Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Растения луга (2 класс)


Предмет Окружающий мир
Учитель Бухарева Елена ХайруковнаКласс, школа 2А, МОУ – СОШ с.Звонаревка
Тема урока Растения луга
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Цели педагогической деятельности Создать условия для формирования первичного представления о луге и большом разнообразии луговых травянистых растений, об обитателях луга
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные: научатся: понимать, что луг – это сообщество животных и растений; получат возможность научиться: характеризовать растения, обитающих на лугу.Метопредметные: регулятивные: принимают учебно – познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы ( свои и учителя); познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения об обитателях луга; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество – договариваются, приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно – этическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществеМетоды и формы обучения Частично – поисковый; групповой; работа в парах; индивидуальная; фронтальная
Образовательные ресурсы Презентация «Луг и его обитатели»; [Электронный ресурс], - Режим доступа: htth://schol3lnovoch.ucok.ru/load/rabotyОрганизационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы совзаимо-действия
Универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Ребята, у нас с вами очередной урок окружающего мира и ещё одно путешествие в природу. Природа - храм Божий. Уже давно стало понятно, что человек на земле - не её властелин, а такое же живое существо, как и все, только обладает разумом и способностью к мышлению. Мир жил, живёт и будет жить по законам, не нами созданными. И всё, что мы можем сделать – принимать эти законы, изучать их, пытаться стать составной частью этого мира. А помогут нам в этом наши путешествия в природу, которые мы совершаем на уроках окружающего мира. Сегодня мы опять попадем в удивительный мир природы и посетим ещё не изведанные нами уголки. .Поэтому, проверьте готовность к нашей экскурсии, настройтесь на то, что она принесёт нам много полезного и пройдёт интересно и легко. Но сначала давайте вспомним, где мы побывали с вами на прошлых уроках и что узнали.
Проверяют домашнее задание, знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя в позиции школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
2. Актуализация знаний Проверка домашнего задания
(показ слайдов) Лес – полон сказок и чудес. Много на нашей земле разных чудес:И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!Давайте ещё раз зайдём в его прохладную зелёную чащу и вспомним
-Что такое лес? (открывается панно и слайд с изображением леса звуки в лесу).
-А что является главным украшением леса?
А что ещё произрастает в лесу кроме деревьев?
-А почему лес многоэтажный дом? Как называются эти этажи?
-Какие растения занимают верхний ярус? Приведите примеры?
-Средний ярус?
-Нижний ярус?
-Влияют ли деревья, произрастающие в лесу на название леса? (Хвойный, лиственный, смешанный)
- Определите, какой это лес? Почему?
-Люди часто лес называют «аптекой», там продают лекарства?
-Какие лекарственные растения вы знаете?
-Молодцы, вы многое запомнили о растениях.
-А теперь скажите, для кого ещё лес является домом.
-Легко ли в лесу встретить животных? Почему? Что для этого нужно сделать?
-Молодцы, но нам пора прощаться с лесом, так как нас ждут новые открытия.
-Посмотрите ,ребята, мы с вами вышли из леса и попали на неизвестную для нас территорию, но очень красивую.
“Нынче удались цветы повсюду,Вволю им дано покрасоватьсяЯ смотрю на землю, как на чудо,Просто не могу налюбоваться.Вот раскрылся лютик милый, милый,А на холм, где расцвела ромашка,Где калина руки заломила,Вышел клевер в розовой рубашке!”
–Кто догадался, где мы?
-Ребята. Все из вас, наверное, гуляли на лугу. Каким он вам запомнился?
И сегодня у нас есть возможность окунуться в эту красоту и познакомиться с ней поближе.
- Так как называется тема нашего урока?
Давайте поставим цель нашего урока.
Узнать и запомнить как можно больше растений луга.
Задачи:
1.что такое луг
2. какие растения обитают на лугу
3. по каким признакам можно отличить луговые растения
(Многоэтажный дом для растений и животных)
Деревья
Кустарники, трава
Ярусы, ответы детей
Ответы детей
влияют
нет
Береза, брусника, липа, крапива, подорожник
Для животных
Нет.
Стать невидимым и неслышимым
Мы на лугу
Ответы детей
Тема нашего урока «Растения луга»
Ответы детей Фронтальная работа Познавательные: перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.
3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Презентация Посмотрите на луг, чем отличается луг от леса?
Если лес украшают деревья, то, что является достоинством и украшением луга
Можно ли луг, как и лес, назвать домом? Чей это дом?
Сегодня, на нашем уроке, мы должны узнать и запомнить как можно больше растений луга.
А чтобы нам узнать какие растения растут на лугу, мы попробуем отгадать загадки с названием этих растений.
1.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (ответ)
2.Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.(ответ)
3.Эх, звоночки,
Синий цвет,
С язычком,
А звону нет.(ответ)
4.Колосится в поле рожь.Там, во ржи, цветок найдёшь.Ярко-синий и пушистый,Только жаль, что не душистый. (ответ)
5.В красный шелк я одеваю степи И даю название конфете. (ответ)
6.Цветочек этот голубой Напоминает нам с тобой О небе — чистом-чистом, И солнышке лучистом! (ответ)
7.Путник часто ранит ногуВот и лекарь у дороги. (ответ)
8.Голодный шмель вздыхает тяжко
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер.
И шмель тот час заметил… (ответ) (слайды с этими растениями) Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью
Растения, цветы
Да, растений и животных
Одуванчик
Ромашка
Колокольчик
Василёк
Мак
Незабудки
Подорожник
Клевер Фронтальная работа Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии; самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей, правила поведения; в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других.
4. Построение проекта выхода из затруднения
(Слайды: ромашка, одуванчик, колокольчик, подорожник)
Работа по учебнику Я уверена, что эти растения вам уже известны. Посмотрите и назовите их еще раз.
Вместе с нами на луг пришёл мальчик Васятка из произведения.. Давайте посмотрим и прочитаем, как он устроился на лугу (стр.110).Но читаем и обращаем внимание на название растений, которые его окружают.
-Какие растения окружали Васятку?
-Какие вам знакомы?
-Какие из них вы не знаете, как выглядят?
-Сейчас вы будете настоящими исследователями и постараетесь определить и найти на нашем лугу эти растения. А помогут вам карточки – определители. Среди множества растений вы должны будете найти гвоздику, одуванчик, мак, медуницу, ромашку и василёк. И раскрасить их. Работать мы будем парами.
Давайте внимательно посмотрим на эти растения и запомним, как они выглядят.
Работы готовы, давайте проверим, как вы справились с работой. Давайте еще раз посмотрим на экран и скажем правильно ли вы справились с заданием Дети называют (одуванчик, ромашка, колокольчик, мак, незабудка, подорожник, клевер)
Ответы детей
Дети закрашивают только те растения, которые растут на лугу.
Фронтальная работа
Самостоятельная работа в парах Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
5. первичное осмысление и закрепление физкультминутка
Беседа и решение экологической задачи
 
