«Исследование состояния студенческого питания в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги»


«Исследование состояния студенческого питания в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги».
Введение
Тема нашей работы – Исследование состояния студенческого питания в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в
г. Лабытнанги».
Проблема питания всегда была актуальной для студентов. Неправильное или неполноценное горячее питание подростков было отмечено как мощный здоровье-разрушающий фактор. Подобный тезис подтверждают многочисленные исследования таких ученых как О.В. Конь, Н.П. Савицкой, В.Н. Трещевой и других современных исследователей.
Научная новизна этой работы заключается в том, что студенты исследуя результаты работы, благодаря проведенному анкетированию видят, соблюдается ли режим правильного питания, принципы рационального питания, используются ли в питании потенциально опасные для организма продукты.
Качественное питание – сложная многоуровневая система. Успешный результат ее работы возможен только при обязательном комплексном решении всех элементов.
В связи с важностью этого вопроса и была проведена исследовательская работа на тему «Исследование состояния питания и вкусовых предпочтений студентов в филиале ГБОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» г. Лабытнанги».
Выбор данной темы был сделан не случайно, поскольку студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузки, хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.
Чаще всего студенты питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку, 1-2 раза в день, некоторые не пользуются услугами столовой. В рационе питания студентов преобладают углеводы, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты. Достаточная обеспеченность студента всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды.
Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллекта, работоспособности. Поэтому проблема питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
Предмет исследования – состояние студенческого питания в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги».
Гипотеза: Предположим, что состояние студенческого питания в филиале совпадает с вкусовыми предпочтениями и здоровым питанием студентов и с тем набором продуктов, которые они употребляют.
Цели работы:
1. Исследовать и оценить фактическое состояние питания студентов ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги.
2. Выявить вкусовые предпочтения студентов.
3. Оценить набор потребляемых студентами продуктов.
Исходя из этого, ставились следующие задачи:
1. Определить соответствие фактического питания, с потребностям организма студентов.
2. Исследовать существующие формы организации питания студентов в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги.
3. Определить охват горячим питанием студентов филиала ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги.
Неправильное или неполноценное горячее питание подростков было отмечено как мощный здоровье-разрушающий фактор. Подобный тезис подтверждают многочисленные исследования таких ученых как О.В. Конь, Н.П. Савицкой, В.Н. Трещевой и др.и отклонения в питании обучающихся Лабытнангского филиала ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», данные на основе анкетирования. Всего было опрошено 74 студента - первых, вторых, третьих курсов в возрасте от 15 до 23 лет.
Методы, использованные в работе:
1) анкетирование;
2) опрос;
3) сравнение;
4) анализ;
5) обобщение;
6) метод статистической обработки результатов исследования.
1 Теоретический аспект исследования
1.1 Общая характеристика, организации питания.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильная организация питания детей с первых дней их жизни с учетом возрастных потребностей и индивидуальных особенностей определяет развитие ребенка, вследствие чего осуществляется и наследие нации. Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта.
Большое влияние на организм студентов 1-х курсов оказывают изменения привычного уклада жизни.
В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевании пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.
Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузки, хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.
Чаще всего студенты питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку, 1-2 раза в день. В рационе питания студентов преобладают углеводы, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты.
Достаточная обеспеченность студента всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
Однако, в последние годы, согласно данным медицинских исследований, было установлено, что происходит ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных подростков по сравнению с их сверстниками 70-х годов 21 века в комплексе с увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обучения. При этом были выявлены факторы, обладающие здоровье сберегающим и здоровье-разрушающим потенциалом для подросткового возраста. Неправильное или неполноценное горячее питание подростков было отмечено как мощный здоровье-разрушающий фактор. Подобный тезис подтверждают многочисленные исследования таких ученых как О.В. Конь, Н.П. Савицкой, В.Н. Трещевой и др.
