Тьюторское сопровождение процесса построения и реализации старшеклассником индивидуальной образовательной траектории


Тьюторское сопровождение процесса построения и реализации старшеклассником индивидуальной образовательной траектории
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьютор в ходе взаимодействия создает ситуации и условия, обеспечивающие:
1. Овладение учеником культурными формами познавательной деятельности (проектированием, исследованием, творчеством);
2. Эффективность, как образовательной деятельности ученика, так и его рефлексии этой деятельности.
В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), разворачивающиеся в современной школе в ориентации на конкретного ученика, тем самым предоставляя ему возможности реального индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем. При этом происходит сохранение максимума свободы и ответственности самого субъекта за собственный выбор варианта решения актуальной проблемы.
Тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построения наиболее адекватной программы по его достижению.
Назначение тьютора:
•помощь подростку в создании образа самого себя, концепции личности, а также в осознании собственной уникальности;
•помощь учащемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке ИОМ;
•обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания;
•работа с индивидуальными учебными стилевыми характеристиками;
•помощь учащимся в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;
•развитие индивидуальной социальной активности самого ребенка.
В основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Ученик самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха или неудачи и т.д.
Тьюторская позиция это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Вместе с тем тьюторская позиция – это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а так же тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволят ученику быть эффективным.
Носителем тьюторской позиции может быть как особая педагогическая специализация – собственно тьютор, так и тьюторскую позицию может держать на себе классный руководитель, учитель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения.
Осуществление каким-либо педагогом тьюторских функций задает тот необходимый педагогический фокус, который, с одной стороны, обеспечивает координацию всех многообразных структур, ставящих своей целью помощь ученику в осознанном выборе, а с другой - удерживает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения. Благодаря тьюторским функциям становится возможным мониторинг процесса выбора каждым школьником, а не просто фиксация его движения во внешнем многообразии форм предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения.
Логика тьюторского сопровождения сводится к достаточно простой идее. “У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время.
Предполагаемый результат тьюторского сопровождения:достижение каждым учащимся своего собственного образа (личностного, профессионального и т.д.); определение своего пути в образовании, осмысление своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее. В процессе организации внеучебной деятельности старшеклассников возможно использование таких методов и приемов, как:
-приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
-методы диалога и полилога;
- приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
-игровые методы;
-методы диагностики и самодиагностики;
-рефлексивные методы и приемы;
- способы фасилитации и педагогической поддержки личности старшеклассника в процессе его саморазвития и самореализации;
- метод создания ситуации успеха.