Научная работа на тему: Компоненты и составляющие управленческого профессионализма


Компоненты и составляющие управленческого профессионализма
В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (А.К. Маркова, Ф.С. Исмагилов, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.). Имеющиеся теоретические разработки и накопленные эмпирические данные по различным видам профессиональной деятельности дают возможность говорить о существенном продвижении по пути познания сущности профессионализма как психологического феномена.
В психологии – это работы В.А. Бодрова - по психологии профессиональной пригодности, Ю.К. Стрелкова – по проблемам операционально-смысловой структуры профессионального опыта, ошибок в деятельности опытного специалиста, Г.С. Никифорова по проблемам самоконтроля и надежности профессиональной деятельности; Г.В. Суходольского по психологической теории деятельности. В психологии труда это работы Е.А. Климова по проблемам профессионального самоопределения, В.Д. Шадрикова - по проблемам системогенеза профессиональной деятельности, Е.П. Ермолаевой, – по изучению преобразующих и идентификационных аспектов профессионализма, Д.И. Завалишиной по анализу взаимосвязи профессионального развития и профессионального мышления. Профессионализация личности в зрелом возрасте и воздействующие на нее факторы рассматривались в акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.П. Ситников).
Проблемы профессиональной пригодности, профессиональной компетентности, профессиональной идентичности в различных видах труда подробно исследовались в работах Н.С. Глуханюк, С.Н. Федотова, Е.Ю. Пряжникова, Р.Х. Тугушева, Л.Б. Шнейдер, С.Л. Ленькова и др. Однако в полной мере задача раскрытия механизмов формирования и развития профессионализма субъекта труда еще не нашла своего решения.Анализ применения термина профессионализм в управленческой литературе показывает, что он используется в следующих значениях: 
1) Совокупность требований к работнику, соответствующих нормам принятым профессиональной организацией (от значения понятия профессии как вида деятельности, курируемого группой людей, владеющих определенной областью знания и контролирующих вступление в свое сообщество новых членов, полностью принимающих нормы профессиональной деятельности);2) Комплекс характеристик субъекта деятельности, отражающих накопленный в определенной сфере деятельности опыт, обеспечивающий качественное выполнение работы и достижение высоких результатов в конкретном виде работ (от значения понятия профессии как вида деятельности, требующего специальных теоретических знаний и практических навыков);
3) Совокупность качеств, выражающих моральную и социальную ответственность за содержание и результаты профессиональной деятельности (понятие профессии включает нравственную основу: профессионал существует, чтобы служить другим . 
В соответствии с первым подходом, в котором акцентируется внимание на формальных аспектах деятельности, считается, что о профессионализме можно говорить, если соблюдаются следующие условия: 
- специалист имеет базовое образование и повышение квалификации;
- обладает навыками, основанными на теоретических знаниях; 
- соответствует стандартам уровня знаний представителей профессий, что определяется профессиональной организации, регулирующей вступление в профессию;
- следует общепринятым нормам профессионального поведения . 
В данном контексте под профессионализмом понимается комплекс знаний и практических умений, которые соответствуют стандарту в определенной области деятельности, определяющих готовность работника действовать установленным образом соответственно ситуации. Такое определение профессионализма сильно сужает возможность его применения для оценки и анализа управленческой деятельности. Оно оказывается применимо лишь к отдельным аспектам и разновидностям управления, для которых есть принятые стандарты, но не ко всему содержанию работы менеджеров . 
Данный подход имеет и другую слабую сторону. Дело в том, что владение стандартом деятельности еще не показатель профессионального мастерства. Это скорее необходимый минимум, с которого начинается становление профессионализма. Это свидетельствует, скорее о некорректности или неполноте рассматриваемого представления о содержании понятия профессионализма, нежели о его локальном значении и ограниченной применимости. 
Второй подход к пониманию профессионализма основывается на выделении содержательных параметров деятельности человека, от которых зависят результаты его рабочего поведения.
В этом случае профессионализм - это характеристика деятельности работника, которая отражает практическую способность находить наиболее эффективные способы выполнять определенную работу. Прежде всего, профессионализм означает, что работники применяют профессиональные знания при выполнении своей работы. Работа, выполненная профессионально, обычно отличается тем, что она основана больше на фундаментальных понятиях, связанных с практическим опытом, чем на импровизированной реакции на события, обусловленной здравым смыслом или стереотипами привычного поведения. Профессионализм в первую очередь определяется уровнем результатов практической деятельности, оцениваемых по объективным критериям и субъективным впечатлениям заинтересованных людей. Соответствие стандарту или требованиям специальной организации - это уже вторичный признак профессионализма . 
