Урок литературы в 7 классе по теме: «И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе».


Тютина О.И.
учитель русского языка и литературы МКОУ
Аннинская СОШ №3
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«И.С. ТУРГЕНЕВ «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»
ЦЕЛЬ урока: обеспечить в процессе изучения нового литературного жанра не только обучение, но и воспитание школьников.
ЗАДАЧИ урока: познакомить с новым литературным жанром – стихотворение в прозе, развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, находить средства образной выразительности; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку, Родине, людям, чувство гордости за своё культурное прошлое.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет И.С. Тургенева, словарь-минимум, листы с текстами стихотворений в прозе, средства мультимедиа, презентация, сопровождающая этапы урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Великая Отечественная война. Оккупированный Орёл. Фашисты грабят, громят, убивают. Ворвались и в музей. Холёный немецкий офицер победно вошёл и увидел перед собой на стене высеченное крупными буквами:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев
Офицер задумался на минуту… и приказал солдатам-захватчикам покинуть здание. Так музей был спасён! [М.А. Милованова. Взято из лекций преподавателей Павловского педагогического училища]
Ребята, как вы думаете, почему офицер, пришедший завоёвывать нашу землю, отступил, не посмел прикоснуться к музею? Что могло на него так подействовать? Подпись? Слова? О чём они? Может фашист устал? (Возможно, офицера испугало то, что слова, написанные в 19 веке, так актуальны были для века 20. Тургенев смотрел через время. Солдат понял, что у русского человека есть самое важное – вера в свободу и великое будущее. Такой народ непобедим).
Работа с текстом.
Ребята давайте ещё раз обратимся к этим словам. У вас на столах лежат материалы к уроку. Найдите этот текст. Сколько в нём предложений? (3) А теперь попробуйте выделить в каждом предложении ключевые слова. Проверьте правильность по экрану. Ещё раз их прочитаем.
Какими словами И.С. Тургенев, не говоря о конкретных событиях времени, передаёт свои чувства? Как вы понимаете смысл последнего предложения? (В нём заключена вера в великое будущее русского народа). Какими эпитетами-определениями характеризует И.С.Тургенев русский язык? Что значит свободный язык?
Ребята, перед нами законченное произведение. Называется оно «Русский язык». Это стихи или проза? А чем стихи отличаются от прозы. (В стихотворении есть ритм, рифма. Главное – выразить чувства. А в прозе главное – сообщение о каких-либо событиях). А у нас что? (В основе данного произведения не сообщение о конкретных событиях и фактах, а мысли и чувства лирического героя. Однако форма прозаическая.) Так что же это? Можем ли мы определить жанр? Нет! Перед нами новый вид творчества, не существовавший до И.С. Тургенева. И нам необходимо познакомиться с этим жанром.
IV. Сообщение темы урока. Итак, тема сегодняшнего урока: « И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе». Что же это за жанр? Сегодня значение непонятных для нас слов будет разъяснять Ольга Б. (У неё на столе мини-словарь).
«Стихотворения в прозе» - это последние произведения Тургенева. Писатель много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под этим названием. Они не имеют рифмы, не записываются как стихи, но доносят до нас мысли и чувства автора.
Так что же было перед нами: стихи или проза? Назовите этот жанр.
Мы с вами познакомились только с одним стихотворением, а всего при жизни И.С.Тургенев опубликовал 51 миниатюру. И все они особенные, разнообразные. В стихотворении «Русский язык» звучит вера в великое будущее русского народа. Здесь затронута тема русского языка и русского народа. А какие ещё темы могли волновать И.С.Тургенева как писателя 18 века? А нас какие темы волнуют?
На мой взгляд, тема нравственного подвига не может оставить равнодушным ни одного человека. Волновала она и Тургенева. Она отчётливо звучит в стихотворении «Два богача». Послушайте, пожалуйста.
V. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
VI. Работа по тексту.
Что вы узнали о Ротшильде? Это просто богач? Обратимся за консультацией к Ольге. (Ученица зачитывает материал из мини-словаря) Чем отличается финансовый магнат от богача? Как вы относитесь к его поступку? Восхищаетесь? А почему стихотворение называется «Два богача»? А разве мужик богат? У него «разорённый домишко, видно, и соль не всегда бывает. А чей поступок заслуживает большего уважения? Почему автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика»? ( Далее анализируем лексику).
Итак, в этом стихотворении автор утверждает силу и нравственное превосходство простого человека, верит в торжество света, добра и нравственной красоты. Именно чувства выделяют человека из мира природы. Горе человеку, если он забудет о жизненных ценностях.
Какая общая тема прослеживается в этих двух миниатюрах? (Тема любви к Родине, к языку, к людям, к ближнему своему). А сейчас эта тема актуальна? Почему? Мы обязаны сохранить свой язык чистым, как родниковая вода, таким, каким он был у И.С. Тургенева.
VII. ИТОГИ урока. Подходит к концу наш урок. Мы познакомились с новым литературным жанром, который продолжили русские писатели 20 века: А.И. Солженицын, В.А. Солоухин. Давайте ещё раз повторим определение жанра. Большое вам спасибо за продуктивную работу. В память о нашем уроке я хотела бы вам оставить свои стихотворения в прозе, в них выражены мои пожелания вам. Я, конечно, не Тургенев, но, надеюсь, каждому достанутся нужные слова. Подумайте о них. И, конечно же, возьмите сборник И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе» и почитайте эти трогательные миниатюры.
Приложение.
1)Мини-словарь.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Стихотворение в прозе – это небольшое прозаическое произведение лирического характера, в котором большое значение имеет эмоциональная окраска речи.
Ротшильд – один из представителей династий финансовых магнатов, начавших своё восхождение в середине 18в.
Призреть- дать кому-нибудь приют и пропитание.
Умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным.
2) Некоторые стихотворения в прозе для учащихся.
1. Не думай, что покой – это счастье, блаженство. Покой – благо ложное. Борьба, движение – это твоя стихия.
2. Пусть честность будет твоим капиталом. Научись прощать. И мир станет светлее и чище.
3. Воспользуйся жизнью, не проспи её. Вкуси её дары. Добивайся поставленной цели.
4. Верь в торжество добра и справедливости. Старайся видеть в жизни только хорошее. И мир предстанет пред тобой в новом свете.
5. Говори всегда правду, работай усиленно, с любовью.
Ты обязательно получишь справедливую оценку.
6. Будь богат и щедр душой, человек. Состояние такое никогда не истощится.
Литература.
http://lib.rus.ec/b/95402/read#t52http://www.turgenev.org.ru/e-book/russki_yazyk.htm