Эффективные подходы к созданию условий для организационного развития педагога

Эффективные подходы к созданию условий
для организационного развития педагога
Каждый педагог стремиться сегодня стать полноправным участником всей цепочки элементов организационного развития (ОР) коллектива в целом: анализа его деятельности, целеполагания и планирования, организационной работы, контроля и регулирования. Латентное управление (по В.М.Лизинскому), указывает, что смысл такого управления натолкнуть учителя на идею, стимулировать поиск, повысить уровень мотивации, добиться, чтобы мотив постоянно звучал в душе учителя. Для этого предлагается создать проблемно-поисковые ситуации. И педагог, “чтобы найти решение, должен будет двигаться, искать, решать возникающие проблемы двигаться по пути самостоятельного приятия того, что заинтересовало” (3). Причем, важно сделать процесс выбора незаметным, поскольку неизвестно что явится отправной точкой самообразования и саморазвития: мысль ли, фраза ли.
И, действительно, как показывает практика нашей работы, моделирование ситуаций является одним из эффективных административных подходов к созданию условий для повышения уровня ОР педагогического коллектива. Почему?
Во-первых, потому, что оно помогает включать в процесс соуправления как можно большее количество участников, ненавязчиво обучив их принципам и действиям со- и самоуправления.
А во-вторых, моделирование помогает не только обучить педагогов, но и способствует материальному и мысленному имитированию ими реально существующей конкретной педагогической системы. Как результат, педагоги могут прочувствовать принципы и проблемы всей работы, положительные и отрицательные стороны ее организации.
Разрабатывая этот вопрос применительно к условиям нашего образовательного учреждения – «Петербургский Лицей», к специально смоделированным ситуациям мы отнесли проблемно-деятельностные игры (ПДИ), ролевую игру, мозговой штурм, дни делегирования полномочий, день консалтинга и другие нетрадиционные формы. Забегая вперед, отметим, что именно многообразие форм позволяет организовывать процесс поиска консенсуса, осмысления, так как каждый участник прочувствует структуру разнообразных управленческих проблем, что и будет способствовать их коллегиальному разрешению.
Поскольку наш коллектив, также как и коллективы средних школ, работает с возрастной категорией учащихся 15-17 лет и наши проблемы во многом совпадают, мы считаем, что наш опыт может оказать полезным для коллег из общеобразовательных учреждений. Представим несколько форм работы с педагогическим коллективом:
Форма 1:  Педагогический совет “Совершенствование структуры и содержания подготовки конкурентоспособного выпускника в условиях школы: проблемы, перспективы” в форме проблемно-деятельностной игры.
Начнем с того, что мы не считаем первый, этап, на котором нами определяются цели работы и выносимые на обсуждение проблемные ситуации, исключительно подготовительным. Это уже реальный этап самого педагогического совета, поскольку работает малая творческая группа педагогов. В нее обычно мы включаем представителей предметных методических комиссий (методических объединений).
В ходе совместного обсуждения разрабатывается установка на проведение педсовета и его цели, определяются проблемные ситуации.
Далее подбирается (не назначается!) примерный состав творческих групп. Для этого в учительской размещается объявление о предстоящем совете, оглашается его тематика и цели и вывешиваются листы бумаги, на которых написаны названия тематических групп. Эти названия определяются в соответствии с вынесенными на обсуждение творческими проблемами.
В нашем случае, в соответствии с выявленными проблемами, были организованы следующие творческие группы:
1 группа - “Основные проблемы нашей деятельности”:
новые подходы к социально-психологическому обеспечению;
современный уровень научно-методического обучения.
2 группа - “Непрерывное образование - один из ведущих принципов построения новой модели образования в НОУ «Петербургский Лицей»”:
расширение и совершенствование системы непрерывного образования;
создание нормативно-правовой и научно-методической базы;
мониторинг расширения профессионального диапазона;
определение содержания, новых методов и технологий обучения.
3 группа - “Исследовательская деятельность педагогов и учащихся”:
перевод методической работы на новый организационный уровень;
проблемы и перспективы работы в данном направлении.
