Методическая разработка родительского собрания на тему Возрастные и личностные особенности шестиклассников

Методическая разработка
родительского собрания в 6 классе по теме
"Возрастные и личностные особенности шестиклассников"
Цели и задачи:
познакомить родителей с возрастными личностными особенностями шестиклассника;
показать родителям, какое влияние оказывает стиль взаимоотношений подростка с родителями, на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям.
дать рекомендации родителям по взаимоотношению с детьми.
Форма проведения: информационный лекторий-практикум
Участники: родители, классный руководитель
Подготовительная работа к собранию:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.
2. Проводится тестирование детей.
3. Готовится раздаточный материал и анкеты для родителей.
Тест для учащихся:
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.
Я - добрый
Я - злой
Я - терпеливый
Я - нетерпеливый
Я - упрямый
Я - безразличный
Я - хороший друг
Я - умный
Я - помощник
Я - обидчивый

ХОД СОБРАНИЯ
1. Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые родители. Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Цели нашей работы следующие: сегодня мы познакомимся с возрастными и личностными особенностями шестиклассников и попробуем вывести «золотые» правила взаимоотношений с ребенком.
2. Информационный лекторий-практикум
(Возможна работа в группах)
С 11лет до 13 лет - кризисный период детства. Сильный кризис - 13 лет. Длится от 3лет до 5лет. Родители обязаны быть очень терпеливы.
А чтобы терпения хватало, необходимо помнить об особенностях этого возраста.
Перед Вами таблица, в которой отражены основные возрастные признаки детей. Ваша задача определить, какой признак к какому возрасту относится.
(«Ведущая деятельность» - разбираем вместе, далее группы работают самостоятельно, а затем обсуждаем).
Возраст 12-14лет - для детей период жизни полный "бурь и волнений, происходит гармональный взрыв. Как ни трудно для родителей, но у детей очень ярко проявляется стремление к независимости.
Очень важно делать все, чтобы сохранить доверительность в общении с ними. Покажите своему ребенку, что вы его очень любите, что чтобы не случилось, вы его поймёте. Что у него есть дом, его крепость.
Если у детей портятся отношения с родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в старших классах. А ведь отсутствие контакта с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление психотропных веществ является нормой поведения.
Подростки предпочитают проводить свободное время со своими ровесниками. На формирование самооценки, самоуважения подростка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение. И чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает он.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.
Конечно, подростку ещё далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.
Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где как ему кажется, он ненаказуем, жёстко обращается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен.
Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своём поведении со сверстниками зависит от других, от внешних влияний. Если ребёнок попадает в асоциальную группу, возможны таксикомания и другие формы социального неприемлемого поведения.
Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Уважаемые родители, прослушав информацию о типах воспитания, каждый для себя определите какой тип вы используете в воспитании ваших детей. Возможно, кто-то пересмотрит свой тип воспитания и выберет более оптимальный, более подходящий в воспитании вашего ребёнка.

3. Анкетирование родителей
(1. Индивидуально 2. В группе сопоставляют ответы 3. Все вместе)
Уважаемые родители. Перед Вами 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у Вашего ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в его поведении:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
4. Обсуждение тестов учащихся
А теперь давайте сопоставим наше видение с мнением самих детей.
(Каждому родителю раздаются тесты детей, учитель представляет «общий» результат по классу).
Родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием подростка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к подростку родители должны быть последовательны и едины.

5. Рефлексия собрания
1. Выберите один из трех ответов:
- понравилось, такая форма работы интересна и продуктивна ____
- в основном было интересно, но испытывал(а) какой-то дискомфорт _____
- пустая трата времени, чувствовал(а) себя некомфортно ______
2. Закончите три предложения:
“Из сегодняшнего разговора я поняла
Мне не понравилось
Хотелось бы продолжить разговор на тему..”
6. Подведение итогов.
На этом наша встреча завершается. Я благодарю всех вас за внимание и работу, за ваши вопросы.
И в заключение хочу рассказать притчу: "Крест".
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжёлая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: "Спаситель, мой крест слишком тяжёл и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более лёгкий?"
И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в моё хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришёл человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжёлыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: "Позволь мне взять этот". И Бог сказал: "Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные".
Судя по этой притче, у каждого из нас своя ноша. Любите своих детей, отдавайте им всё, потому что в старости это все вернется Вам многократно!
Желаю успехов вам и вашим детям!



Младший школьный возраст

Подрост.
возраст

Старший школьн. возраст


Ведущая деятельность:




Учебно-профессиональная




Учебная деятельность




Общение со сверстниками






Сильные стороны возраста:




Хорошая работоспособность, острота и свежесть восприятия, яркость воображения. Относительно устойчивые эмоциональные состояния и формы поведения. Сформированны навыки общения со сверстниками, навыки установления дружеских контактов, опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Первоначальное формирование относительно устойчивых черт характера. Активный интерес к окружающей действительности.




