«Изучение химических элементов в якутском народном эпосе «Ньургун Боотур Стремительный»


Статья Сивцевой Н.Н.
Тема: «Изучение химических элементов в якутском народном эпосе «Ньургун Боотур Стремительный»
Актуальность: Поиск и совмещение предмета химии, химических элементов с тремя мирами, с персонажами и с орудием труда эпических героев народного эпоса олонхо, который признан мировым шедевром ЮНЕСКО, как нематериальное культурное наследие человечества. В последние годы уделяется большое внимание в развитии народного творчества Якутии и проводятся конференции на мировом уровне. В олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» можно найти описание химических элементов: медь, золото, серебро и железо. Текст олонхо, где упоминаются химические элементы. В уздечке из золотых лучей, с поводьями из лунных лучей, под серебряным чеканным седлом, о семи подпругах тугих, крепко затянутых под животом, с медными брякушками на сбруе, кольцами серебряными на сбруе.
Гипотеза: Раскрытие и расширение знаний по химии с помощью народного эпоса олонхо. Развитие представления мировоззрения и картину мира, философии жизни ученика через эпических героев олонхо.
Цель: изучение и исследование упоминания химических элементов в народном эпосе олонхо.
Задачи: - литературный обзор по данной тематике;
- исследование наличия химических элементов в эпосе олонхо;
- изучение и обсуждение полученных результатов трех миров эпоса по химическим элементам.
Проблема исследования: в век новых информационных технологий, чтение и изучение классической, зарубежной литератур становится проблемой. А изучение народного творчества олонхо еще сложнее, что практически не дано понять истинный и глубинный смысл эпоса олонхо. Отсюда сопоставление и нахождение с точки соприкосновении через химические элементы, как один из факторов разрешения данной проблемы.
Краткое садержание: Нас заинтересовало в олонхо, тем что признанный мировой шедевр можно связать с предметом химии..поиск и совмещение предмета химии, химических элементов с тремя мирами, с персонажами и с орудием труда эпических героев народного эпоса олонхо, который признан мировым шедевром ЮНЕСКО, как нематериальное культурное наследие человечества. Устное народное творчество эпос олонхо народа саха признан мировым шедевром ЮНЕСКО, как нематериальное культурное наследие человечества. Основная сюжетная линия олонхо состоит из трех миров верхнего, где живут божества, Урун Аар Тойон, в среднем, где живут люди, и нижний, где живут нечистые силы, род абасы.
Четной границы между нижним и средним миром не наблюдается, отсюда они часто соприкасаются. Это означает отрицательные стороны нашей жизни по сей день. А между верхним и средним миром очень четкая и строгая граница, не каждому дано дойти до верхнего мира, к великим божествам. Это под силу только великому, сильному, честному, справедливому богатырю – защитнику. В эпосе этот главный богатырь спасает девушку красавицу и защищает людей среднего мира от нечистой силы, рода абасы, которые постоянно причиняют зло. В данной работе выбрано олонхо, якутсого писателя Платона Алексеевича Ойуунского «Ньургун Боотур. Стремительный»
У северных народов теснейшая связь с природой, отсюда своеобразие их мышления и удивительного восприятия окружающего мира, а также особенное художественное богатство языка, что находит отражение в замечательных творениях, вошедших в золотой фонд мировой культуры. Одним из таких творений является олонхо – самый крупный эпический жанр якутского народного фольклора, провозглашенный ЮНЕСКО в 2005 году Шедевром устного и нематериального наследия человечества. Еще в 1943 году профессор М . К. Азадовский писал об олонхо: «Якутские олонхо поражают своим художественным совершенством, силой и выпуклостью образов, живописностью описаний, изяществом языка».
Якутские сказители и певцы, не зная о существовании науки химии, в своих произведениях использовали названия химических элементов, добывали золото не только для украшений, но и в качестве мены взамен денег, использовали в быту, как незаменимое оружие для труда, как материал для посуды, которые были найдены позже.
Выводы: В данной работе автор своих героев, трех миров характеризует и символизирует химическими элементами как серебро, золото, медь, железо. Проведен анализ применения каждого элемента в произведении Олонхо. На основании анализа и применения исследуемых элементов в произведении сделаны выводы с точки зрения химического свойства элементов и философских взглядов. Данное исследование повышает интерес изучение к химическим элементам, облегчает понятие народного эпоса «Олонхо».
Внедрение: изучение и исследование химических элементов в народном эпосе олонхо идет через школьный предмет химия. Целью моей работы является передача химических знаний, формирование познавательных способностей, практических умений и навыков, формирование научного мировоззрения, гуманистическое воспитание. Задачи: изучение о веществах и их превращениях, усвоение химических понятий; раскрытие и усвоение сущности законов и теорий в соответствии с требованиями программ, рекомендованных для школ разных типов; установление связи обучения химии с жизнью; формирование химических знаний, умений и навыков, развитие познавательных способностей и интереса к химии. Использую дифференцированный подход в обучении химии как средство развивающего обучения, а также работу с дополнительной литературой, дидактическими материалами и другими источниками информации, элементы исследовательской работы, вариативные подходы к ознакомлению учащихся с первоначальными понятиями химии.
Методика изучения химических элементов: Изучение химических элементов в якутском народном эпосе «Ньургун Боотур Стремительный» начинается с классификация и систематизация сведений о химических элементах в периодической системе Д.И.Менделеева. С общего плана характеристики химического элемента на основе его положения в периодической системе. Общий план изучения металлов на основе периодического закона и электронных представлений.
На формирование понятий о химическом элементе, делаю акцент при работе самостоятельной подготовке учащихся так, как я здесь вижу путь реализации словесно-наглядно-практических методов обучения. Формой работы является подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений.
Предложенную мной работу можно использовать при характеристике металлов побочных подгрупп I группы (золото, серебро, медь). При характеристике железа, как представителя побочной подгруппы, и его соединений. При обобщении и расширении знаний о металлах на заключительном уроке. При обобщении и углублении знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов строении и общих свойствах образуемых ими простых веществах и соединениях. При обобщение, систематизация и расширение сведений об элементах металлах. Виды обобщения могут бать поурочные, тематические, заключительные.
Заключение: Над темой «Химические элементы в якутском народном эпосе «НьургунБоотур Стремительный»» занимаюсь пять лет. Мои ученики занимаясь со мною с данной темой принимали участие в различных конкурсах улусного, городского, республиканского, а также Всероссийского уровней и занимали призовые места, что подтверждает нашу совместную работу.
2008 г. «Изучение химических элементов в якутском народном эпосе
«Ньургун Боотур Стремительный»» - II место заняла в улусной конференции ученица 8 класс Федорова Даша;
2009г. Всероссийский конкурс учебно-исследовательских проектов «Применение химических элементов в произведении Нюргун Ботур Стремительный», посвященной к юбилею Д.И. Менделеева – диплом II степени;
2009г. Всероссийский конкурс посвященный к юбилею Д.И. Менделеева, Федорова Даша, участие
2010г. Республиканская НПК «Шаг в будущее», Корнилова Надя, Диплом 4 степени;
2012 г. Республиканский конкурс юных исследователей, Лукина Сахая 8 класс, диплом первой степени;
2013г Городская НПК «Шаг в будущее», Онуфриева Алия, ученица 8 класса, сертификат;
2013 г. Республиканская НПК математического форума «Ленский край» Лукина Сахая 8 класс, сертификат;
2013 г. Приглашение на российский конкурс «Национальное достояние России»
2014 г. Диплом на российский конкурс «Национальное достояние России»