимы? (Дети исполняют танец под музыку из к\ф “Чародеи” “Три белых коня”)