На лугу как и в лесу растут травянистые растения. Но у луговых трав листья бледнее, чем у лесных. Бледная зелень меньше нагревается на солнышке, и это спасает растения от ожогов. Зато цветки у луговых растений отличаются яркой окраской, их издалека видят насекомые-опылители. У лесных трав окраска цветков почти белая, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей в полумраке леса.
На листьях луговых растений больше пор, через которые они испаряют воду и лучше охлаждаются, чем травы леса.
- Наши ребята приготовили небольшие сообщения о луговых травах, давайте их послушаем ( сообщения детей)
-Что ещё вы узнали нового о знакомых вам растениях?
Проводит физкультминутку
Значение лугов в жизни человека. 
        Итак, мы с вами совершили путешествие по лугу. Конечно, на лугу произрастают не только травы, с которыми мы сегодня работали на уроке. Там встречаются сотни других травянистых растений, например такие как: мятлик, лисохвост, тимофеевка с ними вы познакомитесь в старших классах. А сейчас поговорим о роли растений в жизни человека.
-Что же дают луга человеку? Как люди их используют?
 
Мы сейчас с вами рассмотрим несколько ситуаций( работа в группах)
1 группа: Пришли дети на луг. Сколько кругом красивых цветов!-Нарвем букет большой-большой! – сказала Зоя.-Нельзя! – строго сказал Петя.-Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений! Разве уменьшится луг от того, что мы нарвем букет?- Но если мы их сорвем, то другие не увидят этой красоты! – поддержала Петю Марина. – Да и мы, когда будем приходить на луг, сможем долго любоваться цветами.Кто из детей прав?
Послушайте еще одну ситуацию:
2 группа: Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали букеты цветов. Мальчики наловили кузнечиков и бабочек. Будет, что показать ребятам в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день!
-Что вы думаете об этом случае?
-Какие строки у вас повысили настроение? Почему?
-Какие строки вас огорчили?

Почему луг нужно беречь так же, как и лес, парк, водоем?
Давайте с вами попробуем нарисовать знак «Растения рвать запрещается»
 Если Я сорву цветок,Если ТЫ сорвешь цветок…Если ВСЕ: и я, и ты –Если МЫ сорвем цветы,То окажутся пустыИ деревья, и кусты…И не будет красоты.И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –Если МЫ сорвем цветы…
(Т. Собакин) Дети читают сообщения приготовленные заранее
(Нивяник обыкновенный - похож на ромашку, долгожитель, лечит простуду, головную боль. Василёк луговой - ярко - пурпурное растение. Мятлик – отличное сено для животных. Гвоздика – не оставит равнодушным никого. Над ней вьются бабочки, медоносное растение.)Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем,
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василек, Медуница,кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо и налево.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится
На корягу над водой.
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
1.Сбор лекарственных трав
 
2.Место отдыха людей.
Ответы детей
Петя, Марина
Ответы детей
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр.
Девочки нарвали букеты цветов. Мальчики наловили кузнечиков и бабочек.
Луг – это дом для растений, насекомых, животных
Дети рисуют знак «Цветы рвать нельзя» Индивидуальная работа
Работа в группах
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации( из материала учебника, рассказа учителя, по воспроизведению по памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике
6.Решение экологической задачи Стр.113 Мы иногда не задумываемся о последствиях своих поступков и причиняем непоправимый вред природе. Я предлагаю решить вам одну интересную задачу.
 
