Выступление на районном семинаре Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИХНЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Выступление на районном семинаре
«Внеурочная деятельность
как средство развития универсальных учебных действий»
Заместитель директора
по воспитательной работе
Карькова Е.А.
9 октября 2014 года
Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
В новом стандарте образования кроме привычных требований к знаниям и умениям выпускника начальной школы по предметам выделен новый результат «Выпускник получит возможность научиться», например,
• результативно действовать в новых ситуациях;
• извлекать из собственного опыта новые знания;
• самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения.
Содержание деятельности учащихся в новых формах организации внеурочного времени должно строиться на апробации, тренировке и развитии предполагаемых стандартом новых умений. В личностном плане это умение:
• осознавать свои привязанности, интересы, ценности, особенности;
• давать оценку своим действиям;
• ориентироваться в человеческих качествах, нравственных категориях добра, красоты, истины;
• действовать как гражданин (знать какие обязанности влекут за собой какие права; действовать в группе и на благо группы; ставить для себя запреты, др.);
• оформлять и выражать собственное мнение.
Собственно эти умения и соответствуют содержанию УУД.
Личностное развитие учащегося подразумевает, прежде всего, становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который: 
- понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия);
- владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);
- умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).
Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.  Поэтому одним из требований Стандарта является увязка целей и задач внеурочной деятельности с развитием универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность в школе предполагает
- создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
- осуществление «ненавязчивого» воспитания - благодаря включению детей в личностно-значимые творческие виды деятельности, в процессе которых, «незаметно» формируются нравственные, духовные, культурные ориентиры;
- воспитание культуры семьи, межличностного взаимодействия детей в социуме;
- ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, творческие технической, спортивной), на занятия, развитие их способностей в учреждениях дополнительного образования; - компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения своего пути в образовании, формировании важных личностных качеств.
Целью внеурочной деятельности в нашей школе является, прежде всего, развитие личности обучающихся, и в соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное – 30 программ, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное и экологическое). Занятия по внеурочной деятельности представлены в следующих формах:
уроки этики, посещение художественных выставок, заочные путешествия, экскурсии;
коллективно-творческие дела;
литературно-музыкальные постановки, композиции;
встречи со служителями церкви; участие в православных праздниках и фестивалях;
изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье;
составление презентаций и проектов; участие в проектах и акциях;
экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, классные часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи;
посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины;
встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Но результатом участия в каждом виде внеурочной деятельности являются выставки работ, участие в соревнованиях, проектах, конкурсах и смотрах. Итогом реализации ВД является проведение праздников и мероприятий различной направленности. Одной и наиболее предпочитаемых нетрадиционных форм внеурочной деятельности является «Коллективное творческое дело». Но педагоги нашей школе не ограничиваемся одними лишь КТД, а активно используют и другие формы работы.
Впервые в нашей школе в прошлом году проходили рождественские чтения на тему «Духовный отец России – Сергий Радонежский», где в содружестве с нами активно работали педагоги ДЮЦ, приглашая нас на свои историко-краеведческие программы и педагоги Воскресной школы. Теперь проведение рождественских чтений станет еще одной доброй традицией нашей школы. Работая в духовно-нравственном направлении, большое внимание уделено одному из самых важных праздников – празднованию Дня Победы. В этом году 69 годовщине Победы в ВОВ было посвящено КТД «Дети войны». Этому событию сопутствуют уроки мужества, вахта памяти, торжественные линейки, возложение цветов к памятнику и братской могиле в парке.
Выходом в работе по социальному направлению являются различные профилактические мероприятия, акции, праздники.
Результатом деятельности внеурочных занятий в экологическом направлении стал праздник «Экоград».
Прививая детям здоровый образ жизни и любовь к спорту, в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления проводятся Дни здоровья, спортивно-игровые программы, спортивные праздники, дружественные матчи между классами.
Во внеурочной работе УУД формируются также в следующих видах деятельности:
- метод проектов, который является очень действенным средством для получения мобильного, креативного человека, умеющего мыслить нестандартно и постоянно работать над своим образованием является. Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. И все же проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся.
Проекты во внеурочной деятельности проводятся по инициативе учащихся индивидуально или в группе. В этом случае и формирование проектных групп осуществляется «по желанию». Работа в них протекает в более благоприятной, комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче.
Внеурочная деятельность представляет собой благоприятную сферу и для применения информационно-коммуникационных технологий. Во внеурочной работе эти технологии можно использовать как коммуникативные средства для получения электронной формы отчетов при выполнении домашних работ и творческих заданий, для подготовки ученических конференций, научно-исследовательских работ, рефератов, представлением мультимедийной презентации при защите проектов.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школы, конечно, во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Но несмотря на недостатки, педагоги стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Формы воспитания и последовательность использования педагогических методов в разных направлениях внеурочной деятельности
Направление ВД и основные методы Интерактивные Вербально-репродуктивные Деятельностные
Экологическое Экологические игры, Календарные праздники Экологические беседы Экологические проекты
Спортивно-оздоровительное Спортивные праздники Беседы о здоровом и безопасном образе жизни Туристический поход
Общекультурное Государственный праздник, экскурсии в музей Встречи с интересными людьми, героями, ветеранами Краеведческие проекты
Социальное Классный, школьный, сельский, районный праздник Знакомство с правилами жизни школы, класса, общества. Этикет. Социальные, волонтёрские, законотворческие проекты
Общеинтеллекту-альноеВыставки детского творчества, музеи искусства, профессиональные музеи. Знакомство с миром профессий, обучение ручным, трудовым навыкам Научное общество учащихся, исследовательские проекты
Духовно-нравственное Экскурсии в театр, участие в фольклорных праздниках, в обрядах, ритуалах. Эссе, дебаты, конкурсы сказок, сочинений. Встречи с писателями, поэтами, художникми с деятелями церкви, философами. Участие в философских клубах, литературных гостиных дискуссиях, обсуждениях.
Взаимосвязь видов, форм и результатов внеурочной деятельности
Виды деятельности Формы деятельности на разных уровнях результата
1 уровень
2 уровень 3 уровень
игровая ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра
спортивно-оздоровительная деятельность; Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
познавательная; Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб
проблемно-ценностное общение; Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект
туристско-краеведческая деятельность. Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей
трудовая (производственная) деятельность; Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство
художественное творчество; Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме