Семинар-практикум «Аксиологические основания современного образования»

Семинар-практикум «Аксиологические основания современного образования»

Мотивация.
Считали: все дело в строе,
И переменили строй,
И стали беднее втрое,
И злее само собой.
Считали: все дело в цели
И хоть изменили цель,
Она, как была доселе,
За тридевять земель.
Считали: все дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.
Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва.
Вл. Корнилов

Самая тяжелая проблема большинства из нас – желание жить и работать по-новому, но, не меняя в себе по существу ничего. А для истинного развития, которое порождало бы новые результаты образования, нужно менять самого себя, ибо частичное совершенствование прежней сути при старых знаниях и взглядах имеет существенные ограничения. Современное общество диктует множество ценностей, некоторые из которых долгое время в нашем российском образовании «затушевывались» и шли в разрез с требованиями стандартов. Например, ценность рабочих профессий, образование как услуга, школа как институт социализации. Может вы сможете продолжить этот перечень?
О ценностях общества и в частности образования так или иначе говорили во все времена. Но в связи с разработкой стандартов второго поколения заговорили вновь и очень активно.
Что такое аксиология? Изучали в вузе? Есть ли у современного образования аксиологические основания? Если да, то какие? Влияют ли индивидуальные (а может только общечеловеческие) ценности на качество современного образования? Может ли учитель изменять ценностные предпочтения у своих учеников? Существуют методические рекомендации по формированию ценностей школьников? Вопросов больше, чем ответов. Задача сегодняшнего семинара – попытаться четко выделить те ценности, которые отражены в стандартах образования и определить механизмы их формирования.
«Пренебрежение ценностным философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы» (С.И.Гессен, российский педагог)
Ценности для себя человек выбирает сам. Они могут быть и истинными, мнимыми (например, ксенофобия, национализм, человеконенавистничество). Ценности – это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, себя самого, в своих поступках и действиях. Таким образом, ценности субъективны или объективны? Попробуем разобраться, выполнив следующее задание (объяснить суть притчи, высказывания, выделить ценность, о которой идет речь. Время -10 минут. Сравним ответы групп. Есть совпадения? Почему?



Задание 1. В чем суть притчи? О каких ценностях идет речь?
«Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:
- Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
- Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».

Задание 2. Как вы понимаете слова Достоевского Ф.М.? О каких ценностях идет речь?
«Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человекаибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

Задание 3. В чем суть притчи? О каких ценностях идет речь?
«Давным-давно в старинном городе жил мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответа?» он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руку, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите: какая бабочка у меня в руке – живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради демонстрации своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».

Задание 4. В чем суть притчи? О каких ценностях идет речь?
«Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей».

Рефлексия работы в группе: 1. смогли ли вы договориться при определении ценностей, выделенных в текстах? Если да (нет), то почему?
2. можно ли использовать такую форму работы с учениками при формировании ценностных предпочтений? Если да, то как? Если нет, то почему?
3. известны ли вам другие приемы, формы работы, направленные на формирование ценностных ориентаций учащихся? Можете сейчас их представить?

Задание группам: какое из определений понятия «ценность» Вам более близко? Почему? Попробуйте дать свое определение понятию «ценность».

Определения понятия «ценность»
Аксиология – наука о ценностях (от греч. аxia – ценность).
Ценность – то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. (Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. М., 2010.)
Ценности – это некие лично и добровольно осознанно или неосознанно выбранные нравственные аксиомы, идеалы, признаваемые лучшей частью или большинством того культурного сообщества, в котором вы живете, которые вы исповедуете и которыми руководствуетесь в своих оценках, поступках, действиях, решениях. (М.В.Левит // Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2008.)
Ценности – этические идеалы и убеждения; основные убеждения и цели индивидуума либо общества. (Джерри Дэвид, Джерри Джулия. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. М., 1999.)
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. (Межуев В.М. // Вопросы философии. 1990.№ 6.с.8.)
Ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. Минск, 1998.)


Задание группам: какие ценностные ориентации представлены в стандартах второго поколения? Какие способы, формы достижения выделены? (заполните таблицу)

ценностные ориентиры
способы, формы достижения






Владеете ли Вы ими? На каком уровне? Что необходимо для того, чтобы овладеть этими технологиями на более высоком уровне?

Работа с текстом Программы развития МОУ «СОШ № 40»
Задание группам: какие ценностные ориентиры представлены в тексте Программы развития? Как они соотносятся/не соотносятся с ценностными основаниями ФГОС? Указаны ли конкретные способы, формы достижения результатов? Какие бы вы добавили/убрали? Почему?