Серия уроков по роману Л.Н.Толстого Война и мир


СИСТЕМА УРОКОВ
по роману Л.Н. Толстого
«Война и мир»
Примерные вопросы к семинарам по роману «Война и мир»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
ГБОУЦО № 162
Романова О.Н.
№ урока Содержание урока
Роман «Война и мир». История создания. Особенности жанра романа-эпопеи, тематика, проблематика. Современники в романе. (1 том).
Изображение высшего света в романе, обличение низости. Салон А.П. Шерер, срывание масок.
Изображение войны 1805-1807 г. Нравственные истоки подвига Тушина и Тимохина. Сравнительная характеристика этих героев. (Дом.задание: «Шенграбенское сражение» план или устное сочинение)Шенграбен. Мастерство Толстого в изображении батальных сцен. Анализ эволюции образа Ростова. (Дом.задание: письменная работа «Что открыл Шенграбен»)
Аустерлиц. Катастрофа русской армии. Авторское отношение к войне. Разочарование Болконского в Наполеоне. Аустерлицкое сражение для Ростова, Болконского, Безухова. Туман и небо Аустерлица. Роль природы, разоблачение наполеонизма. (Дом.задание: анализ аустерлицкого сражения)
Семинар. Анализ 1 тома. 2 том 1,2 части. Нет военных сцен, но на самом ли деле мир?
Эволюция образов Ростова, Безухова. Долохов – антипод Безухова. Дуэль, разрыв с Элен. Масонство.
Картины мира. Наташа Ростова, бал. Роль портрета и пейзажа. Курагин. Почему им увлекается Наташа?
Болконский во 2 томе. Ночь в Отрадном, встречи с дубом, отъезди Андрея, нравственное возрождение. Подготовка к семинару.
Семинар. Анализ 2 тома. (Дом.задание: письменная работа по 1,2 томам романа)
3 том. Отечественная война 1812 года в романе. Приемы Толстого в изображении батальных сцен. Философский взгляд автора на проблему «Кто человек? Властелин или раб?». Образ Кутузова. Анализ эпизода отступления из Смоленска.
Тихон Щербатый, Платон Каратаев в романе. Москва накануне Бородина.
Квинтэссенция романа. Бородинское сражение. Мысль народная в романе. Роль морального фактора на войне. Анализ отъезда Ростова. (Дом.задание: составление таблицы Кутузов – Наполеон)
Кутузов – Наполеон. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Совет в Филях.
Народ и личность. Причины поражения Наполеона. Николай Ростов в 3 томе. Смерть князя Андрея. «Диалектика души», проникновение во внутренний мир.
Народное движение. Итоги войны.Жизненные итоги героев по 1-3 томам. Подготовка к семинару.
Семинар по 3 тому.
4 том. Группировка действующих лиц, приемы раскрытия образов. Картины мира. Страдания Наташи после смерти Андрея, сближение с Марьей.
Гибель Пети Ростова, разоблачение войны автором.
Эпилог романа. Гуманизм Толстого, жизненные итоги героев.
Семинар по 4 тому и эпилогу.
Сочинение по роману.
Приложение
Примерные вопросы к семинарам по роману «Война и мир»
1 том
Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат?
Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии?
Для чего Толстой подробно описал туманное утро?
Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией?
О чем мечтает князь Андрей?
Почему Кутузов резко ответил императору?
Как ведет себя Кутузов во время боя?
Можно ли считать поведение Болконского подвигом?
2 том
Что привлекло Пьера в масонстве?
Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея?
Анализ поездки в Богучарово.
Анализ поездки в Отрадное.
С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»?
Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора.
Почему Наташа увлеклась Анатолем?
Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым?
Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?
3 том
Оценка Толстым роли личности в истории.
Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму?
Почему Пьер неудовлетворен собой?
Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»?
Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов?
Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»?
Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»?
Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера?
Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»?
Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»?
Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему?
Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев?
Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки?
Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение?
Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?
4 том
Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Анализ встречи.
Как объяснил автор значение партизанской войны?
Какое значение имеет образ Тихона Щербатова?
Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?
В чем Толстой видит основное значение войны 1812 года и какова в ней роль Кутузова по Толстому?
Определить идейно-композиционное значение встречи Пьера и Наташи. Мог ли быть другой финал?
Эпилог
К каким выводам приходит автор?
Каковы подлинные интересы Пьера?Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову?
Анализ сна Николая Болконского.
Почему роман оканчивается этой сценой?