Возникает вопрос: на самом ли деле организация студенческого питания – проблема для нашей страны? Факты это подтверждают. Горячий обед в школах в среднем по России получают лишь 80% учеников младших классов и чуть более 50% старшеклассников. При этом в рационе подростков нарушаются соотношения основных питательных веществ, дети не потребляют достаточное количество мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов. Особенно серьезной проблемой является дефицит ряда микронутриентов и, в частности витаминов С, А, В1, В2, - каротина, железа, кальция, йода и др. Действующая система студенческого питания обеспечивает не более 30-40% суточной потребности в белках, жирах и углеводах, 20% - в витамине С и кальции. Зато в избытке подростки получают пустые калории за счет мучных, кондитерских изделий. Недаром первое место в структуре заболеваемости детей подросткового возраста занимают патологии ЖКТ, ими страдают 10-12% российских подростков. Также отмеченные нарушения питания подростков служат одной из важнейших причин таких заболеваний как: анемия, ожирение и сахарный диабет, аллергии, распространенность которых заметно увеличилась за последние годы. Получается, что, приобретая знания, дети постепенно теряют здоровье. Возможно, в этом кроется одна из причин того, что 30% молодых людей негодны к службе в армии, до 80% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии.
Качественное питание – сложная многоуровневая система. Успешный результат ее работы возможен только при обязательном комплексном решении всех элементов и подчинении их заложенному государством приоритету здоровья населения.
Пища является одним из основных факторов внешней среды, влияющих на состояние организма, обеспечивает все процессы жизнедеятельности человека. Оказывая влияние на состояние всех органов и систем организма, пища играет важную роль в процессах роста и нормального развития растущего организма, в повышении его сопротивляемости инфекционным заболеваниям, а также защите от отрицательного влияния внешней среды.
Рационально организованное питание играет определяющую роль в приспособлении организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в укреплении здоровья и гармоничном развитии подростков, а также в повышении работоспособности и улучшении успеваемости студентов.
Неправильное питание может привести к нарушению процессов жизнедеятельности организма, возникновению различным заболеваний: к расстройству обмена веществ, функций органов пищеварения, сердечнососудистой системы.
Пища должна удовлетворять энергетические, пластические и другие потребности развивающегося организма, быть качественной, разнообразной и содержать все необходимые основные пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины) в количествах и в соотношении между собой, необходимым потребностям ребенка в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, условий жизни и воспитания.
Рацион питания студентов должен составляться в соответствии с суточными физиологическими нормами питания подростков.
На величину физиологической потребности студентов в пищевых веществах и энергии оказывают влияние физиологические и биохимические особенности их организма и социальные факторы, такие как темпы жизни, условия воспитания в семье, характер обучения в колледже. Усложнение учебных программ, сопряженное с возрастанием объема информации, обуславливает повышение умственных нагрузок и нервно-эмоциональное напряжение. Производственное обучение, занятия физкультурой и спортом требуют дополнительных энергозатрат.
Нормы суточного потребления энергии, белков, жиров и углеводов для подростков (приложение 1). Рекомендуемые величины потребности в пищевых веществах и энергии для детей подросткового возраста указаны в среднем на одного человека соответствующей возрастной группы. При установлении потребности в тех или иных веществах в индивидуальном порядке принимают во внимание колебание массы тела, роста, конституциональные особенности и детально учитывают условия труда и быта школьника. Потребность в энергии является наиболее важным показателем, определяющим общую энергетическую ценность суточного рациона и потребность в основных пищевых веществах.
Энергозатраты студентов слагаются из расхода энергии на основной обмен, специфически-динамическое действие пищи, рост, на развитие и различные виды деятельности.
При установлении потребности в энергии для отдельных групп студентов необходимо учитывать их дополнительные физические нагрузки. Поэтому потребление пищевых веществ и энергетическая ценность рациона питания должна быть выше на 10-15% в зависимости от характера учебно-производственной работы.
Климатогеографические условия оказывают существенное влияние на потребность организма в пищевых веществах и энергии. В связи с этим предусматривается ее дифференцирование по климатическим зонам.
