Урок по литературе Пантеон славянских богов


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, 6 класс
ПАНТЕОН СЛАВЯНСКИХ БОГОВ
24.11.2015 год
Цели урока:
ученики будут
– знать, как древние славяне видят устройство мира;
– пантеон славянских богов;
– уметь работать с графическими схемами представления учебной информации;
– совершенствовать коллективные способы взаимодействия на уроке:
учитель
– обеспечит учащихся необходимыми для учебной деятельности информационными ресурсами;
– обеспечит условия для создания коллаборативного среды на уроке;
– будет способствовать совершенствованию коммуникативных способностей учащихся;
– будет способствовать формированию лидерства, развитию одаренности учащихся.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: коллективные формы учебного взаимодействия
Методы и приемы, используемые на уроке:
Кластер, Древо познаний, Оценочный лист, Шкала участия на уроке
Основные виды учебной деятельности учащихся
Изучение учебной информации.
Составление краткого связного рассказа о том или ином славянском боге.
Работа с графическими схемами.
Обобщение «Какое место занимал этот бог в пантеоне славянских богов и в жизни древних людей?»
5.Презентация собранного материала классу.
6.Обобщение экспертной группы.
7.Самооценивание.
8.Котроль знаний (Рисунчатый тест)
9.Обратная связь – рефлексия учащихся.
Реализация новых подходов к преподаванию и обучению
Соответствие возрастным особенностям, диалоговое обучение, критическое мышление, талантливые и одаренные, лидерство и управление, формативное и суммативное оценивание, ИКТ
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учеников Время
I ОргмоментЦель: создание условий для
организации
УД 1.Распределение по группам – 5 гр.
Прием «Языческие боги славян»:
Перун –1, Дажьбог –2, Стрибог –3, Веллес –4, Ярило –5
2.Определение лидера группы 1.Ученики рассаживаются согласно рабочим местам (по группам)
На столах прикреплены номера 1, 2, 3, 4, 5 (по группам)
2.Ученики выбирают лидера. 3 мин.
II Прогнози-рование
Цель:
побудить интерес к теме урока, учебным действиям в ходе урока 1.Ребята, что ожидаете от урока?
2.Кто такие славяне?
3.Расскажите, как они жили, чем занимались?
4. Каковы были верования славян?
– Мы познакомились с тем, как жили славяне, чем они занимались, а теперь познакомимся с их богами.
5. Целеполагание. Запись цели в тетрадь по литературе.
6.Словарная работа: пантеон, верование, язычество –Учащиеся высказываются, что они ожидают на уроке.
– Учащиеся рассказывают знания, полученные из предыдущего урока.
– Ответы школьников.
– Определяют цель урока.
Ученики записывают слова в тетрадь. 5 мин
IIIАккуму-ляция+консо-дация ЗУН
Цель:
формирование знаний учащихся о верованиях славянских богов, умений работать с графическими приемами изучения учебной информации, повторение образа жизни славян – Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки.
–В чем причина этого?
–А почему мало источников?
– Официально считается, что письменность у славян была принята в 864 году, когда Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность.
А.Задание группам.
1 группа. Как ученые восстановили
Славянскую мифологию?
2 группа. Высшие божества
3 группа. Божества среднего яруса.
4 группа. Божества нижнего яруса.
5 группа. Сообщение. Древний мир славян – прием «Древо познания»
Б. Группа экспертов – Л.Безъязыкова, С.Лебедева
– Критериальное оценивание
Критерии 1 б. 2 б. 3 б.
Активность Точность Правильность Создание идей Тест В. Презентация работы экспертной группы.
Г. Индивидуальное сообщение Л.Безъязыковой «Верования древних славян». – Мало источников из-за более позднее появление письменности.
–Группы работают в течение 5 минут с ресурсами.
–Презентация продуктов групповой работы.
–Эксперты по ходу презентации суммируют работы 2, 3, 4 групп, создавая Модель Вселенной по представлению древних славян.
–Учащиеся оценивают себя по ходу обсуждения.
–Самооценивание. Оценочный лист.
–Учащиеся в ходе слушания групп заполняют таблицу «Пантеон богов славян»
–Учащиеся слушают экспертную группу и дополняют Пантеон славянских богов.
3 мин.
6 мин.
10 мин.
3 мин.
3 мин.
IV Валеоло-
гическаяминутка Хан сказал… Ученики повторяют движения, если ведущий говорит: хан сказал, если нет – неподвижны. Учащиеся выполняют физминутку. 2 мин.
V Контроль ЗУН
Контроль ЗУН «Рисунчатый тест»
– Предлагает учащимся 8 картинок, чтобы определить, какому богу они соответствуют.
– Проверка по ключу.
8 правильных – 5
6-7 правильных – 4
4-5 правильных – 3
3-1 правильных – 2 Ученики решают тест
Код ответов:
А – Веллес, Б – Лада, В – Стрибог, Г – Перун, Д – Лада,
Е – Даждьбог, Ж – Макошь,
З – Сварог 5 мин.
VI Рефлексия
Цель:
осмысление
значений урока А.Шкала оценивания
– Оцените свою работу на уроке по шкале от 0 до 10 баллов.
– Почему вы себя так оценили?
Б. Обратная связь
–Достигли ли мы цели урока?
– Совпали ил ваши ожидания с тем, что вы выполняли в ходе урока? Учащиеся отвечают, как они себя оценили.
Учащиеся рефлексируют по завершении урока. 3 мин.
VII Домашнее задание –Так как пантеон славянских богов достаточно многочислен, следует их как-то систематизировать и классифицировать. (Допустим, главные и второстепенные боги, добрые и злые боги, боги-мужчины и богини-женщины)
А. Предложите собственную классификацию богов
Б. Напишите эссе «Верования древних славян»
(задания на выбор)
Ученики выбирают домашнее задание и записывают в дневник. 2 мин.
24.11.2015 г. Учитель ________________ Казкенова Г.Е., учитель первого уровня