Урок литературы в 5 классе. Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов XIX века о природе.


Урок литературы в 5 классе разработала Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.
Тема. Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов XIX века о природе.
Цель: Расширить представление учащихся о многообразии русской поэзии XIX в. Научить воспринимать мысли и чувства поэтов, способствующих постижению её красоты, любовному отношению учащихся к природе. Развивать эстетический вкус и интерес к поэзии.
Оборудование: репродукции картин русских художников; музыкальная композиция П.И.Чайковского «Времена года».
Основное содержание работы.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня доброжелательно распахнула двери литературная гостиная для всех любителей русской поэзии. Тема нашей встречи «Стихотворения русских поэтов 19 в. О природе».
Природа – это вековечное таинство. Русский народ издавна, как с лучшим другом, сжился с природой: с окружавшими его дремучими лесами, просторами полей, сочными лугами и полноводными реками. Он возделывал поля, строил избы из леса, ловил неводом рыбу и плавал в лёгких челнах по широким рекам.
Покоряя природу, народ любовался её своеобразной прелестью. О своей нелёгкой судьбе, радостях и горе слагал он песни и в них искусно вплетал образы природы. Родная земля и зелёные рощи, шумные реки и голубое небо, золотые звёзды, красное солнце и тёмная ночь – исстари живут в песне эти неотделимые спутники человека.
В русской живописи есть десятки, сотни пейзажей, которые всегда волнуют зрителя своей искренностью и простотой.
- Обратите внимание, ребята, на репродукции с картин известных русских художников. Что является предметом их изображения?
(Природа).
- Что именно изображено на данной картине?
(Зима).
- Как художнику удаётся передать красоту русской зимы?
(Использование красок различных цветов и оттенков).
- Какой цвет преобладает более и почему?
Вывод: Значит, художник как бы останавливает на холсте один миг и запечатлевает его. Рассматривая картину, мы только догадываемся о том, что предшествовало этому моменту, что последует за ним.
(Учащиеся рассматривают картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели»).
- Какой момент природы изобразил А.К.Саврасов?
(Весна; прилетели грачи; они суетятся у своих гнёзд, оглашая своим криком приход весны).
- Поэтому картина называется «Грачи прилетели».
Вывод: Живопись – это искусство красок. Вот и наши ребята также попытались передать красоту природы. Насколько им это удалось, судить вам.
(Короткое путешествие по картинной галерее с представлением работ учащихся класса).
- Ребята, а звуками можно рассказать об увиденном и услышанном?
(Да, в этом нам помогает музыка).
- Правильно. Если картины жизни, окружающей нас природы создаёт художник-живописец, то композитор выражает самые тонкие оттенки чувств человека. Прослушайте, пожалуйста, увертюру П.И.Чайковского. Какое время года изобразил композитор?
(Звучит увертюра «Ноябрь. Тройка»).- Как композитору это удаётся изобразить?
- А вот ещё одна музыкальная зарисовка. Какое это время года?
(Звучит увертюра «Декабрь. Святки»).- Ребята, где ещё мы встречаемся с описанием природы?
(В произведениях художественной литературы).
- Что помогает писателю на листах белой бумаги передать свои мысли и чувства, рассказать нам о красоте природы, поведать о её неразгаданных тайнах?
(Слова).
Словарная работа: красивее, запорошённый, заснеженные, изредка.
- Составьте с ними предложения.
(Работа учащихся; прослушивание предложений).
- У вас в основном неплохо получилось. Давайте попробуем вместе изобразить весну.
(Звучит музыка, на её фоне учащиеся составляют связные высказывания по заданной теме и записывают в тетрадь. Прослушивание и рецензирование работ).- Однако, в произведениях эпического жанра мы также встречаемся с описанием картин природы. Как вы думаете, для чего автор вводит в рассказы, повести картины природы?
(Через картины природы автор раскрывает внутренний мир героя, это помогает объяснить дальнейшие его поступки; мы можем проследить за размышлениями героя, увидеть его переживания).
- Я давала вам задание: найти описание природы в произведениях русских писателей. Проверим, как вы справились с этим заданием.
(Учащиеся читают наизусть отрывки из прозаических и поэтических произведений).
- Спасибо, ребята. С произведениями каких поэтов мы познакомились на уроках литературы в 5 классе? Давайте ещё раз повторим имена поэтов 19 в., оставившим нам в наследство удивительные стихотворения.
(Называются имена).
- Окунёмся же в мир звуков, чтобы ещё раз соприкоснуться с таинством удивительного рода литературного искусства – п о э з и е й.
(Зажигается свеча, передаётся учащимся. Выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися).Свеча – символ единства, согласия, понимания и любви.
- Посмотрим на стихотворение о родной природе как на текст, выражающий особое состояние души, настроение автора, на способность подобрать удивительные образы, единственно верное и нужное слово… Поучимся сами находить такие слова, рассказывая о временах года, о родных местах, где мы родились, где мы живём... Вспомним строки из стихотворений и подумаем, на что обращает наше внимание автор этих строк:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она…
(А.С.Пушкин. «Зимняя дорога»).- Какие художественные средства использует автор?
(Эпитет, метафора).
- Каким размером написано стихотворение?
(Хорей).
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит…
(А.С.Пушкин. «Зимнее утро»).- Какие художественные средства помогают создать красочность зимнего утра?
(Эпитет, сравнение).
- Определите размер стиха.
(Ямб).
Я возвращаюсь к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
(Е.А.Баратынский).
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист…
(А.Н.Майков).
Вывод: В стихотворениях гармонично связан изобразительный мир природы с её красками и звуками с миром внутренним – состоянием души поэта. Объективная картина природы одухотворена настроением, мыслями и чувствами поэта, но сами эти настроение, мысли, чувства возникают при созерцании красоты природы.
- В заключение нашего урока проведём конкурс знатоков поэзии.
Чьи это строки?
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. (А.Н.Майков).
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.И.Тютчев).
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и плещут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод. (А.К.Толстой).
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал;
Над землёю туман
Облаками вставал. (И.С.Никитин).
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурией живой
Слепит мне очи он. (Е.А.Баратынский).
- Я начинаю чтение со второй строчки. Вспомните, из какого стихотворения эти строки, и прочитайте первую строку и строфу в целом.
… Белый пар по лугам расстилается.
(Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака…).(И.С.Никитин).
… Конский бег на воле!
(Край ты мой, родимый край!)
(А.К.Толстой).
… По коре сребристой покатились слёзы…
(Острою секирой ранена берёза…).
(А.К.Толстой).
… Вдруг застал нас ливень далеко от дома…
(Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома…).
(А.Н.Майков).
… Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля…
(Неохотно и несмелоСолнце село за поля…).(А.А.Фет).
… В окно повеяло весною…
(Уж тает снег, бегут ручьи…).
(Ф.И.Тютчев).
Итог урока. Рефлексия.
- Какие впечатления остались у вас от встречи с русской поэзией о природе?
- Кому из авторов вы бы посвятили слова признательности и благодарности? Почему?
Выставление оценок за урок. Награждение дипломами за мастерство и участие.
Домашнее задание: сочинить стихотворения о природе, временах года; изложить свои впечатления, благодарность поэтам в стихах и прозе.