Методическая разработка. Реферат Планирование познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
на тему
« Планирование познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания»
РЕФЕРАТ
Выполнила:
Еременко Вера Константиновна,
учитель обществознания,
1 квалификационная категория

Содержание
1.Введение. Актуальность проблемы
2.Основная часть
А) Основные задачи активизации познавательной деятельности
Б) Методы активизации познавательной деятельности учащихся
В) Формы активизации познавательной деятельности учащихся
3. Заключение Результативность активизации познавательной деятельности учащихся
I. Введение. Актуальность проблемы
Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Под познавательной активностью в педагогике понимается «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями».
Общей закономерностью активизации познавательной деятельности учащихся является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа.
Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании школьных дисциплин требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения.
В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводятся в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли. 
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность).
Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося. Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем  изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
А) Основные задачи активизации познавательной деятельности
Прежде всего это развитие личностного потенциала учащихся, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, способности выбирать свой образовательный и жизненный маршрут, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности. Необходимо научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, формировать историческое мышление: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, кино, библиотеки, компьютерные образовательные программы, средства массовой информации); разным способам работы с учебной книгой. Очень важно воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории человечества, своей страны и их культуре. Необходимо стимулировать процесс гуманизации личности подростка, формировать качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими.
Если мы признаем, что познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса. Это - максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся (ситуации, практические задания); ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера общения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса;
Кому не известно, что благополучная эмоциональная ситуация деятельности обеспечивает лучшее ее протекание и результаты. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливее». Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее.
От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока. Их творческое применение в сочетании с индивидуальностью учителя позволяет иметь каждому педагогу свою систему работы.
Особая роль в возбуждении интереса к предмету принадлежит первому уроку. От того, насколько учитель умеет интересно рассказать материал, насколько убедительно покажет значение своего предмета, в большей степени зависит интерес к нему. Поэтому необходимо продумывать его до мелочей, делать интересным, увлекательным.
Важнейшее условие овладения знаниями – это проявление школьниками познавательной активности и самостоятельности. А высокая активность и самостоятельность школьников проявляются при выполнении ими различных видов самостоятельных работ. Поэтому все большую актуальность приобретает вопрос о совершенствовании организации самостоятельной работы учащихся на уроке и в домашних условиях.
Самостоятельную деятельность учащихся К.Д. Ушинский считал «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения». При этом он подчеркивал необходимость учета возрастных особенностей учащихся.
Научить ребенка мыслить и работать самостоятельно – сложнейшая задача, но архиважная. Самостоятельная работа является основой любого учения, кроме того, проблема самостоятельной работы неотделима от проблемы формирования самостоятельности как качества личности, так как процесс обучения является и процессом воспитания.
Самостоятельная работа учащихся – это вид учебной деятельности, при котором учащиеся под руководством учителя выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания, прилагая необходимые для этого умственные и физические усилия.
Организационно самостоятельная работа может быть фронтальной, групповой, парной, индивидуальной. Каждая из них разделяется на дифференцированную и недифференцированную. По дидактической цели делится: для повторения опорных знаний, закрепления, систематизации, изучения нового материала. По способам выполнения бывает устной, письменной, мануальной, комбинированной; по месту выполнения: на уроке, внеклассном мероприятии, дома.
Б) Методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Видовая классификация различна, но первое место в активизации умственной деятельности школьников всегда занимает метод самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.
Учебник, по мнению педагогов, считается «как эффективное средство активизации умственной деятельности школьников, формирования умственной самостоятельности». Но учащиеся не все одинаково хорошо пользуются учебником как одним из методов овладения знаниями. Школьники затрудняются найти главное, существенное в содержании текста, не могут разобраться в рисунках, правильно ответить на поставленные в конце параграфа вопросы. Все это свидетельствует о том, что развитие самостоятельности учащихся в использовании учебника – одна из актуальных задач учителя, которая должна решаться с изучением первых тем курса.
Система умений самостоятельной работы с учебником и дополнительными источниками знаний сводится к следующему:
ориентироваться в книге: уметь пользоваться оглавлением, понимать структуру учебника, назначение разных шрифтов, иллюстраций, схем;
выделять главное в тексте учебника, для чего необходимо уметь составлять простой и развернутый планы, делать записи в форме тезисов, конспектов, уметь выразить содержание прочитанного в форме схемы, таблицы;
соотносить печатный текст с содержанием информации, заключенной в форме чертежа, рисунка, схемы;
пронаблюдать то или иное явление, зафиксировать результаты своих наблюдений, объяснить их, используя научные знания;
На каждом уроке нужно предусматривать самостоятельную работу с учебником.
Работа с различной дополнительной и справочной литературой. Для решения отдельных задач учащиеся находят необходимые данные, но эта работа затруднена из-за недостаточного количества справочников и дополнительной литературы. Поэтому к обобщающим урокам, к семинарам учащимся дается задание на дом найти интересный, исторический, познавательный материал и сделать небольшое сообщение, можно оформить это в виде письменного отчета, реферата, газеты.
2-метод- Метод проблемного изложения – создание проблемных ситуаций, выдвижение проблем, проблемных заданий, работа с раздаточным материалом заставляет их целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, тем самым решать проблемы и проблемные задания, которые были выдвинуты перед учащимися. В основе любого вида проблемной ситуации лежат противоречия.
