Разработка урока по русскому языку на тему Правописание приставок пре-, при-


План урока по русскому языку (6 класс)
Тема: Правописание приставок пре-, при-
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с).
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Разминка.
1. Синтаксический разбор предложения:

Постройте схему данного предложения.
Объясните орфограмму в слове блеснула - блистает.
Как объяснить правописание приставки в слове раскололось?
II. Переход к теме урока.
1. Слово учителя: ребята, вы знаете, что в русском языке довольно много приставок, но чаще всего мы испытываем затруднение при написании приставок пре- и при-.
Есть приставки неизменяемые, т.е. они не вызывают у нас затруднения при написании, а есть изменяемые, обратите внимание на схему:

- Почему же приставки пре- и при- вызывают у нас затруднения при написании?
- Во-первых, потому, что они на слух не различаются (е–и в них безударные), а значение каждой приставки не всегда легко определить.
- Во-вторых, часто в слове бывает несколько приставок, найти их или определить, какое значение придала каждая из приставок слову, бывает очень трудно:

- В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень или являются иноязычной приставкой, имеющей совсем другое значение:
премьера (первое представление театральной пьесы, балета, кинофильма),
привилегия (исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других),
президиум (выборный орган, руководящий собранием или совещанием).
Итак, чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. Но для правильного написания приставки пре- или при- не менее важно установить ее значение.
2. Приставка ПРИ- пишется при значениях:
- приближение (приехать, прибежать, пришвартоваться, приземлиться);
- присоединение (прибить, пришить, привязать, пригвоздить);
- неполного действия (приоткрыть, присесть, прилечь, пританцовывать);
- находящийся около, близко (пришкольный, приусадебный, пристанционный);
- доведение действия до конца (приручить, приучить);
- движение сверху вниз (придавить, прижать).
Приставка ПРЕ- пишется при следующих значениях:
- если приставка пре- близка по значению к приставке пере- (преградить – перегородить);
- если приставка пре- близка по своему значению к слову очень(превкусный, преувеличить, превозносить).
3. Чтобы легче было запомнить все эти правила, вам поможет детская.
При или пре? Пре или при? – Это совсем не секрет.На содержание слова смотри –Сразу получишь ответ.Прибыл ли поезд, приплыл пароход,Космонавт прилетел из Вселенной –Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,Пишется ПРИ несомненно.Винт привинтил, прикрутил колесо,Приклеил, пришил умело –Помни, что пишется ПРИ обо всем,Что добрые руки приделали.Язык прикусил – не совсем откусил.Пригорело – не значит горит.Помни: что сделано, но не совсем,Пишут с приставкою ПРИ.
При или пре? Пре или при?Это совсем не секрет.На содержание слова смотри –Сразу получишь ответ.Предлинный достанет до крыши рукой,Прежадный не даст вам конфету.Кто очень такой или очень сякой –ПРЕ мы напишем об этом.Дожди непрерывные льют в октябре,Но грамотным дождь – не преграда.Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,Там только ПРЕ ставить надо.
III Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
2. “До первой ошибки” (запишите словосочетания, объясните выбор Е–И в приставках пре–при, т.е. укажите значение приставки):
прибывать к месту работы (приближение),
пригородный поезд (находящийся около, вблизи),
препротивный разговор (= очень),
приморский лагерь (находящийся около, вблизи),
пригладить волосы (неполнота действия),
превосходный рассказчик (= очень),
явное преувеличение (= очень),
прищурить глаза (неполнота действия),
претоненький голосок (= очень),
приглушить звук (неполнота действия),
беспрестанно шумит (= пере),
преодолеть преграду (= пере),
презабавный случай (= очень),
приступить к занятиям (приближение),
прикоснуться к тайне (неполнота действия).
3. Задание: запишите слова в таком порядке:
слова, обозначающие приближение, присоединение, пространственную близость;
слова, обозначающие действие, совершаемые не полностью или на небольшой срок;
слова, обозначающие высокую степень качества или предельную степень действия;
слова, в которых приставка пре- обозначает то же, что приставка пере-;
слова, не входящие, ни в одну из этих категорий.
Пр..швартоваться, пр..танцовывать, пр..землиться, пр..умолкнуть, пр..старелый, пр..увеличить, пр..сутствующий, пр..карманить, пр..струнить, пр..мелькавшийся, безпр..станный, пр..родный, пр..зерать, пр..восходный, пр..вокзальный, пр..чудливый, пр..вращение, пр..остановить, пр..глашение, непр..косновенный, воспр..пятствовать, пр..образование.
Задание: к данным словам подберите синонимы с приставками пре- или при-.
Отъезд –
молодой –
безобразный –
начать –
отвязывать –
отталкивать –
угрюмый –
IV. Подведение итогов урока.
- Какая цель сегодня перед нами была намечена? Достигли ли мы ее?
- Вспомните, от чего зависит правописание приставок пре- и при-?
- Когда при написании вы будете писать приставку пре-, а когда при-?
V. Домашнее задание.