Потребность в энергии для населения районов Севера в среднем превышает величину рекомендуемой калорийности для населения Центрального района на 10% (в основном за счет увеличения содержания жира, наличие которого обеспечивает 38-40% калорийности, причем растительные жиры составляют 30% от общего количества потребности жиров), а потребность в белках и углеводах в относительном выражении (процент калорийности) примерно одинакова. Для населения районов Юга потребность в энергии на 5% ниже по сравнению с рекомендуемой калорийностью для жителей Центрального района за счет снижения доли жира, заменяемого углеводами. В суточные наборы продуктов для населения районов Крайнего Севера рекомендуется включать дополнительно: молоко – 50 г, растительное масло – 2 г, картофель – 50 г, овощи – 30 г, фрукты – 330 г.
В (приложении 2, 3) приведены нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ, для студентов.
Примерный набор продуктов, обеспечивающих необходимое количество пищевых веществ в сутки, приведен в (приложение 4).
Организация питания
Завтрак в колледже должен состоять в основном из двух блюд: горячего блюда (мясного, творожного или яичного) и налитка (кофе, чай, простокваша), дополненного бутербродом с сыром, маслом, джемом или сдобной булочкой. обед желательно составить из 4 блюд: закуска (салат из овощей, винегрет, сельдь с луком и т.д); супы - щи, борщ, суп овощной или крупяной и т.д. с кусочком ржаного или пшеничного хлеба 2-е блюдо - мясное иди рыбное с овощным или крупяным гарниров 3-е блюдо - компот, соки, фрукты и т. д. В полдник следует давать молоко с кусочком хлеба или выпеченным изделием. Данный суточный рацион может быть положен в основу питания студентов в течение всего дня.
Для приготовления домашнего завтрака и ужина необходимо использовать молоко, творог, сыр, яйца, мясные, рыбные изделия, фрукты овощи, свежую зелень, богатые полноценными белками, кальцием, витаминами. Утром, до занятий в колледже, следует давать завтрак, состоящий из молочного, творожного или яичного блюда, чая с молоком или кофе злакового с молоком и бутерброда с маслом, колбасой, сыром.
Утренний завтрак дома должен составлять 15% от суточной энергетической ценности рациона.
Домашний ужин или ужин в общежитии должен быть легким, за 1,5-2 часа до сна, так как еда перед сном нарушает ночной отдых. На ужин можно предусмотрен овощной салат, рыбное, яичное, творожное или крупяное блюдо, чай, молоко или кефир. Ужин составляет не более 20% от суточной энергетической ценности рациона.
Большое значение для формирования растущего организма и профилактики хронических заболеваний органов пищеварительной системы имеет строгое соблюдение режима питания. Прием пищи, как в колледже, так и дома, должен проводиться в одно и то же время с интервалами не менее 3-3,5 часа и не более 4-4,5 часа.
Исходя из общих требований, может быть предложен типовой режим питания студентов (приложение 5).
В тех случаях, когда предусматривается полдник, энергетическая ценность которого должна составлять 10%, энергетическая ценность завтраков и ужинов в домашних условиях уменьшается в среднем по 5%.
В организации питания в колледже важное значение имеют бесперебойное обеспечение столовых разнообразными продуктами, правильное их хранение, соблюдение должной кулинарной обработки продуктов, автоматизация подогрева, раздачи пищи, мытья посуды и т. д.
Качество питания студентов может значительно повыситься, если на пищеблок поступают специализированные продукты промышленного изготовления повышенной биологической ценности, быстрозамороженные, консервированные, охлажденные мясные полуфабрикаты и др. Применение их позволяет не только ускорить приготовление пищи, осуществлять строгое порционирование блюд, но и обеспечивать питание, дифференцированное по возрасту и сбалансированное по основным пищевым веществам.
2. Практический аспект исследования
В результате исследования методом анкетирования (приложение 6) были опрошены 74 студента филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги» - первых, вторых, третьих курсов в возрасте от 15 до 23 лет, основными целями которого стали:
Выявление вкусовых предпочтений студентов;
Анализ и оценка фактического состояния питания студентов;
Оценка набора потребляемых студентами продуктов;
В результате анкетирования было опрошено девушек 43%, а юношей 57%
Диаграмма 1 – Пол респондентов
Диаграмма 2 – Возраст респондентов
Из диаграммы 2 видно, что возраст большинства опрашиваемых составляет 16, 19 лет.
