Поурочный план по русской словесности на тему Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни (5 класс).


Класс 5 Урок 45 Дата ______________________________
Тема: Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни.
Цели:1.Закрепить знания о фольклоре и литературе, о народной сказке и литературной (авторской) сказке, закрепить представление об олицетворении. 2.Способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся, их познавательного интереса. 3. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, воспитывать самостоятельность и трудолюбие.
Ход урока
Орг. момент.
Проверка дом.задания.
Пересказ рассказа «Кавказский пленник».
Новая тема.
Вступительное слово учителя.
С самого начала учебного года мы изучали фольклор. Мы начали с устного народного творчества. В 20 веке фольклор отступает все дальше, а литература достигает новых высот в развитии, но постоянно обращается к русской словесности.
Поэты и писатели открывают для себя мир народной поэзии, записывают устные произведения, стараются возродить мифопоэтические народные представления. Явления природы в их творчестве одушевляются, соотносятся с бытом и жизнью человека. Как в стихотворении «Nocturne» Игоря Северянина.
Чтение и анализ стихотворения.
Чтение
NocturneМесяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши...
Все - душа, и ни души.
Все - мечта, все - божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.
Лес - как сказочный камыш,
А камыш - как лес-малыш.
Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь.
Колыхается туман -
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман...
Как душиста, хороша
Белых яблонь пороша...
Ни души, и все - душа!
2. Анализ.
Какое впечатление производит на вас это стихотворение?
Какие чувства автора - лирического героя оно передает? (переживание, что нет ни души).
Изображаются ли люди в стихотворении?
О чем это стихотворение? (О природе).
Кто или что является главным героем стихотворения? (природа).
Что, по мнению автора, является природой? (сама душа –вечной тайны волшебство, вечной жизни торжество).
Какой звук встречается чаще всего в стихотворении? (ш – камыши, ни души, шалаши, малыш и т.д.).
На что похож этот звук? Что он вам напоминает? (шуршание, шорох).
Как называется этот прием в литературе? (повтор согл. звуков – аллитерация).
Что помогает сделать природу живой? (олицетворение).
Найдите в тексте олицетворения: месяц гладит камыши, лес – малыш, все – душа, колыхается туман.
Что испытывает лирический герой, глядя на природу? (умиление, восторг - как душиста, хороша белых яблонь пороша).
Какие образы еще использует автор? (сказочные – волшебство, лес - как сказочный камыш).
Какое еще изобразительно-выразительное средство использует автор? (сравнение - лес - как сказочный камыш, а камыш - как лес-малыш. Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь).Эпитеты - вечной тайны, вечной жизни, сказочный камыш, белых яблонь).
Подведение итога.
В 20 веке писатели ищут новые пути развития литературы и подходят к фольклору как экспериментаторы, соединяя в одном произведении признаки разных фольклорных жанров. Не только литература обращается к фольклору. Былинные и сказочные сюжеты воссоздают в своих произведениях художники и композиторы – Врубель, Нестеров, Римский-Корсаков, Щедрин, снимаются художественные и мультипликационные фильмы.
Итог урока.
Какую тему изучили?
Какое стихотворение проанализировали?
Домашнее задание: стр. __________ пересказ.