Конспект урока по физике в 11 классе: «Дифракционная решетка»


Конспект урока по физике в 11 классе по теме: «Дифракционная решетка»
Описание урока
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: систематизировать изученное на предыдущих уроках, познакомить учащихся с одним из способов определения длины световой волны при помощи дифракционной решетки, сформировать умение применять теоретические знания при решении задач.
Задачи урока:
1. Образовательная: формирование знаний учащихся при изучении нового материала, контроль степени усвоения знаний, умений и навыков.
2. Воспитательная: формирование качеств личности: ответственность за принятые решения, стремление к самореализации.
3. Развивающая: развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, интереса к предмету.
Краткое описание хода урока: комбинированный урок – повторение, изучение нового материала, решение задач. Повторяются понятия интерференции и дифракции, вводится формула для расчета длины световой волны на основе устройства и принципа действия дифракционной решетки.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
В ходе урока учащиеся закрепят знания, полученные на прошлых уроках при изучении тем – интерференция и дифракция; приобретут умение действовать в нестандартной ситуации (выполнение экспериментальных заданий); сформируют знания при изучении нового материала; получат навыки самостоятельного мышления при решении задач.
Подробный конспект урокаМетодическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия) Комбинированный
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные) Систематизировать изученное на предыдущих уроках, познакомить учащихся с одним из способов определения длины световой волны при помощи дифракционной решетки, сформировать умение применять теоретические знания при решении задач
Задачи урока (мероприятия, занятия) 1. Образовательная: формирование знаний учащихся при изучении нового материала, контроль степени усвоения знаний, умений и навыков.
2. Воспитательная: формирование качеств личности: ответственность за принятые решения, стремление к самореализации.
3. Развивающая: развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, интереса к предмету.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Для решения задач использовались методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический и исследовательский. Использовались принципы наглядности, логичности, повторения путем подбора заданий познавательного характера, ИКТ
Время реализации урока (мероприятия, занятия) Конец первого полугодия
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) В ходе урока учащиеся закрепят знания, полученные на прошлых уроках при изучении тем – интерференция и дифракция; приобретут умение действовать в нестандартной ситуации (выполнение экспериментальных заданий); сформируют знания при изучении нового материала; получат навыки самостоятельного мышления при решении задач
Необходимое оборудование и материалы ФОС, проекционный фонарь, светофильтр (красный), экран, картон, капрон, лазерный диск, штатив, дифракционная решетка (11 шт.), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ЭУМДидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Раздаточный материал
Список учебной и дополнительной литературы Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2010.
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/А. П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2004.
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся Выполнение учащимися экспериментальных заданий, проведение физических опытов помогает настроить ребят на более глубокое усвоение знаний
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). 1. Организационный момент.
Приветствие класса. Ознакомление учащихся с темой урока, основными этапами, постановка задач урока.
Раздача карт рефлексии.
2. Проверка знаний учащихся.
а) Первый ученик у доски готовит ответ на вопрос: «Рассказать о дифракции механических и световых волн».
Второй ученик решает задачу у доски (условие: слайд 2).
б) В это время проводится фронтальный опрос: дать понятие интерференции, сформулировать условия max и min интерференционной картины.
в) Проверка ответов учащихся у доски.
3. Экспериментальные задания.
а) Выполнение экспериментального задания по рядам (слайд 3). Условия заданий:
1 ряд: в куске картона сделано иглой отверстие, посмотрите через него на раскаленную нить электрической лампы. Что Вы видите?
2 ряд: посмотрите на нить электрической лампы через капроновую ткань. Что Вы видите? Объясните.
3 ряд: посмотрите на поверхность лазерного диска, объясните причину образования радужной картины.
Проверка ответов к экспериментальному заданию (слайд 4).
б) Задание классу: пронаблюдать явление дифракции от щели в монохроматическом свете (красный светофильтр). Объяснить (слайд 5).
4. Объяснение нового материала.
Ввести понятие дифракционной решетки (слайд 6).
Раздать учащимся дифракционные решетки и познакомить их с ее устройством (слайд 7).
Демонстрация опыта: действие решетки (в проходящем белом свете, красном свете).
Вывод формулы на основе принципа действия решетки для расчета длины световой волны (слайд 8).
Выполнение учащимися экспериментального задания (у доски): определение длины световой волны. Проверка (слайд 9).
5. Решение задач.
Учащийся решает задачу у доски (условие: слайд 10).
6. Закрепление знаний учащихся.
Поочередная работа 3-х учащихся с практическим модулем «Наблюдение дифракции света на решетке» (задание модуля выведено на экран проектора).
Закрепление понятий с помощью таблицы (слайд 11).
7. Самостоятельная работа.
Задания и проверка (слайд 12).
8. Подведение итогов, выставление оценок.
Заполнение карт рефлексии.
9. Домашнее задание.
П. 72, подготовиться к лабораторной работе №6. Упр. 10, №2.
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) Карта рефлексии:
Что узнал нового? Что заинтересовало? Где пригодятся полученные знания?
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) П. 72, подготовиться к лабораторной работе №6. Упр. 10, №2.
Дополнительная необходимая информация На компьютер учителя заранее скачан практический модуль «Наблюдение дифракции света на решетке», для воспроизведения которого установлен ОМС-плеер.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы http://fcior.edu.ru/card/13685/nablyudenie-difrakcii-sveta-na-reshetke.html