Данный подход к пониманию профессиональной деятельности не является принципиальной альтернативой первому, но он шире, гибче (менее формализован) и прагматичнее. Его можно использовать для большинства специалистов в самых разных областях практики, в том числе для анализа и оценки деятельности руководителей разного уровня. 
Слово «профессия» происходит от латинского «profiteor», что в переводе означает «объявляю своим делом». В литературных источниках под профессией понимается следующее:
- род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы ;- род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования ;- основной род занятий, трудовой деятельности .Однако не любой специализированный вид деятельности следует называть профессией. На основании этого Румянцевой З.П. были выделены следующие признаки профессии:
1) определённый уровень институционализации, определяемый выделением её из других видов деятельности и присвоением общественного названия;
2) место в разделении труда, связанное со специфическими трудовыми навыками;
3) необходимость специальной подготовки .Профессиональная подготовка работника находит своё отражение в понятии «квалификация», которую возможно рассматривать как качественный показатель, позволяющий сравнивать труд представителей разных профессий. Термины «профессионал», «профессионализм» часто встречаются в деловой сфере, появляется потребность в трудовых ресурсах нового типа, которых принято называть профессионалами.
В настоящее время для разработки модели профессионализма наиболее часто используют компетентностный подход. В соответствии с ним профессионализм – это компетентность в конкретной области деятельности. Компетенция, понимаемая как практическая способность специалиста решать конкретные задачи на основе систематизированных знаний и отрефлексированного опыта их применения, используется в качестве основной единицы анализа профессиональной деятельности. 
А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Р.Л, Кричевский, Н.В. Кузьмина выделяли три вида компетенций: предметные (предметно -отраслевые), управленческие и инновационные. 
Предметные компетенции обеспечивают ориентацию и способность квалифицированно действовать в конкретных производственных технологиях и сложившихся видах деятельности. Разновидности предметных компетенций соответствуют специальностям, существующим в отрасли. Они составляют основу профессиональной подготовки специалиста любого профиля. 
Управленческие компетенции  обеспечивают практические способности управлять производством, отдельными процессами в целом. Они являются относительно универсальными, потому что необходимы для любых отраслей и сфер производства (Ромашов О.В., Ромашова Л.О.). 
Инновационные компетенции обеспечивают способность заниматься совершенствованием производственных и управленческих технологий и систем. Эти компетенции обладают такой же универсальностью, как и управленческие, потому что необходимы в самых разных видах деятельности. Понятно, что инновационные компетенции формируются на основе развитых предметных компетенций (у специалистов) или управленческих и предметных (у менеджеров) . 
Выделенные три вида компетенций, по существу составляют общую модель профессионализма, применимую для большинства специальностей. Рядовому специалисту необходимы лишь предметные компетенции, классному инженеру – предметные и инновационные, а хорошему менеджеру требуются компетенции всех трех типов. 
Профессионализм, по мнению Н.И. Шаталова, Г.Б. Кораблева, Смирнова Э.А. - это особый признак профессионалов .Основные подходы к определению понятия «профессионализм» заключаются в следующем:
- профессиональное отношение (отношение специалиста) к работе, делу и т. д.;
- качественная характеристика субъекта деятельности - представителя определённой профессии, определяемая мерой владения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления;
- особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях;
- мера и качество деятельности человека в определённой, строго ограниченной сфере деятельности .Важная отличительная черта профессионализма - это постоянство, неизменность, стабильность результатов.
Анализ существующих в научных публикациях определений «профессионализма» показал, что его рассматривают как высокое мастерство, овладение профессией (качественное, профессиональное исполнение трудовой функции), а также с позиции профессионального отношения к работе (знание сферы деятельности, рациональный подход к принятию решений, обоснованный выбор эффективных мер, применение профессиональной эрудиции, контроль ситуации на своём рабочем месте). Данный термин используется для обозначения общих признаков действий работника, успешно справляющегося с трудовой функцией. Проведённый анализ показал, что внимание исследователей при определении «профессионализма» сосредоточено преимущественно на результатах деятельности работников - надёжности и эффективности выполнения трудовых функций в изменчивых условиях внешней и внутренней среды организации; при этом не раскрываются природа, факторы, механизм получения этих результатов .Исходными факторами при формировании профессионализма являются мотивы и квалификация работника. Мотивация определяет отношение работника к выполняемой трудовой функции и, как следствие, надёжность достижения результатов. Мотивы рассматриваются как индивидуальные ценности и неудовлетворённые потребности, побуждающие работника к достижению определённых целей. Задача обеспечения требуемой динамики развития организации, поддержание его конкурентоспособности, особенно в условиях высокого темпа социально-экономических изменений, определяет необходимость постоянного прироста новых знаний, умений и навыков, их применения в деятельности работника, что связано с мотивацией к саморазвитию. Квалификация обеспечивает требуемый уровень выполнения трудовых функций и эффективность достижения результатов [48].
