Презентация по литературе «Своеобразие романтизма М. Горького и В. Короленко на примере легенды о Данко и повести «Слепой музыкант»


Своеобразие романтизма М. Горького и В. Короленко на примере легенды о Данко и повести «Слепой музыкант».Выполнила: Ученица 7 «А» класса Елистратова АлександраРуководитель: Бубнова Ольга Ивановна.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63 Романтизм – направление в литературе и искусстве, возникшее в первой четверти 19 века. Главный принцип – изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Главная ценность романтического героя – свобода. Реализм - правдивое изображение действительности в ее типических чертах. «Настало время нужды в героическом». (М. Горький.) «Заявив свои темы, произнеся новое слово, Короленко по-своему продолжил традиции русской литературы XIX века и мировой литературы и первым сказал многое из того, что потом вошло в литературу следующей эпохи, прежде всего в творчество Горького». (В. Катаев.) «Основная задача нового искусства, которое возникнет из синтеза реализма с романтизмом, - открыть значение личности на почве значения массы». (В.Г. Короленко.) Цель реферата – выявить своеобразие романтизма В.Г. Короленко и М. Горького на основе анализа повести «Слепой музыкант» и рассказа «Старуха Изергиль». Романтические приемы в произведениях В.Короленко и М. Горького.Петрусь.ДанкоИсключительность героя:«молодой красавец», « увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».Исключительные обстоятельства:«Когда солнечные лучи падали на воду болот, то поднимался смрад, и от него люди гибли один за другим». «И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете…» Исключительность героя:«Для своего возраста он был высок и строен»; лицо «несколько бледно»; «У него замечательно драматичная наружность». Исключительные обстоятельства:«ребенок родился слепым», « жизнь должна пройти вся в темноте».  Петрусь. Данко. Внутренний конфликт.Отсутствие внутренней гармонии: «Тоска? Но отчего же она так приятна?.. Радость?.. Но зачем же она так глубоко, так бесконечно грустна?» Внешний конфликт.«Теперь ему казалось уже тесно в его заколдованном круге. Его тяготила спокойная тишь усадьбы, ленивый шепот и шорох старого сада, однообразие юного душевного сна». Путь героев - из тьмы к свету, к свободе.Внутренний конфликт.Состояние Данко изображается как борьба в его сердце: сначала «в его сердце вскипело негодование», «но от жалости к людям оно погасло».Внешний конфликт.«Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!»«- И они насторожились, как волки …, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко». Сопоставительный портрет в повести В. Короленко «Слепой музыкант».«Удивительное, родственное сходство:«в жестах, в нервных складках губ, в постоянном движении бровей».Различие:«звонарь был блондин», в особых чертах: нос у звонаря «более горбатый», «губы тоньше, чем у Петра»;«Черты лица были грубее и резче»; выражение лица не просто грустно, а отличается «острою желчностью и порой озлоблением».«Ровное веяние ветра как бы разглаживало на его лице все морщины, разливая по нем тихий мир, лежавший на всей скрытой от незрячих взоров картине». Вывод. Душа слепых не слепа, если она чувствует покой, разлитый в мире, и откликается на него.«Лицо Петра было несколько спокойнее»; оно выражает «привычную грусть». Психологический пейзаж.Антитеза как средство раскрытия внутреннего состояния слепого мальчика.«Темные ласковые волны неслись по-прежнему неудержимо»;звуки «тускнели»; стихия этих волн — мрак окружающего мира: волны движутся, «налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак»; с точки зрения слепого, это — «тускнеющий хаос».«Теперь они приносили с собой то яркую трель жаворон­ка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки». Образ музыки в повести «Слепой музыкант».Двумя волнами выглядят части текста, развивающие образ музыки (через метафоры и сравнения): первая - «поток гармонии», «мелодия … точно волна, рассыпавшаяся в пену и брызги»; вторая — «И опять звуки крепли и искали чего-то, подымаясь в своей полноте, выше, сильнее». Между этими образными частями — абзац — пауза, где на первый план выступает образ темного мира, мира темной стихии ночного хаоса, с которым борется душа слепого музыканта: «... и ночь глядела к ним в темные окна, пока, собравшись с силами, музыкант не ударял вновь по клавишам».  "Да, он прозрел... На место слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных... " Фольклорные элементы в легенде М. Горького о Данко.Зачин: «Жили на земле в старину одни люди».Концовка: : «Вот откуда они, эти голубые искры степи, что являются перед грозой!».Инверсия: «Стали плакать жены и дети», «И ослабли люди от дум», «ужас родили женщины», «Повел их Данко», «зашептали деревья глухо, грозно» и т.д.). Афористический язык: «Не своротишь камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». Олицетворения: «великаны-деревья стоят, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота»; «еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам»; «зашептали деревья глухо, грозно».Мотив свободы и неволи: «Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо»; «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки».Метафоры: «тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске», «А лес все пел свою мрачную песню»; «его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их», «в его очах засверкали лучи того могучего огня». Мотив выбора пути:«- Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко». Лексический повтор: «И сердце его все пылало, пылало!»Вывод. Фольклорные элементы подчеркивает древность легенды, народный характер «заветов», которые она хранит и которые, благодаря этому, переходят из поколения в поколение.  Библейская история. Легенда о Данко.«Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта». (Исход, гл. 16, 3.)«И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня …». «Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».  «У героев Короленко и Горького, чейяркий духовный накал, самосжигающая беззаветность поднимают их над тупой,сонной действительностью, служат напоминанием о высшей красотечеловеческого духа». (В Катаев.)