Технологическая карта урока технологии Запуск проекта


Технологическая карта урока технологии
5 класс
Раздел программы: «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема урока: «Запуск проекта. Последовательность работы над проектом»
Разработала: учитель технологии
Горелик Наталья Борисовна
МБОУ СОШ № 1
г. Биробиджан
2016 г.
Предмет: Технология.
Класс: 5
Раздел программы: Создание изделий из текстильных материалов
Тема: Запуск проекта. Последовательность работы над проектом.
Продолжительность урока: 80мин
Цель урока: Организация деятельности обучающихся по ознакомлению с разработкой и оформлением учебного проекта.
Задачи:
Образовательная: Способствовать формированию представления и навыков процесса проектирования.
Развивающая: Способствовать развитию памяти, логического мышления, умения правильно обобщать и делать выводы, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: Способствовать формированию научного мировоззрения на примере проектирования изделия, навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
Тип урока: Приобретение новых знаний и применение их на практике
Планируемые результаты:
Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
Предметные: понимание и определение понятий алгоритм проектирования, умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение
применять теоретические знания в практической деятельности;
Средства обучения:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
Презентация: «Запуск проекта»;
Наглядность, оборудование: карточки с заданиями,раздаточный материал для работы на уроке, образцы проектов, упражнения по овладению проектной деятельностью, памятки по выполнению проекта, плакат с эскизами моделей фартуков.
Методы: Информационный (словесный); Наглядный; Проблемного изложения; Иллюстративный; Исследовательский, Проектный, Репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, практическая работа, проектирование
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программы Power Point авторская презентация по данной теме (используется в качестве сопроводительного материала изучение нового, повторения и постановке задач урока, поиска решений задач
Особенности проведения: тема рассчитана на 2 академический часа, урок сопровождается электронным пособием, проецируемым на большой экран, подведение итогов проходит в виде рефлексия урока.
Предмет, класс, тема Методы обучения Тип урока Планируемые результаты освоения содержания урока Виды учебной деятельности Система средств обучения
Личностные Метапредметные Предметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Предмет «Технология», 5 класс
Раздел программы: «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема: «Запуск проекта. Последовательность работы над проектом» Информационный (словесный); Наглядный; Проблемного изложения Иллюстративный; Исследовательский, Проектный, Репродуктивный Приобретение новых знаний и применение их на практике - Установление связей и значимости данного вида деятельности;
- Умение мотивировать свою деятельность;
- Осознание своих возможностей;
- Проявление интереса к новому содержанию;
- Осознание ответственности за качество своей деятельности;
- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;
Самостоятельное решение творческих задач;
- Выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации;
- Умение строить логическую цепочку рассуждений;
- Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; - Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;
Прогнозирование результата труда;
- Умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
- Ответственное отношение к практической деятельности; - Умение осуществлять учебное сотрудничество;
- Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;
- Умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении;
- Умение вести диалоговую беседу; - Понимание и определение понятий: «Учебное проектирование, Проект»
- Умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач;
- Умение применять знания в практической деятельности;
- Овладение способами эстетического оформления объекта труда;
Работа в группах
Работа с текстом
Ведение диалога, объяснение
Выполнение практической работы (индивидуальная работа) Оборудование: мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
Презентация:
- «запуск проекта»;
Раздаточный материал:
- упражнения по освоению проектной деятельностью;
Инструкционные карты по выполнению практической работы.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационно-мотивационный - Организует начало учебной деятельности;
- Проверяет готовность обучающихся к уроку;
- Создает эмоциональный настрой на совместную работу; - Готовятся к уроку;
- Погружаются в благоприятную атмосферу; Личностные:
- эмоциональный настрой на урок;
- самоорганизация;
Регулятивные:
- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке;
2. Актуализация знаний - Организует работу с последующим обсуждением;
- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока; - Обсуждают вопросы поставленные учителем делают выводы;
- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока;
Личностные:
- активизация имеющихся ранее знаний;
- активное погружение в тему;
- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;
Регулятивные:
- умение поставить учебную цель;
Познавательные:
- умение анализировать, структурировать знания;
- умение выделять и формулировать задачи;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли в устной форме;
Предметные:
- закрепление знаний по предыдущим темам;
3. Введение новых знаний - Сообщает новые знания;
- Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность: работа с упражнениями по проектированию изделия. Нацеливает на активную работу всех членов группы;
-Предлагает проанализировать информационные источники и составить оценочный лист;
- Предлагает заслушать отчет групп;
- Контролирует и подтверждает правильность выводов;
- Обобщает полученные результаты; - Делятся на группы;
-Работают с информационными источниками, ставят цель проекта, разрабатывают задачи, выбирают ткань, проводят дизайн- анализ изделия, составляют алгоритм проекта
-Озвучивают полученные результаты;
- Фиксируют в тетради основные мысли; Личностные:
- проявление интереса к новому содержанию;
- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;
Регулятивные:
- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- умение работать с различными источниками информации;
- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;
- умение выражать свои мысли в устной форме;
Предметные:
- умение давать определения новым понятиям темы;
- характеризовать особенности подготовки деталей кроя к обработке, особенности выбора ткани по волокнистому составу, цвету и рисунку, правила изготовления шаблонов для лоскутного изделия;
4. Физминутка - Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся; - Выполняют физические упражнения; Личностные:
- формирование ценности здорового образа жизни;
5. Обобщение, систематизация, применение. - Актуализирует и систематизирует полученные на уроке новые знания;
- Предлагает продолжить фразы:
«Я бы хотел ….»
« Мне понравилось …..»
