Романтизм как направление в русской литературе


РомантизмАвтор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика Романтизм РомантизмПостепенно европейская культура накапливала энергию сопротивления чересчур рациональным, «правильным» представлениям о мире и месте человека в нем, которая привела к культурному взрыву Романтизм – особый вид мировоззрения и художественное направление. Романтизм возник как реакция на рационализм и ни на чем не основанный оптимизм классицизма. (В основе – разочарование в идеях просвещения).Романтизм РомантизмНазвание нового течения происходило от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное, возвышенные чувства, что как правило, описывалось в романах, написанных не на древней латыни, а на одном из новоевропейских языков. Именно жанр романа был не признан и не освоен классицистами, выбивался из всех рамок. Новое искусство бесстрашно нарушило все запреты и позволило художнику запечатлеть свободный порыв человеческого духа.Свободный порыв духа Основные свойства романтизма1) доминанта субъективного над объективным2) стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность3) выдвижение на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах) В основе эстетики:Отказ от подражания природе.Провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности.Защита творческой свободы автора.Произведение искусства – живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны. Иенская школаВ конце XVIII в. в университетском городке Иена в Германии сложился дружеский литературно-философский кружок. В него вошли Людвиг Тик, Фридрих Шеллинг, Август и Фридрих Шлегели. «Озерная школа»Одновременно в Англии возникла другая ветвь романтизма – «озерная школа» (Уильям Вордсворт, Самюэл Колридж, Роберт Саути). Они предпочитали жить не в шумных городах, а в живописном краю озер. Гейдельбергские романтикиВ начале XIXв. в еще одном немецком городке Гейдельберге возник кружок (Клеменс Брентано, Людвиг Арним, братья Гримм), резко споривший с иенцами, которых считали мечтателями, не понимавшими трагичного положения художника. Разрыв между идеалом и реальностьюРазрыв между высоким идеалом и низменной реальностью преодолеть невозможно, только ирония, насмешка над собой и миром способна освободит художника от страшного противоречия Свободный полет воображенияКроме иронии на помощь художнику приходит фантазия, неиссякаемым источником которой служил для гейдельбергцев немецкий фольклор. Дух нацииКлассицизм опирался на опыт прекрасной гармоничной античности, единой культурной прародины всех европейцев. Романтики же утверждали: у всякого народа своя собственная культурная история, в которой выражает себя дух нации. Вершины романтизмаСвоих вершин романтизм достиг в первой трети XIX в. в творчестве немца Эрнста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона, француза Виктора Гюго. К той же поре относятся и успехи русского романтизма, развивавшегося в тесном соприкосновении с западным Русский предромантизмРодоначальником русского романтизма считается В.А.Жуковский, но характерная для него поэзия «чувства и сердечного воображения» была близка сентиментализму. В истории романтизма Жуковский считается предтечей, а его метод определяют как предромантизм. Истоки русского романтизмаВлияние немецкого Романтизма-мистицизм-интерес к философским аспектам бытия-противопоставление «дневного» и «ночного» мираВлияние английского и французскогоромантизма-богоборческие мотивы-разлад личности и общества-проблематика «сильной личности» и «естественного человека»-экзотика сюжета и места действия Истоки русского романтизмаВ.А.ЖуковскийК.Н.БатюшковП.А.ВяземскийЕ.А.БоратынскийА.И.Одоевский-медитативность лирики-созерцательность и углубленность в «вечные» вопросы-интерес к проявлению потусторонних силМолодой А.С.ПушкинМ.Ю.ЛермонтовК.Ф.Рылеев-пафос вольнолюбия-мотив разлада сильной личности с обществом-экзотизм сюжетов-немотивированность действий героя, его «неизменяемость» Пароль векаПодлинный романтизм начинается с протеста, вызова, бунта, борьбы с предшествующим искусством. Слово «романтизм» превратилось в России в боевой клич, пароль молодых литераторов. В спорах о классическом и романтическом искусстве проходит первая четверть XIXв. Наследник сентиментализмаРомантизм наследует от предшествующей эпохи интерес к внутренней жизни человека, но романтики интенсифицируют и гиперболизируют открытия сентименталистов. Романтизм понял Индивидуальное как Необычное, Экзотическое, Таинственное ФабулаФабула романтических произведений строится на таинственных, исключительных событиях. Романтический геройЧастный человек сменяется в творчестве романтиков человеком исключительным, странным. Жизнь души усложняется, приобретая широкий диапазон и особый размах. Герой – противоречивая, мятежная личность, близкая автору по характеру, отношению к миру, его alter ego Границы между добром и зломРомантики исследуют нравственные границы между добром и злом, изображая героев, преступающих обычные нормы: бродяг, разбойников, мятежников. Естественным становится неприятие не просто быта, но и мира вообще, стремление куда-то вдаль. Романтический хронотопОбычным становится мотив бегства и описание экзотических хронотопов (замок, лес и т.д.). Священным местом русских романтиков становится Юг, далекие Кавказ и Крым. Жанры романтизмаРомантики продолжают разрабатывать элегию и послание, кроме того, появляются лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть и роман (исторический и психологический) Романтическая трагедияКлассическая трагедия изображала конфликт чувства и долга, общественные страсти; романтизм изображает внутренние противоречия личности: любовь, предательство, разочарование. Интерес к историиВнимание к необычной современности дополняется интересом к истории. Именно романтики открывают историзм как особый способ исследования и изображения человека и мира в его изменениях, динамике. Круг русских романтиковВ круг русских романтиков входят очень разные художники: эпикуреец и воин К.Н.Батюшков, поэт-философ Е.А.Боратынский, декабристы: поэт К.Ф.Рылеев и прозаик А.А.Бестужев-Марлинский Главные фигуры русского романтизмаГлавными фигурами русского романтизма стали писатели, для которых этот метод был лишь ранним этапом в их творчестве: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Вершины русского романтизмаВершинами русского романтизма являются ранняя лирика Пушкина и «южные поэмы», ранняя лирика Лермонтова и его поэмы «Мцыри» и «Демон», гоголевские «Вечера на хуторе…» и «Вий» из сборника «Миргород». Особенности русского романтизма:Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбыУсиленно-социальное звучание общеромантических мотивовАктивное развитие лирики. Романтизм поэтов-декабристовК.Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский-социальная заостренность конфликта-критическое отношение к мистицизму и мечтательности-интерес к истории- исторический сюжет заменяет экзотический-пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным) Романтизм как полосаРомантизм оказался полем, полосой, через которую прошла вся русская литература первой четверти XIX века, чтобы двинуться дальше, к изображению и осмыслению не только дальнего, но и близкого мира: От романтизма к реализму-деревенского поместья («Старосветские помещики»)-столичной квартиры в центре («Невский проспект»)-домика на окраине («Домик в Коломне»)-Кавказа, изображенного не с экзотической точки зрения.