Успех проблемного подхода в обучении зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:
правильный подбор материала,
удачное создание проблемной ситуации,
выдвижение проблем и проблемных задач,
успешное применение разнообразных наглядных средств на уроке.
3-метод – Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Большая активность учащихся проявляется при решении познавательных задач, которые составляются учителем. Их можно успешно использовать как при проверке знаний, так и при изучении нового материала. Для самостоятельного решения задач часто используют алгоритмы.
4 метод –Метод наблюдения и эксперимента. Они способствуют формированию у учащихся познавательной активности, помогают выяснить сущность изучаемых явлений, проводить сравнения между наблюдаемыми процессами и явлениями, делать правильные выводы и обобщения, развивать наблюдательность и интерес к изучаемому предмету. При постановке опытов и экспериментов важно составить план наблюдений. Например: 1 – возьмите, 2 – выясните, 3 – наблюдайте, 4 – нарисуйте.
5 метод- Метод работы с тестовыми таблицами (схемами) – один из приемов, позволяющих развивать у учащихся умение обобщать, выделять в тексте главное, проводить анализ и сравнение. В качестве дидактического материала могут выступать факты, объединенные общей идеей и имеющие определенную целенаправленность. Текстовые таблицы бывают: аналитические, сравнительные, обобщающие.
6 метод – метод активизации познавательной деятельности учащихся посредством вопросов учителя. К вопросам, активизирующим мыслительную деятельность, относятся такие, ответы на которые требуют сравнение объектов, выделение существенных и несущественных признаков. Вопросы типа «сравни», «чем отличаются», «докажи» применяются чаще при изучении проблемы взаимосвязи функции изучаемых объектов.
В) Формы активизации познавательной деятельности учащихся
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно применяя различные формы обучения: лекции, семинары, уроки – практикумы, нестандартные уроки – их сейчас насчитывается до 40 видов. Это – уроки-игры, уроки – соревнования, уроки – КВН, уроки – концерты, уроки – фантазии, уроки – консультации, уроки – путешествия, уроки театрализации и т.д.. Можно использовать нестандартные формы и методы опроса. Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты и т.д.
К приемам, которые ставят учащихся в активную позицию на уроке, относится использование дидактических игр и литературных страничек, использование стихов, эпиграфов, загадок, а также ряд учебных ситуаций: ситуации, в которых ученик должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать приобретение знаний и опыта. Ситуации, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснить неясное, углубляться в осмыслении знаний.
А также рецензирование ответов товарищей, творческих работ, рефератов, что связано с советами, коррективами. Выполнение заданий – максимума, рассчитанного на чтение дополнительной литературы, научных источников. Побуждение к нескольким путям решения поставленной задачи, вопроса. Свободный выбор заданий, преимущественно поисковых и творческих. Создание ситуаций обмена информацией среди учащихся. Ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических работ.
В настоящее время широко используются компьютерные технологии на всех типах уроков и на всех этапах урока.
Главное заключается в том, чтобы определить и использовать наиболее деятельные способы и методы активизации познавательной деятельности учащихся для каждого конкретного урока.
Для активизации познавательной активности учащихся и их интереса к предмету на уроках можно использовать дидактические игры:
Словарное лото.
Хронологическое лото.
Словарная дуэль.
Хронологическая дуэль.
Словарная или хронологическая разминка.
Словарный аукцион.
Угадай слово.
Светофор.
Разгадай кроссворд.
Эти игры можно проводить как на уроках-практикумах, уроках закрепления, обобщения и проверки знаний, так и на обычных комбинированных уроках. Побольше внимания можно уделять словарной работе, с целью выявления значения обществоведческих понятий и терминов, развития навыков правильности написания и произношения. Для этого кроме дидактических игр можно проводить исторические и словарные диктанты. Немаловажную роль в развитии мышления и познавательной активности учащихся играет написание реферата, подготовка докладов и сообщений. Эти виды задания чаще всего можно использовать в старших классах (1-2 за учебный год), хотя обучение этим видам работы нужно начинать с учащимися 7 класса. Для того, чтобы научить детей составлять и писать рефераты и доклады, прежде всего необходимо знакомить со всеми нормами и требованиями к работам, помогать подбирать необходимый материал, составлять список литературы. Выполнение этих заданий приучает старшеклассников к ответственности и готовит их к продолжению обучения в других учебных заведениях III. Заключение. Результативность активизации познавательной деятельности учащихся
Необходимо расширять кругозор школьников, учить ориентироваться в современных общественных проблемах ( определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, а также оценивать свои действия – и индивидуальные, и в группе. Апробированные при реализации методической разработки методы и технологии развития у обучающихся активной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания:
- позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
- повышают мотивацию к учению;
- развивают познавательную активность;
- вызывают интерес к предмету;
- дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
- способствуют повышению качества знаний.
С использованием активных методов обучения повышается интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.
Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, полученные знания применяются на практике.
IV. Литература:
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 2004.
2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. 2010
3.Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М., 2001.
3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
4. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М. Просвещение. 2003 г.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. 2008 г.
6.Интернет-ресурсы.