Семантический анализ понятия «профессионализм» (Т.А. Коркина, О.С. Шивырялкина) позволил сделать вывод о необходимости определения его содержания как совокупности личностных свойств работника и как результата их реализации в производственном процессе организации. Исходя из этого, были выделены внешние и внутренние свойства профессионализма, которые позволяют отразить связь личностных характеристик работника (внутренних) с качеством реализации его трудовых функций (внешними свойствами). Таким образом, применительно к руководителю организации профессионализм целесообразно рассматривать через внешнее проявление - реализацию трудовых функций.
Под профессионализмом руководителя понимается способность эффективно и надёжно обеспечивать функционирование и развитие объекта управления в разнообразных условиях на основе достигнутого уровня квалификации и мотивации к труду и саморазвитию. Данное определение учитывает как внешние проявления профессионализма с позиции результата - надёжность и эффективность выполнения руководителем трудовых функций, так и имманентные личностные свойства, детерминирующие его отношение к состоянию и развитию управляемого объекта.
Анализ научно-теоретических разработок в области управления показывает, что в качестве близких по смысловому содержанию к понятию «профессионализм» применяются такие термины, как «квалификация», «компетенция», «компетентность». В связи с этим возникает необходимость определения соотношения этих понятий и разграничения их. Отношения между понятиями принято определять на основе двух важнейших логических характеристик: содержание и объём.
По содержанию понятия «профессионализм» и «компетенция» являются сопоставимыми, то есть имеют общий существенный признак - «квалификацию». Под квалификацией, согласно С.В. Лабунского понимается: способность или умение работника выполнять конкретную функцию на основе природных и последовательно приобретаемых в результате обучения или опыта знаний, понимания решаемых задач, умения и навыков.
Знания в квалификации представляются базовыми (имеют общий характер) и специальными знаниями (характеризуются определённой направленностью по видам деятельности). В процессе обучения эти знания приобретаются и накапливаются. Понимание представляет способность работника разобрать сущность, содержание и значение исполняемой функции, задачи, проблемы, увидеть причинно-следственные связи в них, предвидеть последствия и решения.
Составляющая квалификации - как умение сделать что-либо, например, решить производственную задачу. Умение рассматривается в качестве способности работника вести организационные процессы. Оно приобретается в процессе обучения, опыта и, как правило, не является достаточным для эффективной реализации функции.
Умение следует рассматривать как этап освоения функции.
Навык - это достигнутое в результате повторения, упражнения, тренинга и доведённое до автоматизма умение осуществлять сознательные действия в процессе выполнения функции. Таким образом, квалификация по своей сущности представляет собой свойство работника, отражающее его способность выполнять заданную функцию, то есть выполнять работу определённого уровня сложности и принимать решения в определённой области деятельности.
Критерием оценки квалификации является действие, а показателем -результат этого действия. Представление о квалификации как совокупности элементов - знания, понимания, умения, навыка, обеспечивающих его способность к реализации функции, - является основанием для идентификации квалификации в качестве подсистемы в структуре профессионализма.
В условиях изменения требований к качеству реализации трудовых функций, обусловленного высокой динамикой внешней и внутренней среды организации, «профессионализм» и «компетенция» рассматриваются как перекрещивающиеся понятия, поскольку управленец, обладающий определённой компетенцией, в изменяющихся условиях может быть не способен реализовывать трудовую функцию эффективно и надёжно.
По объёму понятия «профессионализм» и «компетенция» - совместимы, то есть их объёмы частично совпадают. Применительно к изменению требований по качеству реализации трудовых функций в условиях высокой динамики внешней и внутренней среды организации понятия «профессионализм» и «компетенция» рассматриваются как перекрещивающиеся, поскольку управленец, обладающий определённой компетенцией, но не имеющий мотивацию к труду и саморазвитию, не способен реализовывать трудовую функцию эффективно и надёжно. Поэтому компетенция управленца и персонала представляется как сочетание квалификации и полномочий, предназначенных для управления использованием ресурсов в организации и реализации услуг .Понятие «компетентность» как свойство является производным от понятия «компетенция». «Профессионализм» и «компетентность» пересекаются в части наличия у руководителя определённых характеристик, позволяющих выполнять трудовую функцию и тем самым определяющих его способности.