Волевая сфера. Мотив занять определенное место в коллективе сверстников, стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности, устойчивый интерес к собственным возможностям, способностям, т.е. к своему внутреннему миру. Переоценка ценностей с точки зрения их пользы для будущего.




Стремление к общению, самоутверждению, самовыражению, самопознанию. Произвольность познавательных процессов; теоретическое мышление, овладение базовыми школьными знаниями. Социальная активность – восприимчивость в усвоении норм, ценностей и способов поведения в мире взрослых. Развитие моральных чувств, эмпатии.







Проблемы возраста:




Установка на продление моратория детства, слабая сформированность ответственности за свою жизнь. Проблема отклоняющегося (девиантного) поведения – наркозависимое поведение, игровая и компьютерная зависимость как способ ухода от действительности. Страх перед необходимостью совершения самостоятельного выбора. Проблемы с самоопределением. Конфликт ценностей в мировоззрении.




Несформированность позиции школьника, несформированность общеучебных навыков. Несформированность произвольности познавательных процессов и произвольности деятельности в целом (понимание задачи, инструкции, удерживание их в сознании в течение длительного времени, самостоятельная организация своей деятельности). Сохранение как основных игровых форм взаимодействия со сверстниками.




Неуверенность, неадекватная самооценка. Обесценивание взрослых, завышенные притязания, протестное поведение, агрессивность. Стремление к неадекватным социальным экспериментам, ранние эксперименты с психоактивными веществами. Появление девиантного поведения как формы кризиса идентичности. Значительное снижение учебной мотивации.




Анкета для родителей
Отметьте те качества, которые у Вашего ребенка наиболее выражены и проранжируйте их по степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
Анкета для родителей
Отметьте те качества, которые у Вашего ребенка наиболее выражены и проранжируйте их по степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм

Анкета для родителей
Отметьте те качества, которые у Вашего ребенка наиболее выражены и проранжируйте их по степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
Анкета для родителей
Отметьте те качества, которые у Вашего ребенка наиболее выражены и проранжируйте их по степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм


Анкета для родителей
Отметьте те качества, которые у Вашего ребенка наиболее выражены и проранжируйте их по степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм


Анкета для родителей
Отметьте те качества, которые у Вашего ребенка наиболее выражены и проранжируйте их по степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм



Тест для учащихся:
Перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по Вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
Я - добрый
Я - злой
Я - терпеливый
Я - нетерпеливый
Я - упрямый
Я - безразличный
Я - хороший друг
Я - умный
Я – помощник
Я – обидчивый


Тест для учащихся:
Перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по Вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
Я - добрый
Я - злой
Я - терпеливый
Я - нетерпеливый
Я - упрямый
Я - безразличный
Я - хороший друг
Я - умный
Я – помощник
Я – обидчивый


Тест для учащихся:
Перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по Вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
Я - добрый
Я - злой
Я - терпеливый
Я - нетерпеливый
Я - упрямый
Я - безразличный
Я - хороший друг
Я - умный
Я – помощник
Я – обидчивый


Тест для учащихся:
Перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по Вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
Я - добрый
Я - злой
Я - терпеливый
Я - нетерпеливый
Я - упрямый
Я - безразличный
Я - хороший друг
Я - умный
Я – помощник
Я – обидчивый


Уважаемые родители!
Прошу Вас выразить свое мнение о сегодняшней работе на собрании.
1. Выберите один из трех ответов:
- понравилось, такая форма работы интересна и продуктивна ____
- в основном было интересно, но испытывал(а) какой-то дискомфорт _____
- пустая трата времени, чувствовал(а) себя некомфортно ______
2. Закончите три предложения:
Из сегодняшнего разговора я понял(а) _________________________________
______________________________________________________________
Мне не понравилось ________________________________________
__________________________________________________________________Хотелось бы продолжить разговор на тему _____________________________
_______________________________________________________________




Уважаемые родители!
Прошу Вас выразить свое мнение о сегодняшней работе на собрании.
1. Выберите один из трех ответов:
- понравилось, такая форма работы интересна и продуктивна ____
- в основном было интересно, но испытывал(а) какой-то дискомфорт _____
- пустая трата времени, чувствовал(а) себя некомфортно ______
2. Закончите три предложения:
Из сегодняшнего разговора я понял(а) _________________________________
______________________________________________________________
Мне не понравилось ________________________________________
__________________________________________________________________Хотелось бы продолжить разговор на тему _____________________________
_______________________________________________________________



15