«Летом 10 учащихся второго класса гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый ребенок сорвал по 3 ромашки. Сколько растений погубили школьники, если известно, что одна ромашка после цветения образует 100 семян?»
 
Ребята, луга – место, где пасут домашних животных и заготавливают для них корм на зиму.
 У Токмаковой есть стихотворение о сенокосе, давайте прочитаем
Сенокос! Сенокос!Луг остался без волос!Он пострижен косами,Он обрызган росами.Как прическа этаХороша для лета!- С чем сравнивает автор скошенный луг? Подберите свое сравнение скошенного луга.Ребята, а вы знаете в какой период жизни люди начинают косить траву?В целях охраны луга косить траву надо после того, как поспеют семена, чтобы при косьбе они упали на землю. - Рассмотрите рисунок с. 114.
Беседа по картине А. А. Пластова «Сенокос».
     Луга привлекают человека неповторимой красотой цветущих трав,   пьянящим ароматом воздуха. Эту красоту воспевают в своих произведениях поэты и художники. Обратите внимание на репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова.
 
-Понравилась ли вам картина? Чем?
-Как бы вы назвали эту картину? Почему?
-Что вы видите на переднем плане картины?
-Удалось ли художнику выразить на полотне щедрость лета? Как?
-На что похожи буйные заросли луговых трав?
-Что изображено справа?
-Кто находится в центре картины?
-Каково отношение косцов к труду?
 
 Ребята, такую картину мог написать только человек наблюдательный и горячо любящий природу. Художник с тонким мастерством передает щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха, световые блики на лицах и одеждах косцов, на белых стволах берез.
Переднюю часть холста он превратил как бы в живописный красочный ковер.
Я могу с уверенностью сказать, что прекрасный уголок с луговыми растениями, зелеными или заснеженными лесами   вы можете увидеть в любой части нашей необъятной Родины. Для этого только нужно уметь наблюдать за окружающим миром, и природа раскроет вам свои тайны. Ответы детей, 10∙3∙100=3000
Читает ученик
С прической, постриженными косамиКак овец стригут, …
Когда трава сбросит семена
Ответы детей
На лугу, богатый укос, ….
растения
На ковер из цветов
Березовая роща
косцы
они с большой охотой работают, кося аккуратно луг 7.Итоги урока Обобщить полученные на уроке сведения А сейчас попробуем выяснить в какой степени вы смогли решить задачи, поставленные в начале урока.
- Что вы узнали о луге?
-Какие растения обитают на лугу?
-По каким признакам вы отличаете друг от друга луговые растения?
-Как люди используют луга?
  
•          Сегодня на уроке я узнал…
•          Сегодня на уроке я понял…
•          Что особенно меня удивило…
- Ребята, мы сейчас с вами попробуем на доске смоделировать луг. На каждой парте лежат   карточки с изображением   растений с которыми вы работали. Вы должны выбрать только те растения, которые растут на лугу и с помощью магнитиков прикрепить их на доске.
-Посмотрите внимательно, все ли растения, которые вы прикрепили к доске, обитают на лугу? Не допустили ли мы ошибки?
 -Посмотрите, какой красивый у нас получился луг.
- Какими словами можно описать его?
-Поднимите руку, у кого такое же настроение от нашей экскурсии.
Ответы детей
На лугу как и в лесу растут травянистые растения. Но у луговых трав листья бледнее, чем у лесных. Бледная зелень меньше нагревается на солнышке, и это спасает растения от ожогов.
Зато цветки у луговых растений отличаются яркой окраской, их издалека видят насекомые-опылители.
У лесных трав окраска цветков почти белая, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей в полумраке леса.
На листьях луговых растений больше пор, через которые они испаряют воду и лучше охлаждаются, чем травы леса.
Собирают лекарственные травы, отдыхают, косят сено для скота….
На доске появляется модель луга
Яркий, красивый Фронтальная работа Личностные: понимают значение для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
8. Домашнее задание Я тоже от себя хочу добавить это яркое солнышко, чтобы оно всегда сопутствовало вам и поднимало настроение. А также посмотрите, кого не хватает на нашем лугу? (появляются бабочки на магнитиках)
А о животных луга мы с вами узнаем на следующем нашем уроке.
Задание на дом: И вам задание подготовить сообщение о насекомых и животных обитающих на лугу 
бабочек, насекомых и т.д. Фронтальная работа 9. Оценки за урок Вы все сегодня хорошо работали. Хочу поставить ребятам следующие оценки.
Вы согласны с выставленными оценками?
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Мнение учащихся. Индивидуальная работа