Социализация одаренных детей в общеобразовательном учреждении.


Социализация одаренных детей в общеобразовательном учреждении.
Одаренность – особое качество психики, позволяющее осваивать определенные виды деятельности, добиваться значимых результатов за более короткий промежуток времени. На формирование личности, ее способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Способности формируются на основе задатков в процессе воспитания, обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и навыков. Согласно концепции C.Л. Рубинштейна, общая одаренность индивида соотносится с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и проявляется внутри специальных способностей. Б.М.Теплов определял одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность осуществления деятельности, он считал, что "можно говорить об обшей одаренности в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей". Согласно концепции А.М. Матюшкина, психологическая структура одаренности совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Одаренность рассматривается им как общая предпосылка творчества в любой профессии, в науке и искусстве.
Процесс социализации предполагает неуклонное сохранение индивидуальной направленности формирующей активности образовательного воздействия с целью сохранения и максимального развития личностных качеств учащихся, поскольку именно неповторимое сочетание "наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности" выступает одним из существенных диагностик человеческой личности как таковой.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Особенности социализации одаренных детей базируются на двух условиях: опережение в развитии сверстников, проблема взаимоотношения с окружающими и ориентация на способность к саморазвитию. В процессе педагогического взаимодействия очень важно научить одаренного ребенка самостоятельно работать над собой, своим мышлением, воображением, что обеспечивает формирование креативных качеств личности.
Существует три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка и где учебная деятельность является как фактором успешности, так и основной причиной неблагополучия. Первая это учебная деятельность. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Этот факт может приводить к формированию «комплекса отличника» у одаренных детей. Вторая – общение. В этой сфере у одаренного ребенка могу появляться следующие трудности: наличие у одарённого ребенка таких свойств и качеств, которые будут отталкивать от него окружающих: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок уже заранее был в курсе того, о чем идет речь, или быстро понимает излагаемый материал. Кроме того в отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я» И третья самосознание. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.
Исходя из причин неблагополучия ребенка в сферах социализации, можно составить следующую программу работы с одаренными детьми:
в учебной деятельности: работа с родителями во избежание возникновения у ребенка «комплекса отличника» - разъяснение родителям причин возникновения данного комплекса, обучение их правильной стратегии реагирования на успехи и неудачи ребенка (в рамках индивидуальных бесед с родителями);
в самосознание: обучение ребенка правильному отношению к своим успехам и неудачам, разъяснение ребенку истинных причин его неудач, помощь ребенку в формирование правильной самооценки и снижение учебной тревожности, помощь ребенку в гармоничном развитии всех сторон его личности (в рамках индивидуальных бесед с ребенком, работы ребенка с психологом, совместной работы ребенка, родителей и педагог);в общении: помощь ребенку в формировании контактов с одноклассниками, ориентация его на безоценочную помощь отстающим одноклассникам, обучение одаренного ребенка выявлению положительных качеств других учеников, выделение для класса положительных качеств одаренного ребенка, не связанных со сферой его одаренности, беседа с педагогами относительно взаимодействия с одаренным ребенком (в рамках проведения индивидуальных бесед с ребенком, проведения тренингов командообразвания и работы класса с психологом). Таким образом, работа в направлении социализации одаренных детей является комплексной и требует активной работы как со стороны классного руководителя и преподавательского состава, так и со стороны родителей, социальных педагогов и психологов школы.
Список использованной литературы:
Фрэнсис Гальтон. «Наследственность таланта, ее законы и последствия». Пер. с англ.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2.- М., 1989.- С. 149.
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. Т. 1.- М.,
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-№6.- 1989
«Технология работы с одаренными детьми» рабочая тетрадь.
Адаптация одаренных детей к школе. Джанашия А.Н.