4 группа - “Организация исследовательской деятельности учащихся ”:
роль педагога - методиста в организации НИД;
некоторый опыт по организации НИД;
проблемы и перспективы работы в данном направлении,
5 группа - “Новые подходы к организации итоговой аттестации”:
разработка программы итоговой аттестации;
виды аттестационных испытаний;
подготовка к экзамену;
6 группа - “Научный подход к совершенствованию воспитательного процесса”:
внедрение новых педагогических технологий технологий;
методическое оснащение воспитательного процесса;
проблемы, перспективы развития воспитательного процесса.
Педагоги, знакомясь с объявлением, сами вписывают себя в состав той ли иной группы. Причем, в течение одной - двух недель они, по желанию, могут перейти из одной группы в другую. После завершения распределения преподавателей в творческие труппы, ими объявляется день сбора. Каждая группа в удобное для ее участников время собирается в отдельном кабинете и обсуждает выбранную проблему, выбирает руководителя, определяет сколько раз им необходимо встретиться, назначает для этого оптимальное время.
Результат первого этапа: участники знакомы с целью, основными проблемами педсовета. Они определились в приоритете собственных профессиональных интересов. У них сформировалось определенное отношение к выбранной им проблеме. Сформирована организационная структура педсовета.
На втором этапе работы творческих групп идет наработка решения проблемы. Именно здесь происходит обсуждение процесса работы, отрабатывается теоретический материал, инновационные находки, методические решения, отбираются наиболее интересные формы их представления, то есть все то, что потом группа представляет на коллегиальном этапе педсовета.
Рождаются новые идеи, подходы к ее решению, разрабатываются методические рекомендации. Практика работы показывает, что это могут быть фрагменты уроков, практические рекомендации, памятки, анкеты, мини-интервью, методические выставки, выставки работ учащихся и т.д.
На этом же этапе необходимо организовать несколько совместных встреч администрации и руководителей групп для совместного обсуждения работы групп.
Третий этап являет собой непосредственное проведение общего совещания, где проходит коллегиальное решение проблемы. Он имеет достаточно традиционную структуру:
1. Информационное сообщение “Педагогическое образование в современной социокультурной ситуации” (руководитель первой творческой группы).
Содокладчики (участники творческой группы): “Основные проблемы нашей деятельности”.
2. Информационное сообщение “Непрерывность образования как одно из основных направлений подготовки конкурентноспособного выпускника (руководитель второй и пятой творческих групп).
Содокладчики (участники творческих групп):
“новые подходы к организации итоговой аттестации”,
“построение новой модели образования в нашей школе”.
3. Информационное сообщение: «Повышение уровня научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся» (руководители третьей, четвертой и шестой творческих групп).
Содокладчики (участники творческих групп):
“исследовательская деятельность в школе ”;
“организация исследовательской деятельности ”;
“научные подходы к совершенствованию воспитательного процесса”.
Работа экспертной группы (руководитель учреждения):
ведение педагогического совета;
подготовка проекта решения педсовета.
На четвертом этапе происходит рефлексия совместной деятельности, выбор путей решения проблемы. Творческие группы проводят ранжировку высказанных предложений по решению проблемы, оптимизируя их содержание.
Результатом работы на педагогическом совете является проект решения.
Форма 2: Презентация передового педагогического опыта в форме творческой гостиной.
Цель: представить обобщение передового педагогического опыта преподавателей, познакомиться с достижениями коллег.
Все наши педагоги являются этого соучастниками этого “действа”, причем, опять же, задолго до непосредственного общего собрания. Их работа происходит на методических объединениях в течение всего учебного года.
Так, в начале, педагогами комиссии выявляется, изучается и обобщается опыт одного из них по традиционной схеме:
1 Раздел. Краткие сведения о преподавателе.
ФИО.
Преподаваемая дисциплина.
Общий педагогический стаж.
Стаж работы по специальности.
Образование.
Опыт работы по теме.
2 Раздел. Характеристика преподавателя.
3 Раздел. Общая характеристика работы.
Тема передового опыта, его ведущая педагогическая идея.
Обоснование актуальности опыта.
Теоретическая база опыта.
Технология опыта.
Результативность работы.
