Круглый стол Обычаи и традиции моей семьи

«Обычаи, традиции моей семьи»
(круглый стол)
Участники: учащиеся 9-11 классов ( по 4-5 человек из класса), родители (7-9 человек), классные руководители, учитель вайнахской этики, истории.
Учитель: Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно,
в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на земле, мир в стране начинается с мира в семье. Семья - школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута. Мы долго ищем повод или предлог для разговора.
В наше время особенно острая нехватка времени на воспитание ребенка. Родители едва видятся с детьми: утром перед работой или вечером перед сном. И эту нишу - отсутствие общения с родителями - им восполняет школа.
Вообще, семья и школа - два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
(Инсценировка стихотворения О.Гребневой «Родительское собрание на лесной поляне»)
Как-то осенью по лесу
Прокатилася молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов.
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов.
-Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
-Ой. не говори, Енот,
Он и дома сущий черт.
-Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
-Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть!
А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал «прекрасным пеньем»7
-Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос:
-Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Зашумела тут толпа:
-Что за глупости, Сова!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
-Про медведей говорят:
Он «на ухо глуховат»
Я за шалости сыночка
«Приласкаю лишь пруточком»
Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно, с пафосом изрек:
-Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону.
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
«Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери.
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели».
Протрещала тут Сорока:
«Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.-
Зашумела вновь толпа,
Кто был «против», кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова:
-Я прошу вас. звери-мамы,
А в особенности папы:
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки.
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
-Как не бить?- сказал Енот.
-Да, да, да- тут вторил Крот.
-Ну, а мне, - всплакнула Белка,-
Делать что с своей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает по поляне,
Где танцует до утра. –
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса. ...
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.

Учитель: Чтобы вырастить полноценного человека. Культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
И цель нашего сегодняшнего круглого стола - выявить все лучшее в каждой семье, взять традиции и обычаи за образец, увидеть недостатки семейного воспитания и устранить их. Ведь еще А.С.Макаренко напоминал: «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Учитель: Итак, воспитание в семье, пожалуйста, расскажите, какие методы и формы воспитания используются в ваших семьях.
- Как происходит воспитание? (слово учащимся).
- Что бы вы хотели изменить?
- Что здесь неправильно?
- Нужно ли применять метод «кнута и пряника»?
- Нужно ли наказывать и хвалить детей? Как это происходит у вас в семье?
Учитель: А теперь дадим слово родителям. Ваш взгляд на эти же вопросы.
Наш менталитет играет основную роль в отношениях между родителями и детьми. Конечно, нужно знать и соблюдать свои традиции, но жизнь идет вперед и волей-неволей мы должны идти в ногу со временем. Давайте сейчас послушаем кое-что из истории чеченской семьи, а потом поговорим, изменились ли отношения в семье. Хорошо это или плохо? (слово Амаевой З.А. учителю чеченского языка)
А теперь вопросы для обсуждения:
- Субординация в семье, взаимоотношения между родителями и детьми, старшими и младшими, братьями и сестрами, (с примерами из жизни);
- Высшее образование, которое стало обязательным в нашем обществе. Нужно ли принуждать детей «поступать» в ВУЗ?
- Карманные деньги. Сколько их должно быть?
- Внешний вид учащегося: длинные волосы у мальчиков, распущенные - у девочек. Краски, наряды, телефоны.
- Вредные привычки. Как о них вовремя узнать и какими методами бороться?
- Ранние браки? А если любовь?
Выводы: жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отиа к детям уродует их»
Я надеюсь, что сегодняшний разговор помог нам всем: родители уже сейчас задумаются о том, что они недодали детям, а учащиеся, которым предстоит обзаводиться собственными, возьмут для себя лучшие традиции и обычаи, которые здесь прозвучали.
15