« Я бы хотел попробовать….» - Слушают учителя;
- Обобщают новые знания; Познавательные:
- умение анализировать, структурировать знания;
- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;
Коммуникативные:
- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи;
7. Рефлексия - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;
- Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; - Проводят самооценку;
- Оценивают работу одноклассников; Личностные:
- умение провести самооценку и организовать взаимооценку;
Регулятивные:
- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;
Коммуникативные:
- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;
8. Домашнее задание - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:
- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;
- Записывают домашнее задание в дневник. Ход урока.
1. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку, отсутствующих на уроке учащихся. Приветственное слово учителя.
2. Проблематизация, актуализация, мотивация
Цель: “включение” в учебную деятельность. Повышение интереса к предмету изучения.
Учитель: Мы свами приступили к изготовлению нашего швейного изделия. (Учащиеся дополняют что для этого уже было сделано). А как вы думаете, что делают перед пошивом изделия на швейных предприятиях? Прежде чем построить дом, автомобиль, космический корабль, мебель, что нужно сделать? Правильно все эти изделия изначально проектируют (выбирают материалы, исследуют их, чертят чертежи, просчитывают стоимость и т.д.). Какова же сегодня тема урока?
ТЕМА УРОКА: Запуск проекта. Последовательность выполнения проекта.
Учитель: Что же означает слово проект?
Уч-ся в толковых словарях ищут и дают определение …………
Учитель: Учебный проект в предмете «Технология» это практически значимое изделие и пояснительная записка, выполненная самостоятельно, в определенной последовательности под руководством учителя. (Показать примеры). Дома вы познакомились с памяткой работы над проектом, все ли вам понятно? Конечно, не зная, как это сделать, сложно выполнить такую работу. Сегодня на уроке мы должны этому научиться. Давайте сформулируем задачи урока: …………….
Познакомиться с последовательностью работы над проектом
Научится составлять и оформлять пояснительную записку(дизайн-папку) проекта
Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи.
3. Первичное ознакомление с новым материалом.
Цель: “включение” в целенаправленное действие. Обоснование возникшей проблемы и потребности (слайд2).
Работа в группах с упражнением. (Приложение1) Давите начнем с последнего слова- Потребности, что означает это слово? Работа со словарями……….
Все изделия, услуги и т.д. выполняются для удовлетворения определенных потребностей людей (Физиологических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных). А теперь определим проблему требующую решения (Слайд 3) (Приложение2)
В результате совместного обсуждения и создания данной схемы выработали системный взгляд на мир вещей и выделили ту область, в которой существует проблема, требующая решения. Итак у нас существует потребность в фартуке для работы на уроках технологии перед нами стоит проблема изготовить его.
- Формулировка цели и задач проекта (слайд 4) Работа с упражнением А3, затем А4. (Приложение 3,4)
А теперь давайте сформулируем цель нашего проекта………..
Чтобы достичь этой цели необходимо решить следующие задачи (их может быть несколько)
-История фартука (самостоятельная работа уч-ся, выполняется дом, заданием)
-Выбор ткани (слайд 6) фронтальная работа с таблицей сравнительного анализа, разработка критериев анализа, формулировка вывода.
Критерии оценки: Функциональность, технологичность, экологичность, Эстетичность, экономичность.
-Выдвижение первоначальных идей (слайд 8) Зарисовка эскизов моделей и выполнение к ним технического описания.
- Анализ идей и выбор лучшей (слайд9) фронтальная работа с таблицей сравнительного анализа, формулировка вывода.
ФИЗМИНУТКА
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
-Составления плана работы над изделием (Слайд 10) Работа в группах по составлению плана, обсуждение.(раздать черновики)
Произвести конструирование и моделирование
Изготовить выкройки.
Произвести раскрой изделия
Обработать верхний срез, боковые и нижние срезы кармана
Соединить карман с нижней частью фартука
Обработать боковые срезы и нижний срез нижней части
Обработать бретели и концы пояса
Обработать нагрудник и соединить его с бретелями.
Соединить детали фартука
- Зарисовка эскиза изделия (слайд 11)
- Конструирование (слайд 12 -13)
- Моделирование (слайд 14)
- Выбор оборудования, инструментов и приспособлений (слайд15). Выполнить возможно разными способами, в виде таблицы, при помощи иллюстраций, определений и т.д.
- Охрана труда(слайд16). На этом этапе осветить правила безопасной работы с оборудование и инструментами.
- Разработка технологической карты (слайд17)
-Экономическое обоснование(слайд18)
- Самооценка, экологическое обоснование, реклама (слайд19)
Итог: осознание смыслов, самостоятельное “открытие” нового знания.
5. Обобщение, систематизация, применение
Цель: “включение” в продуктивную деятельность
Выполнение проектирования в группах: исследование лучшего варианта, выбор варианта, обсуждение, распределение обязанностей в группе, выполнение в сотрудничестве.
Представление полученного продукта, обоснование выбранного варианта, защита, обсуждение, взаимооценка.
Итог: освоение нового знания/способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной.
6. Обратная связь: диагностика, контроль, рефлексия
Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения.
Рефлексия: учащиеся подводят итоги урока в личном пространстве в виде выполнения опроса, общий результат статистика проецируется на большой экран, уч-ся получают по 6 жетонов и могут отметить формулировки на выбор. (при недостаточности времени можно это оставить как домашнее задание и посмотреть на след уроке) делятся впечатлениями Учитель комментирует выбор учащихся, оценивает работу учащихся на уроке, выставляя отметки

Домашнее задание:
Уровень знания: выучить определения основных терминов и понятий, знать последовательность оформления папки.
Уровень понимания: выполнить историческую справку
Уровень применения: создание собственного продукта в практически значимой и электронной форме.
Творческий уровень: Выполнить разработку собственного индивидуального проекта