4 Раздел. Отзывы.
Затем проводится работа по разработанным комиссиями сценариям. Приводим примерную схему сценария одной из презентаций:
Каждая комиссия в свободной творческой форме представляет рецензию на педагогический опыт коллеги.
Сами педагоги, опыт которых изучается, проводят краткий экскурс в прошлое, настоящее, будущее, анализируя опыт собственной работы.
Выступают учащиеся, рассказывая об этих педагогах в рубрике “Глас народа”.
Рубрика “Реклама”, в ходе которых рекламируются учебные дисциплины, по которым проводилось обобщение опыта.
Эта рубрика обычно проводиться нами в форме экзамена по предмету. Например, задание преподавателю русского языка может быть таково: “Загадать предмет, который используется в учительской профессии, и описать его коллегам прилагательными”. Преподавателю музыкальных дисциплин: “Назовите наиболее оптимальные меры работы с учеником, на ухо которому наступил медведь”.
5. Рубрика "Особое мнение”. Сюда включается интервью об опыте работы, которое могут дать любые участники презентации, в их числе директор, завуч.
По результатам творческой гостиной педагогами готовятся выставки, отражающие основные идеи педагогической деятельности преподавателей.
Как видим, эта модель позволяет достичь самого высокого организационного уровня, поскольку участие в нем принимает весь коллектив в целом, а не отдельная группа людей как это часто бывает на практике.
Форма 3: Деловая игра “Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования”.
Цели проведения:
Определить новые подходы к педагогическому мониторингу, как системной диагностики качества образования.
Способствовать развитию самоанализа педагогической деятельности.
Расширить спектр диагностических методик, применяемых на практике.
1 этап
В соответствии с правилами и целями игры весь коллектив делится на группы (это происходит по схеме, приведенной нами при описании первой модели), в которые вошли преподаватели с различным профессиональным уровнем и стилем работы.
Заранее готовятся раздаточные (рекомендательные) материалы, посвященные вопросам мониторинга.
2 этап.
Каждая творческая группа определяет руководителя и рецензента. До начала игры коллегиально изучается опыт работы преподавателей каждой проблемной группы.
3 этап:
Ход игры.
1. Участники проблемных групп обсуждают проблемы, стремясь собрать доказательства ее актуальности: “Что я думаю о педагогическом, мониторинге как системной диагностики качества образования?”.
2. Руководители проблемных групп выступают с сообщениями, знакомя педагогов с новыми направлениями мониторинга: “Что я знаю о педагогическом мониторинге?”.
3. Выступают рецензенты, проводя обмен опытом работы: “какие методики мониторинга доказали свою эффективность на практике?”.
4. При помощи анкетирования или экспресс-опроса организуется рефлеския деятельности. Вопросы для составления анкеты или экспресс-опроса могут быть, например, такими:
Изменилось ли Ваше представление о педагогическом мониторинге в процессе проведения деловой игры?
Какие направления педагогического мониторинга Вас заинтересовали? Почему?
Что из предложенного Вы готовы применить на практике?
Есть ли у Вас опыт по данной проблеме? Готовы ли Вы им поделиться? В какой форме?
5. Экспертная группа подводит итоги игры.
Таким образом, каждый участник становится в процессе игры соорганизатором. Принятие решения и его выполнение становится делом каждого, что в значительной мере повышает не только мотивацию, но и организационный уровень коллектива в целом.
Как видим, подобное моделирование ситуаций создает все предпосылки для более полного использования потенциала всех участников педагогического сообщества, развивает самоменеджмент, экономит время и усилия руководителей, обеспечивает более высокую управляемость педагогическими системами, что в целом способствует повышению уровня организационного развития педагогического коллектива. Но, позволим себе сказать в заключение, что возможным это становится только в том случае, когда самооценка его представителей адекватна уровню и потенциалу собственного организационного развития.
Список использованных источников
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. - М.; НМУ ОТО, 1999. 538 с.
2. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М.: Новая школа, 2007. 320 с.
3. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2011. 160 с.
4. Регион: Управление образованием по результатам теории и практики./ Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2011.880 с.
5. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М., 2012.204 с.

Заголовок 115