Диаграмма 3 – Режим питания
Из диаграммы 3 видно, что наибольший процент опрошенных девушек 37,5% , питаются 3-4 раза в день. Юноши 36% наибольший процент питаются, как получится, не системно 2 раза и 2% юношей питаются от 4 до 6 раз в день.
Диаграмма 4 – Места приёма
Из диаграммы 4 видно, что в общежитии самостоятельно питаются вечером 18,7% и 19,0%, среди опрашиваемых 40,6% и 61,9 % питаются дома, а в столовой колледжа питается наибольший процент студентов.
Диаграмма 5 – Блюда, употребляемые на завтрак
Из диаграммы 5 видно, что наибольший процент студентов на завтрак употребляют только чай с сахаром 65,6% и 59,5 %, не завтракают 15,6% и 9,5% из всех респондентов 21,8% и 23,5% употребляют на завтрак 2-е и 1-е блюда.
Диаграмма 6 – Блюда, употребляемые на обед
Из диаграммы 6 видно, что опрашиваемые в обед употребляют вторые блюда 68,7%, первое и второе блюдо 64,2 %, второе и чай с булочкой 28,5% другие блюда.
Диаграмма 7 – Обеденный перерыв
Из диаграммы 7 видно, что для того что бы пообедать 53,1% и 42,8% опрашиваемым хватает 15 минут, 25,0% и 26,1% - 20 минут, 2,3% успевают пообедать за 5 минут.
Диаграмма 8 – Блюда, употребляемые на ужин
Из диаграммы 8 видно, что на ужин 65,6% употребляют второе, 6,2 % – не ужинают.
Диаграмма 9 – Соблюдение здорового питания.
Из диаграммы 9 видно, что 28,1 % и 23,8 % не соблюдают здоровое питание, 54,7% и 43,7% - стараются придерживаться, 25% и 21,4% не знают об организации правильного, здорового питания.
Диаграмма 10 – Употребление кисломолочных продуктов
Из диаграммы 10 видно, что кисломолочные продукты употребляют 73,8% и 59,3 %- редко, 46,8 % и 21,4 % – часто употребляют кисломолочные продукты.
Диаграмма 11 – Употребление фруктов
Из диаграммы 11 видно, что 50,0% опрашиваемых и 35,7 % фрукты употребляют ежедневно; 45,2 % и 34,3 % - часто; 9,3 % и 4,7 % – 1-2 раза в неделю; 2,3 % употребляет фрукты редко – 3-5 раз в год.
Диаграмма 12 – Употребление овощных блюд
Из диаграммы 12 видно, что 25,0 % и 21,4 % овощные блюда употребляют часто; 18,7 % и 16,6 % – редко; 15,6 % и 9% и 5 %- не употребляют вообще.
Диаграмма 13 – Употребление салатов
Из диаграммы 13 видно, что 42,8 % и 31,2 - употребляют салаты каждый день; 7,1 % 6,3 % опрашиваемых салаты употребляют редко и 2,3 % по праздникам.
Диаграмма 14 – Употребление супов
Из диаграммы 14 видно, что 45,2 % и 31,2 %; супы употребляют ежедневно ; 3,1 % - не едят супы.
Диаграмма 15 – Употребление горячих вторых блюд
Из диаграммы 15 видно, что 78,1 % и 61,9 % употребляют горячие вторые блюда ежедневно; 21,4 % и 6,2 %- 1-2 раза в неделю.
Диаграмма 16 – Употребление в пищу сухариков, чипсов и т.д.
Из диаграммы 16 видно, что 28,1 % и 16,6 % сухарики, чипсы и т.д употребляют 1 раз в неделю 6,2 % и 4,7 % употребляют редко и 15.6 и 9,5 %- не употребляют сухарики и чипсы.
Диаграмма 17 – Предпочтение продуктов тепловой обработки.
Из диаграммы 17 видно, что 80,9 % и 65,6 % предпочитают продукты - жареной обработки; 38 % и 28,1 % – тушеной обработки; 35,7 % и 25 % – отварные; 38 % и 25 % - запечённые; 38 % и 34,3 % – копчёные; 3,1 % предпочитают свежую сырую рыбу; 4,7 % тепловая обработка - по разному.
