Краткосрочный план урока в 5 Б классе. Тема: Казахский героический эпос


Утверждаю:
Директор КГУ «Свободненская СШ»
Н. А. Меркер _____________
Учитель: Ососкова Анастасия Игоревна учитель IIкатегории III(базового) уровня
Класс: 5 «Б»
Предмет: Русская словесность
Дата: 10.11.2016
Тема урока: Устное народное творчество казахского народа. Героический эпос «Кобланды»
Цели урока: Формирование понятия об устном народном творчестве казахского народа
Задачи урока: познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа, - развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль, -воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа. 
Результаты обучения:
более подробно узнают о народном творчестве казахского народа;
развиваются умения и навыки работы с текстом, развитие критического мышления, умения выражать свои мысли
Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент
Настрой на урок
Приветствие! Проверка наличия учебных принадлежностей и готовность учеников к уроку.
Для создания коллаборативной среды в классе использую небольшую разминку игру
готовятся к уроку
настраиваются на урок
играют игру
2.Проверка Д\зУченикам было задано прочитать или просмотреть былины, составить Диаграмму Венна ( письменно)отличие сказки от былины. Устный опрос провожу с помощью приема «Авторский стул»
Ученики-консультанты докладывает о правильности выполнения домашнего задания. До начала урока работают с теми, кто испытал трудность в выполнении домашнего задания. Проверяют дом задание
отвечают и задают вопросы
3.Оценивание ученики правильно выполнивший задание или ответившие на вопрос получает жетончик, а в конце урока подсчитывается количество жетонов.II. Стадия вызова.
1.Мотивация на новую тему
Работа со схемой Схема «Виды устного народного творчества» 1.Сказка 2.Легенда 3.Эпос 4.Лиро-эпические жыры 5.Загадки 6.Пословицы- поговорки 7.Афоризмы 
составляют схемы и работают над ними
2.Просмотр видеозаписи «Кобланды» Просмотр видеозаписи отрывка национального телевизионного проекта «Кобланды»  смотрят видеофильм о батыре
3.Работа над эпиграфом урока Эпос «Кобланды батыр» по глубине содержания и богатству  изобразительных средств – одно из лучших творений казахского народа.
    С. Жиентаев. читают эпиграф ,записывают в тетради
III.Стадия осмысления 1.Деление на группы «Сказка» и «Легенда» На доске прикрепляю дерево, на котором расположены яблочки, на обратной стороне написаны слова(сказка и легенда), так образуются две группы «Сказка» и «Легенда»
ученики по очереди берут по одному яблочку и рассаживаются по местам
2.Словарная работа Эпос- воспевается героизм батыров. (Слайд) «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай»  записывают в тетрадях определение слова
3. Прием «Синтез идей»
защита устных презентаций На отдельных листах бумаги прошу первую группу написать все то, что они знают о сказках, второй группе предлагаю написать все то, что они знают о легендах.
После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
1 группа: «Сказка» работает по сказкам и по эпосу
Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей.  Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.(работа с учебником) -Какие народные казахского народа вам известны? -Какую сказку вы любите больше всех? «Алдар Косе», и т д Эпос-воспевается героизм батыров. «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай»
2 группа: «Легенда» работают по легендам и лиро- эпическим жырам Легенды – они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан. Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником) Лиро- эпические жыры(слайд) – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа. «Козы Корпеш- Баян Сулу», «КызЖибек», «Айман-Шолпан»  Учитель: через некоторое время прошу обменяться листами и если есть , что дополнить группы дополняют работы других групп.
делятся на группы, получают задание, обсуждают и приступают к его выполнению.
Дают определения каждому из видов УНТ казахского народа
сначала работают над своими работами , а затем обмениваются листами, дополняют работы групп
3.Оценивание ученики, правильно выполнившие задание получают жетончик
4. «Пословим-поговорим» В следующем задании ребятам предлагаю поработать над пословицами и поговорками. Раздаю пословицы и поговорки, заранее разделенные на части, ученики должны собрать эти части и прочитать половицы.
Пословицы- поговорки- жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное.
1 группа «Сказка»:
Добро совершить никогда (не поздно).
Человек без друзей- что дерево (без листьев).
2 группа: «Легенда»
Скромность украшает (человека).
Где вода, там достаток всегда, где народ, там праздник идет
ученики работают над пословицами
из частей собирают пословицы и поговорки
6. «Загадай-ка-отгадай-ка» Ученикам предлагаю загадать загадки другой группе , кто больше загадает. Затем предлагаю сама несколько вариантов для групп.
Загадки. Утром встал- на две дороги попал ( брюки). У одной мыши два хвоста ( ножницы).  7.Оценивание ученики правильно собравшие пословицы или отгадали загадки тоже получают жетончик
8. Разминка Учитель: Говорю так, как тема УНТ казахского народа, я предлагаю вам, немного разминутся, поиграв игру Интериспек (вытолкни из круга). Кто еще хочет испытать силу? Надо начертить круг. Лучше побольше: тогда интереснее и труднее борьба. Задача- вытолкнуть всех из круга и стать победителем. Ну, кто кого? Быстрее можно победить, если прыгать на одной ноге. Коснулся второй ногой земли – поражение. Кто победил тому жетончик.
9.Кластер Раздаю А4 листы и прошу составить кластер «Казахские музыкальные инструменты». Ребята могут не только писать ,нои нарисовать их.
Домбра Кобы Саз-сырнайСабызгыСоставляют кластер
10.
Оценивание ученики правильно выполнивший задание получает жетончик IV.Стадия Рефлексии
1.Рефлексия
«Настроение» Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества. 
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?– А какое настроение у Вас после путешествия?
Покажите это с помощью карточек-фигур.
На доске три изображения настроения, ребята прикрепляют смайлики к подходящему их настроению после урока.
отвечают на вопросы
ребята изображают свое настроение
2.Суммативное оценивание Подсчитываем жетоны и выставляем оценки опираясь на оценочный лист групп.
3. Дом.задание: 1) Найти и пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд- о Родине, 3 ряд- о труде)напечатать на А4 листах.
2) Творческое задание: 1 группе и 2 группе: Сделать буклет или книгу «Казахские -народные традиции, игры, сказки и т д»
3)Чтение героического эпоса «Кобыланды-батыр» Записывают д/з. 
Лист оценивания группы: «_______________»
Задания Имя участника Правильность выполнения Д\зРабота в группе
Прием «Синтез идей» «Пословим- поговорим» «Загадайка-отгадайка» Разминка «Интериспек» -«Вытолкни из круга» Кластер Рефлексия «Настроение» От 1 до 5 жетонов – «3» от 6 до 10 жетонов –«4» от 11 до 15 жетонов «5»