Разработка урока русского языка на тему: Правописание приставок пре и при.

Конспект урока
«Правописание гласных в приставках пре- и при-».

Класс: 6
Учитель: Оганесян Е.В.
Тип урока: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый

Цель:
изучить условия написания приставок пре- и при-.

Задачи урока:  Образовательные: 
выявить условия выбора гласных е – и в приставках пре и при,
формировать орфографические навыки написания приставок пре-/ при-;
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие: 
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову.

Оборудование: разноуровневые карточки, учебник русского языка для 6 класса.

Ход урока
1.    Орг. момент. Мотивация.
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам. -    Что такое приставка?  -    Почему приставка значимая часть слова? -    Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили? -    Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок. -    Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?           Выборочный диктант.             -   Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.        
Нивы сжаты, рощи голы,          От воды туман и сырость.         Колесом за сини горы         Солнце тихое скатилось.         Дремлет взрытая дорога         Ей сегодня примечталось,          Чтоб совсем-совсем недолго         Ждать зимы седой осталось.         Ах, и сам я в чаще звонкой         Увидал вчера в тумане:         Рыжий месяц жеребёнком         Запрягался в наши сани.

Взаимопроверка. Поменяйтесь в парах своими тетрадями, проверьте работу друг друга.
3.    Изучение нового материала.
-    Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока (учащиеся высказывают предположения).  - Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.       В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. 
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.      Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».        Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.   -    Как вы думаете от чего зависит написание приставок пре и при?
- Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.
4. Работа с учебником.
- Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно написать приставку (при- или пре-). Заполните в рабочей тетради 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».
Приставка

Значение приставки
Примеры


ПРИ















ПРЕ







-    Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? (значения приставок). -    При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?  5. Физкультминутка.
Ребята повторяют набор стандартных разминочных упражнений, повторяя за учителем стихотворение.  
ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-? Язык прикусил – не совсем откусил. Пригорало – не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем Пишут с приставкой ПРИ-! ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-? Винт привинтил, прикрутил колесо. Приклеил, пришил умело – помни, Что пишется ПРИ- обо всём, Что добрые руки приделали. Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной. Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт Пишется ПРИ- непременно! Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфеты, Кто очень такой или сякой –  ПРЕ- мы напишем об этом.
-Надеюсь это стихотворение поможет вам в дальнейшей работе.
6.    Формирование умений и навыков.
Коллективная работа. 1. Запишите и графически объясните написание приставок в словах: приехать, привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанционный, привинтить, приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить. Орфографический разбор слова прийти.  2. Вставьте в текст пропущенные приставки, объясните их написание. 1)Погода была ужасная,   Принцесса была ____красная. 2)Городничий между тем   Наказал ____строго всем,  Чтоб коней не покупали. 3)____длинной хворостиной Мужик гусей гнал в город продавать. 4)Петин папа был ____важный,  Дом имел пятиэтажный. 5)Я на первый твой ____каз    ____бегу к тебе как раз.
7.    Закрепление и совершенствование ЗУН.  Работа по разноуровневым карточкам.
Карточка 1. Уровень -  запоминания. Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.               Пре-                                                         При-  пр..умножить (очень)                           пр..клонить (приближ.)  пр..давать (пере-)                                  пр..творить (неполн. действ.)   пр..ступление (пере-)                            пр..бить (присоед.)  пр..скверный (очень)                            пр..школьный (близ.)
Карточка 2. Уровень – понимания. Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни! К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.
Карточка 3. Уровень – умений и навыков. Исправь ошибки. Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался. 8.    Подведение итогов. Рефлексия. - Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. - Что дал вам сегодняшний урок? Поделимся своими впечатлениями. - Прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке я узнал», «Сегодня на уроке я понял, что», «Мне было непонятно, потому что» - Ребята, можно и мне закончить эту фразу?
- Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
9.    Домашнее задание.
1.Составить предложение, где есть слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-
2.Упр. 157, правило, с. 66