Диаграмма 18 – Предпочтение салатов на заправке.
Из диаграммы 18 видно, что 78,5 % и 71,8 % предпочитают заправку – майонез; 28,1 % и 26,1 % – масло растительное; 23,8 % и 9,3 % - сметану; 9,3 % и 4,7 % – уксус; 3,1 % предпочитают – кетчуп, оливковое масло, разные; 3,1 % – когда как, предпочтение одной какой – либо заправке не отдают.
Диаграмма 19 – Вес тела.
Из диаграммы 19 видно, что 78,5 % и 68,7 % считают свой вес тела - нормальным; 18,7 % и 7,1 % – избыточным; 16,6 % и 3,1 % – недостаточным.
Диаграмма 20 – Нравится ли питаться в столовой колледжа.
Из диаграммы 20 видно, что 85,7% и 78,1 % нравится питаться в столовой колледжа; 6,2 %и 2,4 % – нет; 7,1 % и 3,1 % – не очень нравится; 3,1 % ответили – что, не всегда нравится.
Заключение
В результате проделанной работы был проведен литературный обзор организации рационального питания студентов, проведена работа по выявлению вкусовых предпочтений и отношения к организации студенческого питания.
Наша гипотеза не подтвердилась, состояние студенческого питания в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г.
Лабытнанги не совпадает с вкусовыми предпочтениями и здоровым питанием студентов и с тем набором продуктов, которые они употребляют.
В нашем быстром и информационном ритме жизни мы стали мало задумываться о здоровом питании. Реклама внушает нам, что фаст-фуд – это хорошо, а главное быстро, повседневный «перекус» готовой пищей стал для нас привычным делом.
Мы перестали задумываться о том, какие продукты лучше купить, чтобы приготовить более здоровую и полезную пищу, главным для нас стало быстро. Одни не задумываются о вреде приема такой пищи, превращая его в повседневный ритуал. Другие подозревают, что питаться так – неправильно, но не могут удержаться от «фастфудного и быстрого» соблазна.
Результаты исследований показали, что в столовой колледжа 71,8% и 61,9 % питается наибольший процент студентов, из них наибольший процент 36 % питаются, как получится, не системно.
Студенты на завтрак употребляют только чай с сахаром 65,6% и 59,5 %, не завтракают вообще 15,6% и 9,5%. Из всех респондентов, всего 21,8% и 23,5% употребляют на завтрак 2-е и 1-е блюда.
В обед употребляют вторые блюда 68,7%, первое и второе блюдо, только 64,2 %.
На вопрос «Сколько у Вас обеденный перерыв?», для того что бы пообедать 53,1% и 42,8% опрашиваемым, хватает 15 минут, 2,3% студентов успевают пообедать за 5 минут.
Не ужинают 6,2 % студентов.
Из числа студентов 28,1 % и 23,8 % не соблюдают здоровое питание, 54,7% и 43,7% - стараются придерживаться, 25% и 21,4% студентов не знают об организации правильного, здорового питания.
Правильное питание – это, прежде всего питание, полностью обеспечивающее потребности человека в энергии и всех основных пищевых веществах: белках, жирах, углеводах, пищевых волокнах и.т.д.
В питании важно использовать пищу сбалансированную витаминами и аминокислотами, удовлетворяющую этим требованиям.
В связи с этим рекомендовано разработать программу, содержание которой, будет позволять побудить студентов к правильному питанию, исключению из рациона фаст-фудов, чипсов, сухариков, газированных напитков, большинство студентов будут задумываться о последствиях не соблюдения принципов рационального питания для своего будущего.
Доведение до каждого студента важнейшей информации о правильном и здоровом питании, мотивации их к организации собственного питания с точки зрения рационального питания, исключению из рациона вредных и потенциально опасных продуктов, задуматься о последствиях несоблюдения принципов рационального питания для своего будущего, что, конечно же, повысит уровень их здоровья, настроения, физической и умственной активности.