Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Тема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева.
Класс: 7
Учитель: Макарова Маргарита Викторовна
Цели:
обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;
формирование навыков лингвистического анализа текста.

развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;
развитие аналитических умений и навыков;
развитие творческих способностей учащихся.

воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева;
воспитание нравственных качеств учащихся.

Межпредметные связи: русский язык – литература – история

Оборудование: записи на доске, стенд, учебник литературы

Ход урока:
Оргмомент.
Слово учителя.
Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте. Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.
Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их »материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».
Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых известных миниатюр, которая называется «Русский язык».
Чтение стихотворения наизусть.
Работа с эпиграфом.
«Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда».
К. Бальмонт
- Ребята, согласны ли вы, что это стихотворение можно считать гимном русскому языку?
5.Определение жанра.
Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе».
Стихотворения в прозе Явление необыкновенное, удивительное , прекрасное.
- Что же необычного в этом названии?
Введение понятия ОКСЮМОРОН.
- Ребята, давайте определим, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы?
Что сближает их?
Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора.
Отметить музыкальность самого Тургенева.
Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом.
Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине.
Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной , философской, гражданской.
- Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему?
6. Анализ средств выразительности.
Посмотрим, при помощи каких языковых средств автор выражает свою главную идею, идею единства языка и народа.
Фонетика.
Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль.
(О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние)
(О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина)
(Р,Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь.
Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных.

Тропы.
- Что такое тропы? Их роль в тексте?

Эпитеты. Тягостные раздумья - душевное состояние лирического героя. Великий, могучий, язык- оценка , характеристика языка.
Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует эпитеты.
Есть в этом тексте и МЕТАФОРА - поддержка и опора- с ее помощью автор выражает свое отношение к языку. Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом.

- Ребята, как вы думаете, почему в таком небольшом по объему тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»?
Неслучайно, дабы показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения.

7. Лексика.
Закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской.
Назовите слова с «-» эмоц-ой окраской. Как вы понимаете их значение?
сомнение – неуверенность, отсутствие веры
тягостный – трудный, обременительный
отчаяние- безнадежность, безвыходность

- Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны?
Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.

Историческая справка (сообщение ученика).

-Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов?
великий – выдающийся
могучий – мощный, сильный
правдивый – говорящий правду
свободный – пользующийся свободой

8. Синтаксис.
-Ребята, посмотрите, текст состоит из трех предложений, где каждое интонационно оформлено. О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки?
1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства.

- Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция?
Тире разделяет предложение на две части: с «-» и «+» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую.
Введение понятия АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ.

Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств.
2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом.
3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод.

- Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими.

9. Работа со схемой.

Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык - великий, могучий, свободный - .

Слово учителя.
Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: « для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы - нет в народе, а в языке они есть Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

- Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком?
У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради).

10. Итоги. Домашнее задание.
Написать свое слово о русском языке.