Конспект урока по литературному чтению в 1 классе натему: Рукавичка

Конспект урока литературного чтения

Подпись учителя:
Дата проведения: 06.04.2015г.
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка». Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка». Задачи:
1) формирование представлений об особенностях сказки «Рукавичка», о народной и литературной сказке; 2) развитие процессов мышления, памяти, внимания, навыка чтения; умения контроля оценки и самооценки своей деятельности; 3) воспитание самостоятельности, организованности; воспитание любви к чтению и сказкам. Тип урока: открытие новых знаний. Дидактический материал: Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 1класс. Раздаточный материал: Карточки с названием героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», карточки “Составь пословицы”. Оборудование: компьютер, медиа проектор, маски героев сказки «Рукавичка», ширма.
Ход урока

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как прошли ваши выходные дни?

Повторение изученного материала.
-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок») На экран проецируется фото Е. Чарушина и его книга «Теремок» -Чему учат нас сказки?(дружбе, взаимопомощи) - Кто автор сказки «Теремок»? ( Е. Чарушин) Вывод. Это сказка авторская. -А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная)

Речевая разминка
- Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички.)
На экран проецируется фото книги «Рукавичка» На доске появляются карточки: СКАЗКИ АВТОРСКАЯ НАРОДНАЯ
Тогда отгадайте новые загадки, которые я для вас приготовила.
Как-то раз в лесу густом Вырос домик под... (кустом). Рада мышка-поскребушка. И зеленая... (лягушка). Рад и побегайчик, Длинноухий... (зайчик). Ничего, что ростом мал Меховой домишко, - И кабан туда попал, И лиса, и... (мишка). Всем хватило места в нем. Вот какой чудесный... (дом).
Дзинь-ля-ля поет синичка! Это сказка... («Рукавичка»).
а) Работа с учебником. -Откройте учебник на с.38. -Прочитайте название сказки. Дети: Рукавичка. Есть ли автор у данной сказки? -Как называется такая сказка? (народная) -Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей)  СЛОВАРНАЯ РАБОТА  На экран проецируется: Рука-вица Рука-вичка
III. Изучение нового материала. -Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках «Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка»
Подготовительная работа перед чтением. ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ. 
На экран проецируется:
об-ро-нил – обронил по-пры-гуш-ка – попрыгушка  по-скре-буш-ка – поскребушка спра-ши-ва-ет – спрашивает по-бе-гай-ка – побегайка сест-рич-ка – сестричка бре-дет – бредет не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

2. Чтение сказки учителем. -Внимательно следите за чтением, отмечая различия в сказках карандашом.
Физминутка «Волшебная рукавчика»
- Скажите имя и свое качество, держа в руках рукавичку.

3. Беседа. -Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»? ( ответы детей) -Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе)
4.Работа над сравнением сказок. Работа в парах сменного состава. «Вертушка» (Дети встают в два круга-внешний и внутренний- лицом друг к другу. По сигналу учителя делают шаг вправо и работают в новой паре.)
-Прочитаем слова на карточках из сказок.
Мышка-норушка  мышка-поскребушка Лягушка-квакушка  лягушка-попрыгушка Заяц-на горе увёртыш  зайчик-побегайчик Лисичка-сестричка  Лисичка- сестричка  Волчок-серый бочок  Волчок-серый бочок Медведь-люблю реветь Кабан-клыкан Медведюшка-батюшка
5. Работа в кругу. (Дети встают в круг) - Что за слова вы читали на карточках? (Герои из сказки «Теремок» и « Рукавичка»)
6. Работа с доской. -Поставьте карточки-пары с главными героями сказок на свои места. (На доске заготовка: Теремок Рукавичка 1. 2. ( и т. д.) (Дети выставляют на доске карточки)
7.Самопроверка с презентации. На экран проецируются герои сказок (разбить на 2 столбика «Теремок» и «Рукавичка») Мышка-норушка  мышка-поскребушка Лягушка-квакушка  лягушка-попрыгушка Заяц-на горе увёртыш  зайчик-побегайчик Лисичка-сестричка  Лисичка- сестричка  Волчок-серый бочок  Волчок-серый бочок Медведь-люблю реветь Кабан-клыкан Медведюшка-батюшка
Театрализация сказки. - А сейчас мы попробуем побывать в роли актеров.  Распределение ролей к инсценировке сказки «Рукавичка» (Дети выбирают себе роли, получают маски героев и готовятся к инсценировке)
Вторичное чтение сказки учащимися с целью подготовки своей роли. (4-5 минут)
5.Инсценировка сказки. -Подумайте над своим выходом. Постарайтесь изобразить характерные движения своего героя. -Выберем ученика, который будет читать слова автора. (или учитель) (Учитель включает музыкальные отрывки, характерные героям и дети под музыку выходят на сцену. Оставшиеся дети изображают лес, подымая руки вверх, когда «герой» проходит по импровизированному лесу). Оценивание выступления, обмен впечатлениями. Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются? Воспользуйтесь планом, предложенным в учебнике (№ 3).
(Работа в парах (№ 4).)

6.Работа с пословицами. Игра «Найди пару» (Даны разрезанные пословицы: Не учись разрушать, (а учись строить.) Сила сломит всё, (а ум- силу.) В тесноте, (да не в обиде.) 4) Согласие (крепче каменных стен)
7.Обсудите в паре смысл пословиц. - Какая пословица подходит к нашей сказке?
IV. Итог урока. Рефлексия. На экран проецируется: На уроке я узнал Я запомнил Мне понравилось Похвалил бы себя за После урока мне захотелось -С какой сказкой мы познакомились? -Что понравилось на уроке?