Импрессионизм: поиск ускользающей красоты


МБОУ «Нарышкинская СОШ»
Интегрированный урок в 11 классе (МХК и литература)
«Импрессионизм: поиск ускользающей красоты»
Учитель русского языка и литературы
Клементьева Мария Алексеевна
Цели и задачи:
формировать понятие об импрессионизме, их видении мира;
учить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы;
развивать навыки стилистического анализа текста;
учить восприятию и постижению прекрасногоОборудование
1.Слайды картин художников- импрессионистов
2.Музыка Клода Дебюсси, Мориса Равеля
3.Сборник стихотворений А.А.Фета
Эпиграф к уроку:
Не я, мой друг, а божий мир богат
А.А.Фет
Ход урока
1.Вхождение в контакт с учащимися
2.Слово учителя
Импрессионизмом назвали самое яркое течение во французской живописи второй половины 19 века, которое положило начало всему новому искусству в Европе, Остроумный парижский критик образовал это слово от названия одной из картин Клода Моне
-Слайд (портрет К.Моне)
-Вспомните, о какой картине идет речь?
-Слайд («Впечатление.Восход солнца»)
Насмешливое прозвище «импрессионизм» относилось не к одному К.Моне, а к целой группе выставивших вместе с ним свои картины художников, чье творчество отличалось от традиционной живописи.
М.Волошин очень точно определил общую тональность нового искусства
-Слайд
«Зарождение импрессионизма было радостно, как ранняя весна. Первые импрессионисты вышли на свет из темной комнаты и по -детски радовались
Свету, краскам»
Картины К.Моне «Белые кувшинки», «Стог сена в Живерии»
-Какие приемы использует художник?
-Да, импрессионисты чаще писали пейзажи, не соответствующие принятым нормам. Это мог быть случайно увиденный уголок природы, эпизод, миг. Импрессионисты резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов-зеленого, желтого, красного, синего. Рядом с такими цветами они могли положить пятнышко, например коричневого. Метод цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов, т.е смешение в глазах зрителя. Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранять всю свежесть и яркость натурального цвета.
К этому направлению относились живописцы: к.Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Эдгар Дега и др.
-Слайд (Портрет К. Моне, его картины «Стог сена в Живерии», « Белые кувшинки;
-Огюст Ренуар «Качели», «Портрет актрисы Жакии»;
-Альфред Сислей «Наводнение в Порт-Марли»;
-Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже»;
-Э.Дега «Абсеин»
3.Выступление учащихся об этих художниках.
4.Русский импрессионизм в живописи
-О возникновении импрессионизма русская публика узнала почти одновременно с парижской.
-Подумайте, какая известная картина Валентина Серова чистотой и воздушностью колорита, любованием молодой свежестью модели перекликается с портретами Огюста Ренуара.
-Слайд В.Серов «Девочка с персиками»
-Позже русские пейзажисты- И.Э.Грабарь, И.Юон и другие пытались по-импрессионистски уловить ослепительный солнечный свет и цветные тени.
-Слайд И.Э.Грабарь, И.Юон и их картины.
5.Импрессионизм в музыке
-эстетику импрессионизма в музыке раскрывает творчество К. Дебюсси и М.Равеля.
-Слайд (портреты Дебюсси, Равелля)
-прослушивание музыки «Девушка с волосами», «Болеро» М.Равелля, «Цвета льна» К.Дебюсси»
-Каково ваше восприятие этого произведения?
-Какие полотна живописцев-импрессионистов оно вам напомнило?
6. Импрессионизм в лирике Ф.А.Фета
-Природа, любовь. Красота. О любви и природе писали поэты всех времен и народов. Сегодня на уроке мыеще попробуем найти черты импрессионизма в лирике А.Фета.
-Слайд (портрет А.Фета и стихотворение «Шепот, робкое дыханье»7.Анализ стихотворения А.А.Фета «шепот, робкое дыханье»
-О чем это стихотворение?
-Как мы узнаем, что речь идет о ночном свидании?
-Почему слезы? По каким приметам можно догадаться, что это слезы счастья?
-Обратим внимание на строку «…ряд волшебных изменений милого лица»
-Почему произошли изменения?
Меняется состояние влюбленного, происходят изменения в природе. Постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарей. Природа как бы подыгрывает влюбленным. На наших глазах произошло движение.
-Обратим внимание на части речи. Нет глаголов. Но поэт сумел передать движение, переходы состояний, зыбкость человеческих чувств, трепет жизни.
-Какими художественными средствами это достигается?
Текст состоит из назывных предложений, состоящих только из существительных и прилагательных, каждое из которых фиксирует какой-то миг жизни.
-Выберите из текста эпитеты (Робкое дыхание, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки)
-Найдите два слова, которые придают картине особенную живость (колыханье. изменений).
Фет умеет зафиксировать миг, при этом создается картина движения жизни.
-Какой вид искусства обладает способностью остановить миг?(живопись)
Это стремление передать во всем богатстве тонких, сложных, быстролетных изменений роднит лирику Фета с удивительным явлением в мировом искусстве. Я думаю, что вы его назовете.
Стиль А.Фета называют импрессионизмом в поэзии.
Итак, первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и лирику А.Фета – стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни. Вторая особенность- тематика картин импрессионистов и стихов А.Фета совпадает:
радость жизни;
красота природы;
мимолетное состояние души
Фет понимал, что только красота спасет мир.
-Слайд( строки АФета)
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало,
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.
Импрессионизм в живописи любят не все, Первое, что бросается в глаза. Когда смотришь на полотна импрессионистов, - зто особая манера письма.
А.Фет внес в поэзию новые находки. Свое самоценное слово. Поиск новых способов художественной выразительности- это одна из важных сторон импрессионизма. Только у поэзии и живописи свои приемы.
-Слайд (стихотворение А.Фета «В дымке- невидимке»)
-О чем это стихотворение? (конечно. Трудно определить сразу. В стихотворении создается картина лунной весенней ночи. Но поэт использует тему природы, чтобы поведать о чувствах.
-Вывод по уроку:
Тождество человека и природы- это еще одна общая черта. Которая роднит лирику А.Фета с импрессионизмом. Лирика А.Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь.
Назначение поэта- быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами
Д.З. Анализ стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм»
-Слайд (Стихотворение О. Мандельштама «Импрессионизм)